Национальная одежда

Семантика украшений «хапамат» и «гульбанд»

Традиционное искусство и материальная культура населения южного Узбекистана (Сурхандарьинская область) вот уже несколько лет привлекают внимание как наших, так и зарубежных исследователей – археологов, этнографов и других ученых. В 2003 г. на базе НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана была создана комплексная Байсунская научная экспедиция (руководитель – академик АХ Уз А. А. Хакимов) по изучению историко-археологического и этнокультурного наследия, музыкального фольклора и традиционного искусства этого региона. Экспедицией были исследованы такие виды народного декоративно-прикладного искусства, как вышивка, ковроделие, кошмоваляние, ткачество и керамика.

Традиционный костюм является наиболее значимой и специфической частью культурного наследия, так как в нем отражается устойчивость традиций, эколого-эстетических идеалов, социальных, этических норм, а также представление человека о мире, познание в нем самого себя. Костюм населения Сурхандарьи отличается от костюма других регионов своей яркой цветовой гаммой, своеобразными головными уборами, обувью и украшениями. Проживание в данном регионе оседлого и полукочевого в прошлом населения (кунграты, джузы) с разной культурой и традициями делают национальный костюм самобытным и уникальным. Неотъемлемая часть костюма – ювелирные украшения, также отражающие историю и культуру народа, являющиеся одним из символических моделей бытия и культурно-исторических связей.

Ювелирное искусство в Сурхандарье не получило особого развития. Одним из любимых занятий женщин является искусство бисероплетения, в технике которого изготовлено множество видов нагрудных и шейных украшений, которые носили женщины Сурхандарьи. Они защищали их от злых сил, сглаза и оберегали их здоровье для продолжения рода. В числе своеобразных видов украшений, наделенных сакральной силой, – “хапамат” и “гулбанд” – плетеные между собой или в виде сетки из разноцветного бисера. “Хапамат” в основном носили кунгратки, хотя название происходит от таджикского – “хафа” (печаль) и “банд” (огородить, отводить). Рисунок этих украшений зависел от техники изготовления и имел в основном геометрический характер. Ряды нитей из цветного бисера – белого, красного, желтого, синего, черного, сплетенные между собой, образовывали геометрические фигуры – ромбы, треугольники, трапеции. За этими, казалось бы, простыми геометрическими формами, в основу которых положены глубинные символические тексты, отражаются мифологические представления народа об окружающем мире.

Все виды хапамата в основном были в форме треугольника, защитная функция которого якобы связана с именем богини Умай. Согласно воззрениям древних тюрков, в пантеоне духов-покровителей эта богиня занимала особое место. Она олицетворяла конечное земное существование – рождение, вступление в брак и уход из жизни, покровительствовала детям и их матерям, являлась богиней плодородия. Символ Умай – треугольник, а также трилистник, Луна, гребень, ножницы и стрела. Один из земных знаков – Ромб – также считался символом плодородия и часто использовался в композиционном решении хапамата.

Использование в хапамате раковин каури (лат. – Cepraea moneta), выполнявших сакральную функцию, относится к далекой древности. Судя по названию кунгратами раковин – “жилан бош” и сходству с головой змеи, можно предположить, что магическая сила каури была связана с культом змеи, бытовавшей в прошлом почти у всех народов Средней Азии. Кунграты Сурхандарьи до сих пор вышивают змею на спинке детского халатика в качестве оберега от сглаза и темных сил.

Другой вид женского украшения – “гулбанд” состоял из низок множества ниток бисера, иногда переплетенных между собой. Количество нитей на низке доходило до 80. Название “гулбанд” – от слова “гул”, обозначавшего, по мнению местного населения, болезнь краснуху и “банд”. И поэтому считалось, что ношение “гулбанда” предотвращает краснуху. Самой интересной частью гулбанда является амулет-оберег из камня – “бобохур”, расположенного в центре. Молодые женщины носили его как талисман семейного счастья, охраняющий семейный очаг и брак.

Исследование и анализ семантики традиционных украшений Сурхандарьи способствует раскрытию содержания различных аспектов функционирования украшений, выявлению архаичных пластов народного мировоззрения и мировосприятия. Украшения этого региона – интересная тема для дальнейших исследований традиционного костюма жителей Южного Узбекистана.

Бинафша Нодир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top.Mail.Ru