Национальная одежда

Средневековый костюм Средней Азии: вехи эволюции (VII – XVII вв.)

История средневекового костюма – наименее изученная область истории искусства Средней Азии. Основным источником опубликованных работ по костюму этого периода являются миниатюры – иллюстрации рукописных книг XV – XVII вв.. Существуют также свидетельства средневековых письменных источников, но их сведения очень малочисленны, фрагментарны, лаконичны. Скуден, к сожалению, и археологический материал.

Миниатюра для исследования средневекового костюма дает полное, конкретное, наглядное представление об одежде. В ней отражен (хотя и условным языком) достаточно точно реальный облик человека тех далеких времен. Миниатюра – искусство придворное. Именно здесь формировалась мода, основной вид одежды всех социальных слоев столичного общества. Все новое в одежде тут же изображалось в миниатюре, которая, однако, является достоверным источником только тогда, когда имеет подлинные указания места и времени создания. Пользоваться данными миниатюр, которые недостаточно обоснованы в датировке и локализации, значит, заведомо подвергать исследование неточностям и ошибкам.

Важной задачей, стоящей сейчас перед исследователями среднеазиатского костюма, является изучение его эволюции и определение особо важных этапов развития. Наиболее ранними средневековыми миниатюрами, дающими возможность увидеть, каким был в то время костюм, являются иллюстрации “Варка и Гульшах”, созданные в конце XII – начале ХIII в. в восточной части Ирана, которая в тот период входила в состав единого среднеазиатского государственного объединения под властью хорезмшаха. Стилистически костюм этого периода уже представлял собой новый тип одежды, связанной в то же время с домусульманскими художетвенными традициями, которые продолжали существовать в Средней Азии и после принятия ислама, вплоть до монгольского нашествия в первой четверти XIII в. Исследователи отмечают их бытование в памятниках архитектуры, прикладного искусства, орнаментики IX – XII вв.. Тот же процесс мы можем отметить и в искусстве ткани, и в одежде вышеназванного периода, что наглядно демонстрирует изображенная в миниатюрах “Варка и Гульшах” одежда персонажей, в которой явно прослеживаются сохранившиеся элементы тохаристанского костюма V – VIII вв. Для него был характерен трапециевидный силуэт одежды, узкой в плечах и расширенной книзу. Похожи и прически персонажей – волосы разделены на прямой пробор, у щек и за ушами спускаясь длинными прядями. Близки и элементы орнамента на тканях с рисунками из квадратов или из чередующихся разноцветных узких полос.

Мужские и женские персонажи иллюстраций “Варка и Гульшах” трудно отличить друг от друга. Их костюмы имеют единый силуэт туникообразной рубахи, сильно расклешенной книзу, со своеобразным покроем, при котором спереди она короче, а сзади – длиннее, что позволяет видеть, что рубаха – на подкладке, чаще всего из полосатой ткани. При всей схожести мужской и женской одежды, она имеет свои различия. Рукава женского одеяния раструбом расширяются книзу, а в мужской одежде они сужаются к запястью. Женщины снизу одевают длинную узкую прямого покроя юбку или широкие штаны; мужчины – штаны, заправленные в очень высокие, с расширенными голенищами сапоги. Женщины не носят головного убора, на голове же мужчин – чалма или шлем. Если это – воин, он надевает поверх рубахи защитный жилет с металлическими горизонтальными пластинами.

Все вышесказанное позволяет выделить первый этап развития средневекового костюма, когда в новом типе одежды еще живы домусульманские традиции, бытовавшие в одежде, прическе вплоть до XIII в. По времени этот этап можно ограничить периодом от принятия и утверждения ислама в Средней Азии в VII – VIII вв. до монгольского завоевания ее в первой четверти XIII в. К середине XIV в. господство монгол в Средней Азии уже длилось почти 100 лет. Следы домусульманской художественной традиции давно исчезли, а усиленно насаждаемая монгольско-китайская традиция получила широкое распространение, в том числе и в одежде. Правитель, весь его двор, окружение одевались и причесывались по монгольско-китайской моде, которая проникла также и в местную среду.

С XIV в. стали характерны распашные, с диагональным запахом халаты, завязывающиеся у правой подмышки, с короткими рукавами, длинными боковыми разрезами до пояса, с вышивкой на груди. Снизу надевался халат с длинными узкими рукавами. Такой тип одежды был принят по всей Центральной Азии, находящейся под господством Чингизидов. Женская одежда стала также распашной, с запахом, с невероятно широкими, длинными, сильно расширяющимися книзу рукавами. На голову теперь надевался головной убор сложной конструкции, заканчивающийся пучком перьев. Это – второй этап развития средневекового костюма, охватывающий период от первой четверти XIII в. до второй четверти XIV в., когда в Средней Азии насаждалась монгольско-китайская мода.

Начиная со второй четверти XIV в. происходит постепенное вытеснение монгольско-китайской моды и формирование новых типов одежды на местной основе. Но монгольско-китайский костюм оставил свой след в бытовании мужских халатов с запахом, с вышивкой четырехлопастного орнамента на груди, плечах и спине халата, иногда – по его подолу на уровне бедер или чуть ниже, в широком распространении головных уборов в виде многовариантных шляп с полями или отворотами. К XV в. утвердился общий для обширной темуридской державы основной тип мужской и женской одeжды, состоящий из двух длинных одеяний – нижнего и верхнего, разных по цвету. Процесс формирования основного типа одежды определил третий этап развития средневекового костюма.

Костюм XV в. обширной империи Темуридов характеризуется большим разнообразием, частой сменой моды, самобытностью местной одежды – Самаркандской, Гератской, Ширазской. При стремлении развивать своеобразие своей локальной моды в этих столичных городах темуридской державы основной тип одежды здесь сохраняется и совершенствуется. Никогда одежда не была так элегантна, разнообразна и в то же время изысканно проста. XV в. в силу происходящих в моде важных процессов выделяется в самостоятельный период – четвертый этап. Еще большим своеобразием отличается костюм XVI в. Темуридская держава распалась в начале этого столетия на два новых обособленных государственных объединения – Сефевидское иранское и Шейбанидское среднеазиатское. Развитие костюма, как и все другие виды искусства, литературы, пошло своим путем. Сохраняя основной тип одежды, среднеазиатский костюм развивается в Бухаре, Самарканде, Шахрухие, Ташкенте необычайно самобытно, о чем свидетельствует появление оригинальных деталей, своеобразной обуви, головных уборов, применяемых тканей.

Мода стала меняться почти каждое десятилетие. Учитывая все это, мы выделяем среднеазиатский костюм XVI в. в самостоятельный период – пятый этап. В первые десятилетия XVII в. устанавливаются дружеские отношения между Индией и Средней Азией, что приводит к близким взаимоконтактам в литературе, живописи и других видах искусства, в том числе и в костюме. В среднеазиатский костюм, согласно самаркандским миниатюрам, начинают проникать элементы великомогольского индийского костюма, который постепенно оказывает все большее влияние на среднеазиатскую моду, обогащая ее новыми формами одежды, тканями, головными уборами. Это была свежая струя, исток нового стиля, который сформировался в среднеазиатском костюме во второй половине XVII в. Бухарские миниатюры этого периода показывают уже совершенно новую одежду, которая выкристаллизовалась в сложном синтезе местного и деталей индийского великомогольского костюма. Бухарский костюм второй половины XVII в. – это вершина изящества и элегантности восточной одежды. Итак, костюм XVII в. определяет новый, шестой этап развития средневековой одежды.

Таким образом, средневековый костюм Средней Азии прошел шесть основных этапов эволюции. Деление на периоды, предложенные в этом сообщении, помогут увидеть средневековый костюм этого региона в процессе формирования, смены моды, ее совершенствования и развития.

Автор: Муккадима Ашрафи
(Таджикистан)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top.Mail.Ru