Узбекские ковры
Узбекские ковры
Ковроделие в Узбекистане известно с самых незапамятных времен, а виды ковров настолько разнообразны, что трудно найти в мире регион, где одинаково популярны не были бы и кошма, и палас и ворсовый ковер.
Пожалуй, самым древним видом ковровых покрытий была кошма. Это изобретение кочевых народов и сегодня служит пастухам на горных и степных пастбищах, где кошмой покрывают юрты, застилают пол, так как, по поверью, на нее никогда не заползет змея или ядовитый паук-каракурт. Производством кошмы занимаются в основном женщины.
Промытую и взбитую овечью или верблюжью шерсть спрыскивают водой и расстилают ровным слоем на циновку из тростника или на другую, готовую кошму. Заготовку сворачивают в большой рулон, перевязывают веревкой и несколько женщин одновременно катают его ногами, подбрасывают и бьют. Через некоторое время рулон разворачивают, смачивают свалявшийся войлок водой, навивают на деревянный круглый брус и снова продолжают валять до готовности.
Самыми ценными считаются плотные белые кошмы, но выделывают также и серые и цветные. В Хорезме, Каракалпакстане, Сурхандарье и Ферганской долине делают полихромные кошмы, украшенные несложным орнаментом.
Когда возникло искусство ковроткачеств, трудно определить. Видимо тогда, когда женщины научились из шерсти овец прясть нити. А каменные прясла в Узбекистане были найдены археологами в раскопах жилищ полукочевых племен, относящихся к эпохе энеолита. В наше время в некоторых сельских районах женщины используют каменные или деревянные веретена с похожими пряслицами. На них можно спрясть довольно толстую грубоватую пряжу, из которой в Нуратинском межгорье, Джизаке и Андижане ткут длинноворсовые ковры-джульхирсы, похожие на шкуру медведя. Плотность ткачества джульхирсов невелика, зато поверхность их мягкая и пушистая, а архаичный орнамент напоминает об их древнем происхождении. Центральное поле ковра часто занято продольными полосами, в которых вытканы повторяющиеся узоры, а кайма в виде цепочки ромбов и треугольников подчеркивает геометрическую стройность рисунка.
Оригинальные длинноворсовые ковры-джульхирсы с нарядным радостным колоритом и сегодня составляют славу самаркандских мастериц. Андижанские джульхирсы отличаются тем, что центральное поле их занимают крестообразные узоры, в кайме преобладает мотив волны, а цветовое решение построено на контрасте синего и красного.
Фабричная пряжа или шерсть домашнего прядения, окрашенная самими женщинами, идет на изготовление безворсовых ковров-паласов. Нередко паласы ткут из хлопчатобумажных нитей. Техника паласного ткачества чрезвычайно разнообразна. Гладкая поверхность их образуется переплетением нитей основы и утка. В различных регионах страны паласы отличаются фактурой, орнаментом и колоритом. Для ткачества паласов женщины используют примитивные узконавойные станки, такие же на каких тысячи лет назад ткали женщины степных племен. Ширина паласной ткани, снятой с такого станка, не превышает сорока-пятидесяти сантиметров. Узкие паласные ленты с чередующимися яркими малиновыми, желтыми, черными и зелеными полосами сшиваются, и создается палас практически любого размера. Из паласной ткани шьют дорожки, сумки, переметные сумы-хурджуны для перевозки грузов на верблюдах или лошадях.
Лучшими всегда считались бухарские паласы. Их ткут больших размеров на широконавойных станках, с крупным простым рисунком белого, красного и желтого цвета.
В Сурхандарье мастерицы выделывают паласы в сложной технике «гажари» и «терма» с геометрическим орнаментом на двухцветной основе. Там же выделывают паласы «афгани» из полноценной шерстяной пряжи. В Узбекистане ценятся также очень декоративные паласы «араби«. Они ткутся в так называемой «зазорной» технике. Их выразительный крупный узор построен на контрасте ярких и белых пятен.
Особенно нарядны свадебные паласы «бешкашта«. Их многоцветный, немного выпуклый узор создается нитями основы, оплетающими толстый уток, и возвышается над поверхностью фона, создавая впечатление вышивки.
Но подлинную славу узбекским коврам принесли ковры «гилам«. Трудно определить, в какую эпоху появились ворсовые ковры. Достоверно известно только, что среди товаров, которые перевозили караваны по Великому шелковому пути с Востока на Запад, были высоко ценимые повсюду восточные ковры. О высоком качестве местных изделий отзывался еще Марко Поло, посетивший Центральную Азию в XIII веке. «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры», — отмечал он. Спустя два века испанский посол при дворе Амира Темура Руи Гонсалес де Клавихо красочно описывал «яркие красные ковры», которые он видел в самаркандских дворцах, садах и шатрах властелина Мовароуннахра. К сожалению, до нашего времени сохранилось лишь несколько ковров, датированных концом XVII — началом XVIII веков.
В старину ковроделие было исключительно домашним промыслом, и занимались им традиционно женщины. Для изготовления пряжи для ковра отбиралась самая лучшая весенняя шерсть равнинных овец. На прядение нитей шли только самые длинные и тонкие волокна. Ведь ценность ковра всегда определялась по его плотности. Лучшие ковры, сотканные из тончайших нитей, насчитывают до нескольких тысяч узелков в квадратном дециметре.
В прошлые века богатые люди, придворная знать имели сотни ковров и ковровых изделий на все случаи жизни. Пожалуй, наиболее крупным собранием располагал эмир Бухары. В его коллекции имелось до десяти тысяч ковров, за которыми следил целый штат служителей. Значительную часть этого богатства эмир получал в качестве подношений от своих приближенных и, в свою очередь, время от времени, одаривал их коврами.
Восточные ковры обладают завидным свойством, которое отличает искусство от ремесла: чем изделие старше, тем выше оно ценится. И в начале двадцатого века повышенный спрос на ковры, которые стали часто вывозить за пределы Туркестанского края, породил даже такое явление, как подделка ковровых изделий. Ковры искусственно старили, тем самым повышая их товарную ценность.
Ткачество ковров — дело трудоемкое, размеренное, кропотливое. Оно требует усидчивости, прилежности, внимания и в то же время быстроты и точности в движении рук. Опытная мастерица так быстро завязывает нити на основе, натянутой на станок, металлическим крючком зажимает узелок и плотно забивает его, что бывает трудно уследить за мельканием проворных рук. Поскольку мужчины обычно долго не выдерживают такого темпа, то ковроделие традиционно и сегодня является домашним женским занятием. Женщины передают свое искусство из поколения в поколение, от матери к дочери, пользуясь для этого самым наглядным способом — личным примером. Орнаменты узбекских ковров, созданные мастерицами много веков назад, некогда имели магическое значение. В основе их лежат стилизованные растительные и зооморфные мотивы, магические символы и тотемные знаки.
Надо сказать, что старые ковровщицы-гиламчи пряжу окрашивали исключительно с помощью естественных красителей. Им было известно много растений, из которых добывались такие краски. Для получения красной краски разных оттенков чаще всего применяли экстракт морены. Из индиго добывалась гамма синих цветов. Отварами коры дуба, ореха, граната окрашивали пряжу в коричневый, черный и желтый тона. В семьях ковроделов бережно хранились рецепты изготовления красителей, передавались из поколения в поколение как непреходящая ценность.
Устойчивое в своих основных направлениях, ковроделие в Узбекистане сохраняет местное своеобразие и локальные отличия стилей. Так, бухарские ковры отличаются красочностью и пестротой узора, большими размерами и высоким ворсом. В Самарканде выделываются ковры с лаконичным и выразительным рисунком красно-черно-синей гаммы. Центральное поле их разбито на большие косые ромбы с однотипными медальонами, а кайма орнаментирована цепочкой ромбов. Интересны плотные ковры со стриженым ворсом, в композиционном центре которых чаще всего расположены медальоны с так называемым «узором щита». В Андижанской области ткут ковры в красно-синей колористической гамме. Композицию их составляет центральное поле в виде продольных полос и орнаментальная кайма.
В некоторых селениях Ферганской долины мастерицы умело обрабатывали шерсть и получали удивительные сочетания алого, земляничного, темно-красного и насыщенного ярко-синего тонов. Окаймленный рамкой из трех полос центр ковра заполняется орнаментальными мотивами из прямых и ломаных линий, фигурами в виде квадратов, ромбов с узорами внутри или орнаментированными полосами. Иногда центральное поле украшает медальон или изображение цветущего куста или вазы с цветами, типичных для узбекского орнаментального искусства. Ковры с таким рисунком называются кашгарскими, напоминая о связях Центральной Азии с Синьцзяном.
Хивинские ковры часто украшены растительным орнаментом, а жительницы поймы Амударьи ткут на коврах узоры в виде стилизованных рогов баранов и оберегов-туморов, напоминающие о прошлом их кочевых предков. Их юрты живописно оплетены длинными ковровыми полосами-баскурами, одежду они складывают в ковровые турва и мешки.
Особое место в истории узбекских ковров занимают шелковые и золототканые ворсовые изделия, создавшие в значительной мере славу «восточных ковров«. Они изготавливались в дворцовых мастерских Бухары, Самарканда, Хивы, украшали дворы царей и знати, их дарили иностранным владыкам как драгоценности, и стоили они очень дорого.
Со временем, вместе с закатом феодального могущества пришло в упадок и производство дорогостоящих и трудоемких шелковых ковров, а с начала XIX века технология их изготовления была утрачена.
Возродилось уникальное ремесло в ковровой мастерской «Бухара — Самарканд», организованной в наши дни Мухаммадом Авазом. Сейчас в мастерской, расположенной в старой части Самарканда, работают более четырехсот мастериц, которые изготавливают в месяц тридцать — сорок шелковых ковров. В мастерской частыми гостями являются иностранные туристы. Пытаться проследить за процессом ткачества практически невозможно: в мгновение ока мастерица завязывает нить и металлическим крючком зажимает узел, плотно устанавливает его на место. Работа над одним ковром может длиться от 6 до 12 месяцев, ведь плотность плетения очень высока: в узоре каждого изделия надо соединить сотни тысяч, а то и более миллиона узлов на каждом квадратном метре.
Для шелковых ковров характерна игра темных и светлых тонов. Рассматривая такое изделие с разных сторон, можно видеть, как фоновый цвет меняет оттенки. Это необычайно обогащает колористическое звучание расцветки всего ковра. Очень тонкие — высота ворса не превышает 2 миллиметров — они отличаются плотной бархатистой поверхностью и, несмотря на свою легкость, прочны и долговечны. Краски у таких ковров не выцветают со временем, более того, они становятся насыщеннее, благороднее. У ковров появляется серебристый или золотистый отлив, что повышает их художественные достоинства и высоко ценится знатоками.
В рисунке шелкового ковра используются в основном классические восточные композиции, тонко стилизуется национальный орнамент.
В глубокой древности ковровую пряжу окрашивали с помощью естественных красителей растительного и животного происхождения. Предкам было известно много растений, из которых добывались такие краски. И сегодня в мастерской «Бухара-Самарканд» вы не встретите химических, «анилиновых» красителей. Как и в старину, пряжу окрашивают с помощью естественных красителей растительного и животного происхождения.
В Самарканде на площади Регистан действует постоянная выставка-продажа шелковых ковров ручной работы, вытканных в мастерской «Бухара — Самарканд». И зал охотно посещают туристы и просто любители красоты, чтобы оценить, а то и купить один из легендарных восточных ковров. Шелковые ковры можно приобрести и в Бухаре под куполами старинного торгового пассажа.
Ковры в Узбекистане продаются практически на любом базаре в ковровом ряду. Расстеленные на полу они спорят яркостью красок, свернутые в рулоны таят изысканные орнаменты, а вывешенные у входа в лавку ковры и паласы готовы наполниться ветром, как паруса. Может быть, здесь можно купить даже ковер-самолет.