Ткани и материал

Художественная обработка кожи

Художественная обработка кожи

Художественная обработка кожи в Узбекистане достигла высокого развития в далеком прошлом, когда изделия из натуральной кожи — одежда, обувь, предметы военного, охотничьего и конского снаряжения, домашняя утварь, дорожные вещи были повседневной необходимостью земледельца, горожанина, воина, кочевника.

Мастера-кожевники искусно владели различными способами выделки добротных кож, знали секреты натурального растительного дубления, окрашивания. И потому получали эластичные красивые кожи. Из ослиных и лошадиных шкур бухарские и самаркандские мастера выделывали знаменитую бирюзово-зеленую шагрень, из шкур коз и овец выделывались тонкие цветные сафъяны, из шкур крупного рогатого скота — плотные цветные юфти, из бараньих шкур — различные сыромятные кожи типа замши.

Особенной декоративностью отличалась зеленая шагрень, из которой шили дорогую обувь, а также использовали для отделки вещей домашнего обихода футляров для посуды, книжных переплетов. Из окрашенной в яркие цвета замши шили своеобразные широкие брюки для воинов и охотников, шубы, украшая их тамбурной вышивкой шелковыми и драгоценными нитями.

Тиснение — наиболее сложный и эффектный вид декора, связан с сафьяновыми и юфтевыми кожами. Из этих кож изготовлялся самый разнообразный ассортимент художественных предметов, начиная от кошельков, поясов до крупных сундуков, чемоданов. Холодное тиснение кожи применяли мастера — специалисты по изготовлению чемоданов и сундуков. Они прекрасно чувствовали особенности пластической структуры материала, сочетая растительный и геометрические узоры с вышивкой и аппликацией. Тончайшим узорным тиснением украшались сафьяновые книжные переплеты, горячим тиснением украшались папки для бумаг. В этих изделиях мастер уделял основное внимание декоративному членению плоскости, орнамент здесь всегда строго уравновешивался, традиционная вязь растительных и геометрических узоров искусно сплеталась с эпиграфикой.

Особым видом кожаных изделий являлись дорожные футляры для фарфоровой посуды — чинникап. Легкий и прочный футляр украшался вышивкой, аппликацией, различными кистями из шелка или сыромятной кожи.

Кочевое хозяйство каракалпаков в старину знало немалое количество изделий из кожи. Особенной выразительностью отличалось убранство конской сбруи. Все детали узды — оголовье, налобник и др. украшались своеобразными накладками ювелирной работы, отделанными крупными вставками сердолика и бирюзы, украшались отдельные детали седла — нагрудник, подхвостник. Несложным шелковым узором вышивались кожаные подседельники. Сидение седла состояло из деревянного остова, украшенного костяными накладками с гравированным узором, и подушки», обтянутой кожей. Украшением конского снаряжения служили орнаментированные холодным тиснением кожаные детали седла тебенги, которые вешались по сторонам сидения седла и служили для предохранения ног от трения о ремень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top.Mail.Ru