Набивные ткани
Изготовление набивных тканей было широко распространено у народов, населяющих нынешнюю территорию Узбекистана. Набивные скатерти, всевозможные занавеси, одеяла, платки, высококачественные ткани для женских платьев, разнообразные покрывала, включая конские попоны, даже погребальные саваны и другие штучные и метровые набивные изделия выполняли утилитарные функции и служили украшением быта.
Искусством этим славилась Бухара и прилегающие к ней селения. Прекрасные изделия вырабатывали мастера Ургута, Шахрисабза, Самарканда, Катта-Кургана, Ферганы, Ташкента, своеобразием отличалась набойка Хорезма.
Традиционное искусство украшения ткани набивным узором связано с орнаментальной резьбой по дереву. Архаические приемы ручной набивки с помощью деревянных резных штампов известны многим народам, и повсюду это удивительное по своей простоте и щедрости художественного выражения искусство отмечено печатью национального своеобразия. Многовековая культура развития этого искусства на территории Узбекистана несомненна. Обнаруженные археологами стенные росписи V-VIII вв. нередко содержат изображения богато орнаментированной одежды из различных тканей, отделанных вышивкой, тканным и набивным узором.
Черный узор с густой красной подцветкой на розоватом фоне — строгая и одновременно теплая гамма — излюбленный колорит набойки мастеров Узбекистана ХIХ-ХХ веков. В прошлом колорит набойки был более многообразным, вырабатывались и были популярными набойки темно-синие, индиговые. Традиция народного искусства отобрала и сохранила до наших дней лишь своеобразную черно-красную набойку. В орнаментальных композициях набивных тканей господствуют фантастически преображенные образы цветущего сада — пышно распустившиеся цветы, грациозные бутоны, переплетающиеся побеги, стебли, листья, зреющие плоды — гранат, миндаль, клубника и др. Геометрические мотивы здесь всегда подчинены плавным и в то же время четким ритмам всей композиции, и это особенно чувствуется в штучных изделиях с богатой многорядной каймой и крупными, также многорядными кругами в центре, это можно видеть в альбоме на бухарском и ташкентском образцах.
Своеобразны способы изготовления набивных тканей. Декорируемую ткань, обязательно хлопчатобумажную, пропитывали раствором танина, приготовляемого в прошлом из галла фисташкового дерева, узор наносился на ткань вручную при помощи калыбов — деревянных штампов.
Индивидуальность творчества каждого мастера выражалась в процессе набивки узора, в его умении подобрать и скомпоновать калыбы, которых у каждого мастера имелось по нескольку десятков иди даже сотен экземпляров. Узорные штампы служили подолгу и передавались по наследству.
Изготовление калыбов было оригинальной отраслью искусства резьбы по дереву, которым особенно славились в прошлом мастера Бухары. Среди современных резчиков также известны мастера, изготовляющие калыбы, ташкентские современные резчики создали калыбы с интересными узорами хлопковых коробочек, цветов хлопка.