Художественная обработка кожи

Дата: 25 мая 2017

                                                Художественная обработка кожи

            Художественная обработка кожи в Узбекистане достигла высокого развития в далеком прошлом, когда изделия из натуральной кожи - одежда, обувь, предметы военного, охотничьего и конского снаряжения, домашняя утварь, дорожные вещи были повседневной необходимостью земледельца, горожанина, воина, кочевника.

            Мастера-кожевники искусно владели различными способами выделки добротных кож, знали секреты натурального растительного дубления, окрашивания. И потому получали эластичные красивые кожи. Из ослиных и лошадиных шкур бухарские и самаркандские мастера выделывали знаменитую бирюзово-зеленую шагрень, из шкур коз и овец выделывались тонкие цветные сафъяны, из шкур крупного рогатого скота - плотные цветные юфти, из бараньих шкур - различные сыромятные кожи типа замши.

                   Особенной декоративностью отличалась зеленая шагрень, из которой шили дорогую обувь, а также использовали для отделки вещей домашнего обихода футляров для посуды, книжных переплетов. Из окрашенной в яркие цвета замши шили своеобразные широкие брюки для воинов и охотников, шубы, украшая их тамбурной вышивкой шелковыми и драгоценными нитями.


                Тиснение - наиболее сложный и эффектный вид декора, связан с сафьяновыми и юфтевыми кожами. Из этих кож изготовлялся самый разнообразный ассортимент художественных предметов, начиная от кошельков, поясов до крупных сундуков, чемоданов. Холодное тиснение кожи применяли мастера - специалисты по изготовлению чемоданов и сундуков. Они прекрасно чувствовали особенности пластической структуры материала, сочетая растительный и геометрические узоры с вышивкой и аппликацией. Тончайшим узорным тиснением украшались сафьяновые книжные переплеты, горячим тиснением украшались папки для бумаг. В этих изделиях мастер уделял основное внимание декоративному членению плоскости, орнамент здесь всегда строго уравновешивался, традиционная вязь растительных и геометрических узоров искусно сплеталась с эпиграфикой.

                Особым видом кожаных изделий являлись дорожные футляры для фарфоровой посуды - чинникап. Легкий и прочный футляр украшался вышивкой, аппликацией, различными кистями из шелка или сыромятной кожи.

                Кочевое хозяйство каракалпаков в старину знало немалое количество изделий из кожи. Особенной выразительностью отличалось убранство конской сбруи. Все детали узды - оголовье, налобник и др. украшались своеобразными накладками ювелирной работы, отделанными крупными вставками сердолика и бирюзы, украшались отдельные детали седла - нагрудник, подхвостник. Несложным шелковым узором вышивались кожаные подседельники. Сидение седла состояло из деревянного остова, украшенного костяными накладками с гравированным узором, и подушки", обтянутой кожей. Украшением конского снаряжения служили орнаментированные холодным тиснением кожаные детали седла тебенги, которые вешались по сторонам сидения седла и служили для предохранения ног от трения о ремень.

Видеогалерея

Комментарии
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.