ПОЧЕМУ АВТОБУСЫ ТАКИЕ ГРЯЗНЫЕ В ПАНДЕМИЮ?
Вопрос о чистоте в общественном транспорте уже не раз поднимался местными пользователями популярных социальных сетей, но особенную актуальность приобрел именно во время пандемии коронавируса, когда большинство жителей Ташкента озабочены собственной безопасностью и здоровьем своих близких.
Очевидно, что не стоит выстраивать прямые параллели между чистотой и обстановкой в общественном транспорте с распространением вирусов и других заразных заболеваний, особенно имеющих сезонную тенденцию. Это сложный вопрос, который требует специфических исследований, предпринимаемых крупными научными институтами. Хотя уже доказано, что если люди на протяжении нескольких остановок находятся в закрытом помещении в непосредственной близости друг от друга, то риск передачи болезней возрастает.
Поэтому после начала пандемии в Ташкенте были введены карантинные меры и остановлено движение всех видов общественного транспорта. Передвигаться по городу стало возможно только при помощи специально оборудованных такси. Эти ограничения были сняты только 8 июня 2020 года, решением Специальной республиканской комиссии по борьбе с коронавирусом. Комиссия при этом объявила новые требования к чистоте и поведению в автобусах. Они предписывают проводить полную дезинфекцию автомобиля автопарком перед каждой поездкой и на конечной станции, а также на крупных остановках. Водители должны не только носить медицинские маски и перчатки, но и регулярно и своевременно их менять. Теперь в автобусы должны допускаться только пассажиры в медицинских масках.
Чтобы проверить насколько хорошо соблюдаются эти элементарные санитарные требования в городских автобусах, корреспондент Uzor.uz на протяжении двух недель ездил на автобусах, курсирующих на разных маршрутах в городе Ташкенте. К сожалению, пронести в салон автобуса профессиональную камеру не получилось, поскольку водители и кондуктора реагировали агрессивно даже на съемку на мобильный телефон. Что касается того, насколько законно снимать салон автобуса без разрешения начальства автопарка, то следует учесть, что пассажирские перевозки это такая же услуга, как и другие. Каждый желающий на правах ее потребителя имеет право зафиксировать нарушение своих прав. Без этого у людей просто не было бы возможности доказать свою правоту.
Первое знакомство с особенностями разных маршрутов показало странную закономерность. В салонах более крупных моделей автобусов таких, как Mercedes Benz и MAN оказалось значительно чище. Очевидно за ними и следят получше, что свидетельствует о том, что чистота автобусов может зависеть не только от пассажиров, но и от ухода со стороны автопарков. Намного хуже с чистотой у маловместительных автобусов ISUZU. Здесь ситуация кардинально иная. На протяжении двух недель корреспондент Uzor.uz, ежедневно ездил в автобусах ISUZU, курсирующих по маршрутам № 1, 16 и 199, чтобы проверить является ли их плачевное санитарное состояние тенденцией.
Хотя эти маршруты и популярны, на них почему-то используются именно маловместительные автобусы. Такой необычный подход иллюстрирует явные ошибки, допущенные автопарком при их составлении. Из-за проблем с периодичностью движения, в часы пик автобусы переполнены, а в течении дня в салоне могут сидеть всего пару пассажиров.
Раньше большинство пассажиров относились с пониманием ко всем сопутствующим неудобствам, но ситуация изменилась с появлением коронавируса.
О какой социальной дистанции можно говорить, если в небольшой салон могут одновременно зайти несколько десятков человек, а пассажиры на стоячих местах, чтобы удержаться
на ногах практически ложатся на тех, кто сидит? Свою роль в проблеме играет и погода. Перепады температуры и внезапные осадки мешают горожанам одевать подходящую для природных условий одежду. Поэтому в салонах автобусов можно встретить людей, как в легкой одежде, так и в тяжелых зимних куртках. Одежда делит пассажиров на два лагеря. Одни пытаются охладиться, открыв окна автобуса другие их закрывают, боясь сквозняков. «Борьба за окна» сводит к минимуму вентиляцию салона. В теплую погоду здесь может быть очень жарко, а в холодную влага от человеческого дыхания собирается в росу на окнах и медленно стекает, оставляя жирны разводы на стеклах.
О том, насколько пассажиры привыкли к этому свидетельствует необычная ситуация, происходящая во многих автобусах. Корреспондент Uzor.uz во время своего эксперимента неоднократно был ее свидетелем. Один из них произошёл в автобусе по маршруту № 1. В салон автобуса зашел мужчина средних лет и сел на свободное место. Через несколько минут он наклонил голову и прислонил ее именно к тому участку стекла где уже красовался запёкшейся след от чьей-то чужой потной головы. Этим мужчиной оказался 38-летний энергетик Шохрух Исмаилов.
По словам Шохруха, он верит, что опасность пандемии преувеличена, а он сам никогда не заразиться коронавирусом, ведь для этого каждый день ест чеснок и перец. Он всегда слишком сильно торопится на работу, чтобы обращать внимание на такие мелочи, а санитарное состояние автобуса его полностью устраивает. Шохрух уверен, что в общественном транспорте не может быть чисто просто по определяю, и эта ситуация никогда не измениться.
После Шохруха, до окончания маршрута его место занимали еще три пассажира и двое из них повторили его прикосновение к «притягательному» пятну на стекле. Одни из них даже потерся о него щекой.
На самом деле Шохруху легко рассуждать о чистоте, когда он одет в джинсы и рабочую одежду, но что делать женщинам, которым достаточно прикоснуться своей одеждой к грязным поверхностям, чтобы ее испортить. С некоторых тканей просто невозможно отмыть мазут или продукты сгорания горюче-смазочных материалов. Почему ими покрыты некоторые участки салонов автобусов понять сложно. Обычно автопарки возлагают вину за грязь в салонах именно на пассажиров. Этим действительно можно объяснить грязь, на полу, что тогда делать с микроскопическими чистецами и черным порошком, оседающим на потолке и стеклах салона.
Эта черная пыль больше похожа на продукты сгорания горюче смазочных материалов, каким-то способом попадающие в салон автобуса. Это доказывает и тот факт, что ее невозможно отряхнуть с одежды, а можно только отстирать. Чтобы проверить, как часто в автопарках моют потолки салонов корреспондент оставил следы своих пальцев на грязных потолочных люках в салонах нескольких автобусов. За две недели эти следы так никто и не стер.
Кроме того, на стенках и потолках салонов иногда встречаются довольно странные следы. Среди них вязкие капли и практически нестираемые брызги, номера телефонов и даже реклама выведенные пальцами на черной пыли, покрывающей потолок. За две недели ни один из этих грязных следов так и не исчез.
Самым чистым местом салона можно считать поручни. Их ежедневно полируют тысячи рук. Хотя и на них много пыли, особенно на участках, куда не дотягиваются руки пассажиров. Другой вопрос насколько опасно к ним прикасаться.
На данный момент ученые расходятся во мнении насколько долго коронавирус может находится на поверхностях. Результаты одних исследований свидетельствуют о том, что коронавирус не передается через прикосновения к поверхностям предметов, другие исследователи утверждают, что вирус может жить до двух часов на поверхностях, результаты изысканий их коллег увеличивают продолжительность жизни возбудителей до двух дней на любой поверхности. Стоит учитывать, что большинство этих выводов было сделано еще в начале пандемии, когда только формировались представления о новом заболевании. Тогда ученые еще не разбирались в его симптомах, не знали о наличии у него разновидностей, а большинство его штаммов еще не появилось.
Удивляет и состояние сидений. В некоторых автобусах на оригинальную обивку просто натянута дешевая ткань. Она легко собирает всю грязь и уже давно нуждается в замене.
К слову и сами пассажиры часто нарушают карантинные требования. Так в каждом автобусе можно увидеть людей без масок. На любые попытки сделать им замечания по этому поводу они обычно отвечают агрессивно. При этом удивляет реакция других пассажиров. Они пытаются не замечать сидящих рядом людей без масок, даже если те постоянно кашляют.
Услугами общественного транспорта ежедневно пользуются десятки тысяч жителей города Ташкента, поэтому в салонах автобусов может быть грязно, но это и не отменяет необходимость следить за чистотой и проводить периодические санитарные обработки, особенно во время пандемии коронавируса.