Ташкентский вернисаж
«Да здравствует любовь!»- так называется не совсем обычная, во многом неожиданная выставка, открытая в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана.
Дело в том, что Секция графики творческого Союза художников Узбекистана представила вниманию ташкентцев вернисаж, посвящённый одному из самых ярких, привлекающему пристальное внимание во всем мире произведению, роману выдающегося российского писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Организаторами выставки стали Академия Художеств Узбекистана, Международный караван-сарай культуры, Союз писателей Узбекистана и Медицинский центр Алексея Назарова. Как отмечалось на церемонии открытия, Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. Он вошел в русскую и мировую литературу, прежде всего как автор романа “Мастер и Маргарита”, считающегося лучшим романом ХХ столетия. Это его последний роман, который и принёс ему мировую славу.
В романе “Мастер и Маргарита” отчетливо прослеживается интерес писателя к различным мифам прошлого и настоящего. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства “Мастер и Маргарита” по праву стоит в одном ряду с “Дон Кихотом” Сервантеса, с “Фаустом” Гете, Толстовской “Войной и миром” и другими вечными спутниками человечества в его исканиях истины и свободы. В романе чётко соотносятся между собой злодеяние и возмездие, любовь и предательства , расставание и встреча, казнь и воскресение. В каждой из частей романа есть своя кульминация: в первой действие достигает наивысшего эмоционального напряжения в главе о сеансе чёрной магии; во второй — в сценах, повествующих о Великом бале у сатаны.
В «Мастере и Маргарите» соединены разные жанры: здесь есть элементы детектива (загадочная смерть Берлиоза, погоня Ивана Бездомного за незнакомцем), приключенческого и авантюрного романа (стремительный темп первой части, фантастическое перемещение Стёпы Лиходеева в Ялту, появление Геллы в театре Варьете), сатирического произведения (сюжетные линии, связанные с Никанором Ивановичем Босым и буфетчиком Соковым), философской работы (размышления героев о выборе, истине, добре и зле). В процессе создания булгаковских образов перед художниками стояла нелёгкая задача: необходимо было отразить посредством графики единство и борьбу противоположностей – тело и душа, чёрное и белое, религия и атеизм, плохой и хороший, день и ночь.
Мастерски изобразили персонажей и некоторые сюжеты из романа художники, представившие свои работы на выставке: М. Фозили, Т. Ли, Мария-Сафи Ли, Р. Азизов, Г. Мордвинцева, А Харшак, А. Плужников, К. Максютова, А. Бобров, А. Ибрагимов, С. Чуванов, С. Маматкулов, А. Володина, Р. Азиханов, А. Казбанова, Н. Абдуллаев, Г. Наумова-Ким, О. Васиханов, А. Барковский, Д. Меликова, А.Михайлов. Все работы представляют собой иллюстрации, коллаж или абстрактные изображения, повествующие о событиях романа. Зритель может узнать в произведениях графиков Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, Мастера – в облике которого просматривались черты самого Михаила Булгакова. Булгаковский Мастер – философ, наделённый некоторым сходством с Кантом, который был равнодушен к радостям семейной жизни. Мастер бросил службу и в подвале застройщика вблизи Арбата засел за написание романа о Понтии Пилате.
Образ героини романа – Маргариты – в работах художников-графиков олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Маргарита выполняет роль монады – основной структурообразующей единицы бытия в романе, ибо именно милосердие и любовь призывает Булгаков положить в основу человеческих отношений и общественного устройства. Маргарита действует во всех трех измерениях: современном, потустороннем и древнем. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. Но угроза гибели невинного ребенка оказывается тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и для Маргариты наступает отрезвление. Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Но этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действие Маргариты здесь никому не причиняет никакого вреда и потому не требует искупления. Маргарита так и остается для идеалом вечной, непреходящей любви.
Выставка организована благодаря усилиям известного ташкентского врача, руководителя крупного медицинского центра и создателя собственной картинной галереи Алексея НАЗАРОВА. Вот, что он нам сказал об этом своем проекте:
— В мировой литературе есть книги , в которых находит блистательное отражение вся жизнь человека, и белое, и черное. И в них много интересных новаторских идей. К ним я отношу и произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это совершенно удивительный роман, который во многом изменил меня, изменил мою философию, отношение к миру, жизни и смерти. Поэтому хочу выразить свою особую благодарность издательству Гафура Гуляма, которое выпустило этот роман 30 лет назад в числе первых после разрешения его выпуска в печать. В данном случае я стремился восстановить традицию, не потерять связь времен и через три десятилетия представить это гениальное произведение с иллюстрациями наших самых лучших узбекских художников. Теперь желательно выпустить эксклюзивную книгу, очень красивую и с иллюстрациями лучших графиков Узбекистана.
На выставке интересны все представленные работы. Есть на что посмотреть, есть о чем подумать. Три картины подготовил к показу в Караван-сарае культуры ташкентский художник Александр Михайлов. Одна из них посвящена образу главного героя, который обозначен как Мастер. — Каждый человек видит главную тему романа по своему, говорит он, у меня тоже есть свое представление. Здесь четко просматриваются социальная тема, гротеск, историческое переплетение. Это мое видение его образа и образов других героев. Хотелось бы поблагодарить Алексея Назарова за то, что этот проект состоялся .
О ташкентском следе этого произведения, говорил в своем выступлении известный писатель Евгений Абдуллаев, который отметил, что именно в нашем городе , в обозрении литературоведа Вулиса были впервые напечатаны страницы из этого знаменитого романа. Можно сказать, что именно в Ташкенте он был открыт читателю. После этого книга с его примечаниями выходит в Москве. Именно в Ташкенте Елена Сергеевна Булгакова читала очень известным узбекским литераторам и находившимся в эвакуации их российским коллегам.
Выставка продолжит свою работу до 5 декабря 2018 года.