Истоки древних традиций
Истоки ремесла в Узбекистане уходят в глубокую древность. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании у народов Среднеазиатского междуречья высокоразвитого ремесла свыше двух тысяч лет назад. Весь длительный период феодализма характеризовался широким развитием ремесла, которое являлось единственной формой промышленной деятельности вплоть до присоединения Средней Азии к России, когда появилась фабрично-заводская промышленность.
На протяжении веков у узбекских ремесленников накапливались специальные навыки и знания. Чрезвычайная дробность специализации вела к овладению немногими, но очень тонко разработанными операциями, к совершенствованию технических приемов и высокому качеству изделий.
Наибольшего развития как в техническом отношении, так и в художественном достигло ремесло крупнейших, в особенности столичных городов. В столицах всех трех ханств изготовляли разнообразные предметы, в том числе и предметы роскоши, употребляемые при дворах правителей, в среде многочисленной феодальной аристократии, в быту состоятельных слоев горожан.
В городах работали также ремесленники разнообразных специальностей, обслуживавшие нужды всех горожан и окрестного сельского населения: кузнецы, деревообделочники, строители, плетельщики циновок, портные, пекари, кондитеры и др.
Многие отрасли находились в руках сельских ремесленников, которые сочетали занятие ремеслом с земледелием и садоводством. Последнему они отдавали значительную часть своего времени, так как реализация продукции садов, виноградников и огородов занимала видное место в их бюджете. Сельские ремесленники вырабатывали большую часть дешевых хлопчатобумажных тканей, простой гончарной посуды.
В сельских районах, вдали от городов, наряду с производством некоторых ремесленных изделий на широкий рынок, ремесленники нередко работали по специальным заказам и даже из материалов заказчика, обслуживая лишь своих односельчан. Такие ремесленники иногда состояли на содержании сельской общины, все члены которой, пользовавшиеся услугами ремесленника, отдавали им за это часть получаемого каждым из них урожая. В таком положении были, например, в отдаленных селениях кузнец, цирюльник, иногда сапожник.
Во многих сельских районах, слабо связанных с торговыми и ремесленными центрами, значительная часть необходимых в хозяйстве предметов изготовлялась в домашних условиях. Так вырабатывались шерстяная ткань для халатов, иногда хлопчатобумажная — для одежды и предметов быта — набойки, вышивки, а также ковры, кошмы. Простые материи для своей семьи ткали и некоторые горожане.
Большая часть домашних промыслов находилась в руках женщин. Уровень техники этих промыслов был очень низок, орудия примитивны. Несмотря на это, многие отрасли узбекского ремесла и домашних промыслов представляли собой различные виды высокоразвитого прикладного искусства.
Большое значение у узбеков имело кузнечное ремесло темир- чилик — выработка различных земледельческих орудий, в особенности кетменей и инструментария. Кетмени (кетмон), представлявшие собой род заступа округлой формы, насаженного под углом на длинную рукоятку, применяли для вскапывания земли, окучки, поделки грядок, рытья каналов, на строительных работах. Столь же широко было изготовление теша— небольшого топорика с лезвием, н ас а женным п ерп ен дику л я рно к короткой рукоятке, являвшегося основным орудием деревообделочников и применявшегося в каждом хозяйстве для разных работ.
В особую отрасль ремесла выделились ножовщики, которые изготовляли ножи, нередко с художественной отделкой; их носили мужчины в кожаных чехлах у пояса. Особенно славились ножовщики Андижана, Чуста, Намангана, Гузара, Карши и Хивы.
Славилась своим оружием Ферганская долина, но производство оружия к концу XIX — началу XX в. совершенно заглохло.
Литье из чугуна (дегрезлик) было широко развито еще в середине Х1Хв. Отливались котлы, кувшины для кипячения воды, светильники и чугунные жаровни для углей, служившие для обогревания комнаты; им придавали красивую форму, украшали ажурным бортиком, на котором укрепляли иногда фигурки птичек. Особенно интересны были изделия, вырабатываемые литейщиками Бухары. Это производство, однако, с течением времени сократилось, не выдержав конкуренции фабричных изделий. Не пострадало от конкуренции лишь производство наконечников для омачей и втулок для арбяных колес. Материалом для литейщиков служил чугунный лом, завозимый из России. Чугун плавили в котлах из огнеупорной глины, литье производили в песочных формах.
Особой специальностью было слесарное дело, в частности, производство замков. Замки местной конструкции имели вывинчивающийся ключ. К началу XX в. продукцию этого ремесла почти полностью вытеснили русские фабричные замки. Местные слесари перешли к новой специальности — выработке самых разнообразных предметов из жести, привозившейся из России. Их продукция имела хороший сбыт — на базарах многих городов жестянщики занимали особые ряды.
Одним из древних ремесел Узбекистана являлась обработка меди и литье бронзы. Особенно развито было ремесло медников, выделывавших разнообразные предметы из листовой меди. Для более грубых вещей — котлов с низкими бортами и слегка выпуклым дном, больших кувшинов для хранения и маленьких—для кипячения воды, употреблялась красная медь.
Более тонкие вещи: кувшинчики различных форм, рукомойники, всевозможные подносы, нередко с чеканным и гравированным орнаментом, выделывали из желтой меди. При изготовлении всех этих предметов отдельные части их выковывали из тонких листов меди на наковальне и затем спаивали между собой. Узоры наносили зубильцем и штихелем (последним делали прямые линии и штриховку). Массивные части некоторых медных сосудов, бронзовые жаровни для углей, чугунные светильники, а также колокольчики различного размера, бубенцы для скороходов и танцовщиц и другие предметы не выковывали, а отливали из бронзы; это составляло особую специальность. Бронзу плавили в котлах из огнеупорной глины и отливали в металлических изложницах, заполняемых песком с примесью клея. Очень распространено в Узбекистане было ремесло ювелиров — зар- гарлик; в древности обработка драгоценных металлов достигла здесь большого совершенства. Серебряные блюда мастеров Согда и Хорезма начала 1 тысячелетия н. э. отличались высокой художественностью. Арабы, пришедшие в конце VII — начале VIII в., нашли в храмах и дворцах множество золотых и серебряных вещей тонкой работы. В последующие века обработка и употребление драгоценных металлов сократились. Драгоценные ювелирные украшения были только у представителей высших классов. В народе же распространены были украшения из меди или из серебра. Для удешевления изделий, употреблявшихся в народном быту и подражавших массивным украшениям богачей, была выработана особая техника: украшения делали из тонких листиков серебра и заполняли особой застывающей мастикой. Поверхность металла обильно покрывали тонким штампованным орнаментом, удачно маскировавшим мишурность этих крупных украшений. В 80-х годах XIX в. эта техника вышла из употребления.
Филигрань была распространена преимущественно в Бухаре. Некоторые местные изделия этого типа отличались большим изяществом. Бухарские ювелиры умели изготовлять резные ажурные вещи, им была известна и чернь, возможно занесенная сюда кавказскими мастерами. Искусством чернения славились также ювелиры Коканда. Широкое распространив имела зернь, изготовлявшаяся из мелко нарезанных кусочков проволоки, которые либо смешивались с мелко истолченным древесным углем, либо закладывались в просверленные в куске угля отверстия. Когда при нагревании в горне кусочки проволоки расплавлялись, их вытряхивали в сосуд с водой, где они мгновенно застывали в виде шариков правильной формы.
Орудия, которые употребляли ювелиры при изготовлении своей довольно разнообразной продукции, были очень несложны. Щипчики разных калибров с конусообразными концами использовались для изготовления различных предметов из проволоки — серег, цепочек, ячеек для камней и т. п. Пинцеты служили для подхватывания мелких деталей. Ювелир имел в своем распоряжении набор молоточков, штампов, форм для изготовления деталей украшений в виде полушарий или шара (спаиваемого из двух половинок). Небольшая железная наковальня ювелира имела утончающийся в виде клюва отросток, на котором отделывали мелкие круглые вещи: кольца, серьги и т. п. Для плавки металла употребляли маленькие самодельные тигелечки из огнеупорной глины. Небольшой круглый горн изготовляли также сами мастера из обыкновенной глины хорошего качества. Огонь раздували при помощи ручных мехов, а при особо тонких работах применяли медную расширяющуюся к концу трубку, в которую дули, направляя струю воздуха на обрабатываемый предмет.
Производство тканей (туцимачилик) распадалось по виду вырабатывавшейся продукции и по характеру сырья (хлопок, шерсть и др.) на ряд отраслей, существовали и некоторые вспомогательные ремесла (подготовка сырья, отделка тканей). Хлопок для бумажной пряжи очищали от семян на очень простом, но остроумно сконструированном станочке, который состоял из двух деревянных валиков, приводимых в движение рукояткой. Вращаясь по направлению друг к другу, валики захватывали хлопок, который свободно проходил в узкую щель между ними, в то время как семена задерживались. Женщины пряли хлопковое волокно при помощи ручной прялки (чарх), двойное колесо которой вращалось рукояткой. Через бечевку, служившую передачей и проведенную по колесу, передавалось движение веретену.
Размотка коконов была профессией, требовавшей особой выучки и сноровки, и нередко передавалась по наследству. В городах и некоторых селениях — центрах шелкоткачества это дело находилось в руках ремес- ленников-мужчин. Обработкой шелка славились Фергана и Бухара, где производилось много разнообразных шелковых тканей; там было развито и шелкомотание (пиллакашлик). Техническое оборудование профессионального шелкомотания состояло из котла для распаривания коконов, палочки для подхватывания концов нитей, подвешенного над котлом кольца, через которое пропускалась нить до поступления на колесо, вращаемое помощником мастера. В процессе размотки мастер соединял нити с нескольких коконов, и их число определяло собой толщину нити. Мастер наощупь и на глаз определял, когда нужно подхватить новые концы, чтобы вся нить оказалась ровной по толщине. После размотки производили отварку грежи в растворе поташа, куда для отбеливания шелка прибавляли отвар сморчков. Степень готовности пряжи распознавали наощупь. Перед отвариванием пряжу крутили, для чего применяли громадное колесо, называемое «чертовым» — девчарх.
Окраска бумажной и шелковой пряжи находилась обычно в руках профессионалов красильщиков. Окраску в синий цвет при помощи индиго производили холодным способом особые мастера — синильщики (кукчи). В остальные цвета окрашивали другие красильщики буёцчи, рангрез, применявшие естественные и синтетические красители.
Ткацкий станок, употребляемый профессионалами-ткачами, был в своей основе единым для всех видов тканей, отличаясь лишь числом ремиз и размерами частей, определявших ширину ткани. Ремизный аппарат состоял из нитяных петель, натянутых между двумя камышинками; он опускался при помощи педалей, число которых соответствовало количеству ремиз. Педали были спущены на дно ямы. Ткач сидел на доске, положенной на края ямы, спустив в яму ноги. Нажимая на педали в определенном порядке, ткач получал нужное переплетение нитей основы. Бердо представляло собой тяжелую деревянную раму. В нее вставляли решетку из обструганных камышинок, в промежутки между которыми продевали нити основы. Бердо, подвешенное над станком, перед ремизами, приводилось в движение левой рукой ткача, плотно прибивавшего нити утка друг к другу. Челноки были роговые, прекрасно отшлифованные. Их изготовляли специальные мастера. Основу, заправленную в станок, пропускали через блоки, имевшие вид больших деревянных катушек, укрепленных под потолком, и оттягивали круглыми грузилами из необожженной глины. Снимали ткань с навоя станка кусками определенной меры: два куска шли на одну одежду и составляли при продаже и расчетах единицу товара. Ткани вырабатывали преимущественно очень узкие — не шире 35—40 см, что объяснялось примитивным устройством станка. Лишь к началу XX в. появились широконавойные станки, на которых начали вырабатывать некоторые новые сорта тканей (кисею, чалмы, шелковые покрывала, ткань типа сарпинки).
Техника тканья была несложна. Больше всего применяли простое миткалевое переплетение нитей, которое получается при использовании двух ремиз. Так ткали все виды хлопчатобумажных и полушелковых тканей и шелк-канаус. Атлас ткали на 4—8 ремизах.
Из бумажных тканей вырабатывалась алача, которая отличалась сложными полосатыми узорами густых ярких тонов, при темно-синем утке. Готовую ткань выбивали лощильным молотком.
Ткань цалами имела более простой узор из синих и красных полос, идущих по белому фону, при белом же утке.
Наряду с полосатыми бумажными тканями вырабатывались и гладкие, белые и коричневато-рыжие (мато, буз). Белая мата высокого качества подвергалась отбеливанию. Это выполнялось специальными ремесленниками. Особой отраслью бумажного ткачества в отдельных районах (Самарканд) являлось изготовление чалм.
В третьей четверти XIX в. еще продолжалось производство тонкой и редкой ткани хоса, шедшей больше всего на саваны для покойников как у оседлых, так и у кочевых групп населения Средней Азии, в связи с чем она вырабатывалась в большом количестве для вывоза в степные районы. С началом выработки кисеи и завозом в край дешевых фабричных тканей (коленкора) производство хосы совершенно прекратилось.
Производство шелковых и полушелковых тканей получило развитие в определенных районах.
Бецасаб — двустороннюю полосатую ткань с шелковой основой и бумажным, более толстым утком, вырабатывали в Ферганской долине, в Самарканде, Карши, Бухаре; она представляла собой более ценный вариант алачи и обозначалась этим термином в двух последних городах. Адрас — полушелковую ткань, сходную с бекасабом, но имеющую пестрый расплывчатый узор (абр), производили в Бухаре, Самарканде, Ходженте (Ленинабаде) и Маргелане. Орнаментация адраса выполнялась сложной техникой перевязки основы перед погружением ее в красящие растворы.
И адрас и бекасаб проходили последующую обработку: их крахмалили особым для каждого вида ткани клеем и затем выбивали деревянным лощильным молотком, отчего на них получался муар.
Производством шелковых и полушелковых атласов, преимущественно с пестрым узором, славилась Ферганская долина, в особенности город Маргелан, откуда эту ткань вывозили в другие районы Узбекистана.
Высоким качеством отличались и хорезмские шелковые ткани.Характерным для ткачества Ферганской долины было также производство чрезвычайно тонких полупрозрачных шелковых платков (цалеай), которые ткали из неотваренной грежи и отваривали уже в сотканном виде. После этого ткань орнаментировали. Перевязка готовой ткани давала орнаментацию несложным узором в виде колец и кругов, чаще остававшихся белыми, иногда окрашивавшихся затем в разные цвета. Узбекские мастера знали также батикование — орнаментацию наложением резервирующего раствора, не пропускающего краску при погружении ткани в> красящий раствор; так как при нем крашение могло применяться только холодное, употребляли преимущественно синюю краску (индиго). Ткань иногда предварительно окрашивалась в желтый цвет.
Канаус (шоори), имевший шелковую основу и уток равной толщины, вырабатывался главным образом в Бухаре и Маргелане.
Высшим достижением среднеазиатского ткачества было производство бархата. К концу XIX — началу XX в. бархат, преимущественно пестрый, производился только в Бухаре. В меньшем количестве здесь производился тот гладкий бархат прекрасного малинового тона, которым по свидетельству Бабура в XVI в. славился Самарканд.
Значительное развитие имело в Узбекистане выделившееся в особое ремесло производство набивных бумажных тканей~Хчитгарлик). До распространения фабричных ситцев их широко употребляли в быту. Во второй половине XIX в. кустарная набойка была вытеснена фабричными тканями. Однако штучные набивные изделия — одеяла, скатерти и другие, отличавшиеся прекрасно найденной композицией, сложным и богатым узором, прочно сохраняли свое место в быту. Технология изготовления набоек была разработана применительно к бумажным тканям — на шелку набойку не производили.
Узоры наносились деревянным штампом (цолип) черной и красной красками, очень прочными, несмывающимися. В старину изготовляли и многоцветную набойку на синем фоне. Ее производство требовало нескольких отдельных операций: сначала обычным путем на ткань наносили черный и красный узор, а потом места, занятые орнаментом, покрывали резервирующим составом, и ткань погружали в раствор индиго. Резерв защищал узор от проникновения синей краски, которая закрашивала только фон. Такую набойку производили в Ферганской долине и Ургуте.
Производство изделий из шерсти не выделилось из домашнего хозяйства и не превратилось в особое ремесло.
Обработкой шерсти занимались кочевые и полукочевые в прошлом группы узбеков Самаркандской и Сурхан-Дарьинской областей, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство, узбеки племени туркмен Нуратинского междугорья, кыпчаки и некоторые другие группы населения Ферганской долины. Они вырабатывали ковры, паласы, шерстяную ткань (армячину), кошмы. Эти изделия были широко распространены и у оседлого сельского и городского населения Узбекистана.
Всю обработку шерсти производили женщины, которые сами окрашивали и пряли шерсть и ткали из нее различные изделия. Шерстяную пряжу выпрядали на веретене с каменным или глинянным пряслицем. Ручную самопрялку не употребляли. Шерстяные безворсовые ткани, иногда и ворсовые ковры, ткали на типичных для степных народов Средней Азии, примитивных узконавойных станках, а в некоторых районах (Нурата, Фергана) ковры и паласы ткали и на широконавойных станках.
Спрос на ковры после присоединения Средней Азии к России увеличился, что усилило товарность ковроделия; ковры стали выделывать по заказу скупщиков.
Мастерская деревообделочника. Бухара, 1894 г.
Дверей и седел, получивших большое распространение в Средней Азии, где верховая езда была одним из основных средств передвижения. В Ташкенте, Самарканде имелись целые кварталы, населенные седельщиками. В Хорезме особой отраслью ремесла деревообделочников была постройка лодок — каюков. В каждом городе было немало токарей, изготовлявших фигурные точеные детали различных деревянных бытовых предметов. Некоторые деревообделочники специализировались на производстве колыбелей (бешик) традиционной формы, повсеместно распространенной во всех районах, у всех групп населения Узбекистана. Они же вырабатывали весьма оригинальные деревянные игрушки, которые продавались на праздничных базарах. Отдельные мастера специализировались на выделке деревянных гребней.
В Средней Азии, в том числе и в Узбекистане, издавна получило большое развитие гончарное производство — кулоллик, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Развитым было это производство и в конце XIX в.
Гончарные изделия производили во всех городах и многих селениях. Однако сложился ряд центров этого ремесла, откуда продукцию, несмотря на неудобства ее транспортировки, вывозили в другие места или откуда выезжали для временной работы прославленные мастера.
Наряду с орнаментированной и покрытой поливой изысканной посудой в быту широко применялась простая, грубая неполивная посуда. Кувшины разнообразной формы и корчаги для воды, различные блюда и чаши, тазы для стирки белья и других надобностей производились во всех районах, в городах и селениях, так как спрос на них был очень большой. Среди неполивных изделий особо следует отметить водопроводные трубы (:цувур) и особые кувшины (дигир) для водоподъемных сооружений — чигирей. Производство дигирей развито было в Хорезме. Особой отраслью гончарного ремесла было производство тандыров (тандир) — особых печей для выпечки хлеба, имевших вид большой корчаги без дна. Их лепили вручную из глины с примесью шерсти и высушивали без обжига. Вручную, путем наращивания глиняного жгута, изготовлялись также крупные корчаги для воды (хум), достигавшие метра и больше в высоту.
Остальную посуду формовали на гончарном станке (чарх). Он состоял из двух деревянных кругов, насаженных на одну ось, укрепленную вертикально. Мастер сидел перед станком, вращая ногами нижний круг, вместе с которым приходил в движение и верхний с лежащим на нем комком глины. Мастер очень ловко руками придавал ему при вращении желаемую форму. Иногда при этом на сосуды наносился палочкой или обломком гребня простенький орнамент. После формовки на гончарном станке лучшую посуду ангобировали. Узор наносили несколькими способами. Особенно распространена была на лучших изделиях роспись кистью (цалам). Иногда наряду с кистью употребляли готовые штампы (босма), создающие простые узоры: круги, зубцы и т. п.
После окончания формовки сосуд срезали со станка ножом или ловко снимали рукой, хорошо просушивали, затем наносили узор и глазурь, после чего обжигали в специальной гончарной печи (хумдон).
Глазурованную посуду изготовляли из хорошей, специально выработанной глины, иногда из смеси различных сортов ее. Хорошо перемесив глину ногами, ей давали вылежаться, прикрыв ее, чтобы она не пересохла, мокрой тряпкой.
Поливу в XIX — начале XX в. употребляли почти исключительно свинцовую, дающую ровную, совершенно прозрачную блестящую поверхность. Поташевую поливу, которая встречается на самых ранних поливных керамических изделиях, в это время почти совершенно не применяли.
Ассортимент изделий, вырабатывавшихся в различных районах и в особенности стиль их украшения, имели свои специфические черты. Известностью пользовались керамические изделия Ферганской долины,, особенно кишлака Риштан, где производили высококачественную поливную посуду с тонким и строгим узором в синих тонах. В Бухарском ханстве керамику наиболее высокого качества с темно-коричневым фоном вырабатывали в большом селении Гиждуван. В Ташкенте производили поливную посуду с ярким многоцветным узором по кремовому фону.Своеобразную по форме и отделке посуду выделывали в Хорезме (особенно в селении Мадир). Она отличалась густыми сине-зелеными тонами орнамента и специфическими формами; большие глубокие чаши с вертикальными бортиками и высоким поддоном украшались строгим ритмичным узором.
В особую отрасль керамического производства выделилось производство жженого кирпича. Поливной кирпич в это время почти не производился. Его изготовляли лишь в отдельных случаях и в небольшом количестве.
В Узбекистане большое развитие получила обработка кож. Кожевенники (кунчи, чармгар) имелись во всех городах, населяя нередко целые кварталы или даже части города. Они селились где-нибудь на окраинах городов, около болот или арыков, так как вода была им необходима при обработке кож.
Кожевенники разделялись по специальностям. Основной, дававшей наибольшее количество продукции, была выделка подошвенной кожи; из козлиной кожи изготовляли прочные верха обуви черного цвета, из воловьих шкур — кожу, известную под названием булгори (булгарская) — черного и красного цвета. Из бараньих кож делали мягкую белую лайку, идущую на шорные изделия и различные бытовые предметы — мешки и кошели. Выделывали также грубую, но очень прочную замшу желтого цвета, идущую на верха обуви, которую носили главным образом бедняки дехкане. Особой отраслью кожевенного производства была выделка шагреневой кожи. Такая кожа, окрашиваемая в зеленый цвет, вырабатывалась из кожи с крупа осла и лошади.
Кожи подвергались обработке в больших золильных ямах котлообразной формы и в меньших дубильных, обложенных досками. Для дубления небольших партий кож употреблялись глиняные или досчатые чаны (ём). Мездра очищалась при помощи примитивных орудий — стругов и лощилок из ребра животного. Особым ножом с двумя рукоятками соскабливали со шкур шерсть.
После присоединения Средней Азии к России кустарные кожевенные мастерские существовали наряду с открытыми русскими предпринимателями кожевенными заводами. На этих заводах производилась преимущественно кожа типа булгори.
Описанными отраслями не ограничивалась деятельность узбекских ремесленников, потребности народного быта вызвали к жизни и множество других специальностей.
Специальные мастера (сангтарош) обтесывали камни; среди них выделялись мастера по выделке мельничных жерновов. Особые ремесленники изготовляли ремизы, челноки и станки для ткачей, вырабатывали деревянную посуду, делали деревянные части для юрт, широко распространенных в быту кочевников.
Особыми отраслями ремесла являлись помол муки, изготовление масла и других пищевых продуктов, выпечка хлеба, производство предметов одежды и украшение ее вышивкой.
В дореволюционном Узбекистане, несмотря на возникновение в ремесле новых отношений, связанных с развитием элементов капитализма, по- прежнему сохранялись средневековая цеховая корпорация и традиционная общность между членами цеха.
Пережитки архаической организации производства способствовали консервации древних фантастических представлений о происхождении ремесел, характерных для средневековья обычаев и профессиональных культов.
Каждое ремесло имело своего мифического патрона (пир), которому приписывалось основание данного ремесла. Под влиянием ислама в роли пиров выступали по большей части мусульманские или библейские святые, признаваемые исламом. Ной (Нух), по библейскому преданию построивший первый корабль, считался покровителем деревообделочников всех специальностей; пророк Давид (Доуд) — патроном всех металлистов.
Сказания о происхождении каждого ремесла были изложены в так называемых «рисоля», представлявших собой небольшие рукописные книжечки, которые в старину имелись у многих ремесленников, даже если они были неграмотными. Кроме предания о происхождении ремесла, в рисоля содержались различные религиозно-нравственные правила и некоторые технические указания, также облеченные в форму религиозного предписания.
Цеховой культ заключался в поклонении «духу» (арвох) патрона ремесла и выражался в различных жертвоприношениях, посвященных ему и имевших форму ритуальных трапез. Время от времени на собранные у членов корпорации средства устраивалось большое коллективное ритуальное пиршество (арвоуи-пир), на котором поминали основателя ремесла и читали рисоля, иногда также коран (хатми цуръон). Кроме того, каждый ремесленник выполнял жертвенный обряд, при удаче в делах — благодарил «ниспославшего» эту удачу пира, при неудаче — просил его о помощи. Во время обряда возжигались около рабочего места для пира светильники и устраивалось ритуальное угощение товарищей по цеху, а нередко и старшины цеха. Этот обряд назывался «вознесением запаха» (ис чицармоц), так как считалось, что дым горящего в светильниках масла и запах готовившегося по этому случаю кушанья служат пищей для духов умерших, в данном случае для духа мифического патрона ремесла.
Цеховой культ проявлялся также в обряде посвящения (анжуман фотща, камарбаста, миёнбаста), который являлся обрядом отдачи нового члена корпорации под покровительство патрона ремесла. Обряд сопровождался угощением членов цеха и одариванием как мастера, обучившего ремеслу, так и цеховой администрации, что делалось на средства получавшего посвящение ученика. Обряд посвящения, связанный с большими расходами, служил барьером, охранявшим профессиональную корпорацию от проникновения в нее посторонних. Для сыновей мастеров он был не обязателен или принимал менее обременительные формы.
Между членами корпорации сохранялись традиционные отношения; они посещали друг друга в дни семейных торжеств и траура, собирались на собрания (анжуман), сопровождаемые пиршеством.