Национальная одежда

Военный костюм эпохи Темура и Темуридов

Огромная империя Амира Темура была создана и держалась благодаря его блестящему таланту полководца и государственного деятеля, а также великолепно обученной и дисциплинированной армии. Амир Темур уделял особое внимание своим войскам и их обмундированию.

Представление о костюмах эпохи Темура и Темуридов дают миниатюры – иллюстрации средневековых рукописных книг, рассказывающих о героях и событиях далекого прошлого, о пирах и сражениях.

Наиболее популярным в книжной миниатюре был батальный жанр. Он занимал значительное место в иллюстрациях к рукописям “Зафар-наме” Шараф ад-дина Али Йезди, “Тимур-наме” Хатефи, поэмам классиков средневосточной литературы – Фирдоуси, Низами, Джами, Навои и др. Изображая битвы богатырей Ирана и Турана, легендарных полководцев Искандара и Темура, художники-миниатюристы скрупулезно выписывали современные им детали одежды, оружие и обмундирование, хотя их художественный язык и отличался большой условностью в передаче фигур людей и животных, пейзажа или архитектуры.

Миниатюры, выполненные при жизни самого Темура, до нас не дошли, но учитывая, что все, что он использовал, сохранилось в близких ему по времени миниатюрах эпохи Темуридов, созданных в Герате и Ширазе, а также используя свидетельства современных ему письменных источников, можно воссоздать облик темуридских воинов, их обмундирование и оружие. Судя по ним, эстетический идеал эпохи был связан с представлениями о храбром и мужественном воине – мужчине крепкого телосложения, высокого роста, с явно монголоидными чертами лица. Сам Темур, согласно портрету, созданному по его останкам известным ученым М. М. Герасимовым, был высокого, по меркам того времени, роста (170 см), торс его был слегка перекошен (левое плечо выше правого), он имел гордую посадку головы, монголоидные черты уплощенного лица, не брил голову, имел относительно длинные волосы седовато-рыжего цвета и длинные усы. Темур и его солдаты заплетали по монгольскому обычаю две косы, заворачивая их в два тугих узла, свисающих спереди по плечам. Позднее, с 30 – 40-х гг. ХV в., возможно, под влиянием утонченной городской среды, потомки Темура стали брить головы наголо.

В состав войск Темура входили пехота (пиеда, йайаг) и конница (атлык). В социальном отношении военное сословие относилось к представителям высшего класса темуридского общества. Как и у Чингизхана, войска Темура и Темуридов строились по десятичной системе, т.е. были разделены на десятки, сотни, тысячи и туманы (10 000 – 12 000 чел.), предводимые десятниками – унбаши, сотниками – юзбаши, тысячниками – мингбаши и эмирами, в подчинении которых находились десятки тысяч солдат. Каждый отряд и род войск имел свои знаки отличия: знамена (алим, байрок), бунчуки (туг). Авангард, центр, оба фланга и арьергард обозначались разноцветными знаменами с изображениями различных астрологических фигур или знаков в качестве эмблемы – нишана. Главнокомандующий имел знамя (алим), которое отличалось размерами и устанавливалось на высоком древке.

Обмундирование воинов зависело от их ранга. В “Уложении” Темура дается перечень необходимого снаряжения воинов, согласно которому десятник-кавалерист имел собственную юрту и был вооружен мечом, луком со стрелами, копьем и защищен кольчугой; ему полагалось вести за собой пять лошадей. Сотнику полагались еще броня для коня, 10 лошадей, кольчуга, шлем, а также палица или булава. Каждый тысячник к тому же имел кроме военной палатки тент и всевозможное оружие (шлемы, кольчуги, копья, луки, колчаны и стрелы). За военным министром должен был следовать обоз с оружием. Эмиры, соответственно их чину, имели броню, меч, саблю, шлем и пр. Пехотинец же вооружался саблей и луком с любым числом стрел. Телохранители Темура были снабжены палицами, секирами, саблями, а их лошади покрывались тигровыми кожами. Исходя из этого предписания, можно отметить, что в миниатюрах в основном изображались воины высшего и среднего ранга – эмиры, тысячники, сотники и десятники, но вместе с тем художники, особенно Бехзад, иногда изображали простых воинов, отличавшихся как своим костюмом, так и вооружением.

Повседневная одежда воинов, как и обычных людей, состояла из надеваемых одна на другую одежд: нижней рубахи и нижних штанов, верхнего распашного платья каба типа кафтана с запахом и длинными или короткими рукавами и верхнего халата. Нижняя одежда знати была преимущественно из шелка, идеально приспособленного для жаркого климата, в нем было комфортно в жару, и, кроме того, он спасал воина от вшей и блох (на его гладкой поверхности они не могли удержаться). В бой знатные воины и эмиры, а возможно, и простые солдаты, надевали поверх нижнего платья или непосредственно на тело особую рубаху из бязи, полностью покрытую сурами из Корана и молитвами, защищающими от ран и гибели (аналогичные защитные рубахи, используемые воинами во всех мусульманских странах, сохранились в музее Топкапу Сарай, в Стамбуле).

Отличительным признаком военных был наборный пояс “камарбанд”, состоявший из ремня с металлическими украшениями в виде розеток или блях, к которому подвешивались сабля и меч, кинжал или нож, футляры для лука и стрел. Пояс с древности в Средней Азии был неотъемлемой частью костюма воина. Семантически он означал достижение мужественности и права носить оружие. Свое значение он сохранил и в темуридскую эпоху. В зависимости от статуса, пояс был из кожи, золота или серебра (у простых воинов – из бронзы или стали).

Поверх нательных штанов воины надевали широкие штаны из толстой кожи или замши, которые оберегали ноги от холода и ран.

Длина верхней одежды регламентировалась, видимо, рангом: у военачальников на миниатюрах она длиннее, а у простых воинов – короче, чтобы не мешать движениям. Расцветка и сорт ткани, ее декор, наличие украшений определяли социальный статус и материальное положение воина.

Отличительными признаками воина в мирное время были пояс, меч и сабля, а также шлем на голове и сапоги. Металлические доспехи были довольно тяжелыми, чтобы носить их повседневно и, кроме того, сильно нагревались на солнце, поэтому их надевали непосредственно перед выступлением в поход.

Во время войны поверх обычной одежды воины Темура надевали специальную защитную одежду. В защитном доспехе темуридского воина, с одной стороны, были сильны монгольские элементы, привнесенные в период завоеваний Чингизхана, а с другой, они продолжали сохранять и развивать среднеазиатско-иранские традиции, выработанные веками. В зависимости от вида войск, социального статуса и воинского ранга это были кожаный или металлический панцирь, кольчатый доспех, стеганая одежда или одежда, укрепленная металлическими пластинами на груди, спине, плечах.

В конце XIV – первой половине XV в. воины Темура, а затем и Темуридов, судя по миниатюрам Тебриза и Шираза, использовали тяжелые и легкие доспехи. Основным видом панциря был доспех с пластинчатой (ламинарной) системой бронирования, нашитый на основу из кожи или ткани – латы-совут, по определению письменных источников. Он был известен в Иране и Средней Азии с древности (см., например, изображение на щите с горы Муг), так как был незаменим во время ближнего боя. В армии Амира Темура и Темуридов панцири были из прямоугольных, кожаных, бронзовых или железных пластин, соединявшихся между собой с помощью ремешков, или же последние были наклепаны на ремешки, соединенные друг с другом. Кожаные пластины делали из твердой трехслойной особым образом высушенной кожи. У знатных воинов-кавалеристов они могли быть украшены растительным орнаментом. Панцирь по крою напоминал кирасу, он был до пояса, плотно прилегал к фигуре и застегивался на боку и плече, внизу по бокам к нему прикреплялись два набедренника (бутлык) и передник для защиты нижней части туловища. Пластины его в различных комбинациях нашивались на плечи, туловище, грудь и спину. Основой для лат, кроме кожи, могло быть также и сукно. Клавихо отмечает их сходство с современными европейскими латами “только низ из иной ткани и виден из-под лат, как рубашка” и подчеркивает, что они были “очень хорошо исполнены, только их не делают очень крепкими и не умеют закалять железо”. Такую броню имела в основном кавалерия. Покрой пластинчатого панциря, в котором все детали были подвижны, не сковывал движений всадника, позволяя свободно держаться в седле и манипулировать оружием. Амир Темур на известном портрете изображен в таком панцире.

Помимо пластинчатого доспеха широкое распространение получил и кольчатый доспех, появившийся в Центральной и Средней Азии еще в раннем средневековье, и комбинированный – кольчато-пластинчатый. Гератские миниатюры XV в. приводят два типа кольчужной рубашки – зирих – с горизонтальным воротом с рукавами до середины предплечья, коротким подолом или в виде распашной рубахи с осевым разрезом. Кольца кольчуги, судя по музейным образцам, клепаны заклепкой-гвоздем, выходящим на обе стороны колец (см. образцы кольчужного доспеха в военном музее Стамбула).

С середины ХV в. стали применять кольчато-пластинчатые доспехи – жавшан, которые почти вытесняют ламинарные доспехи. Они представляли кольчужную основу в виде рубахи длиной до бедер и с рукавами до локтя, укрепленную металлическими пластинами круглой или прямоугольной формы на груди, по бокам, спине и по плечам. В музеях и частных собраниях мира сохранилось немного образцов доспехов темуридской эпохи. Один из них – в коллекции Рифаата Шейха эль Арда в Рийаде. Он выполнен в 1415 – 1435 гг. и принадлежал темуриду Ибрахим Султану ибн-Шахруху. Это жавшан – комбинированный доспех, состоящий из кольчужной рубашки до колен с круглым воротом и с рукавами до локтей двойного плетения. На груди, спине и по бокам он имеет 96 пластин из дамасской стали, украшенных золотой гравировкой, которая заключена в картуши с растительными арабесками. Пластины прикреплены к кольчуге с помощью позолоченных гвоздей. Спереди на верхней правой пластинке выгравирована надпись на арабском языке “Сделано для сокровищницы Ибрахим Султана”. Изображение подобного доспеха впервые появилось на миниатюре рукописи Ходжу Кирмани 1396 г., выполненного спустя три года после захвата Багдада Темуром. Жавшан, видимо, остается самым распространенным доспехом не только в ХIV, но и в – ХV и ХVI вв. Другой экземпляр темуридского доспеха найден в 2001 г. в самаркандской цитадели и находится сейчас в Государственном музее истории Узбекистана. Он состоит более чем из ста пластин – деталей стального панциря, самый крупный из которых имеет почти квадратную форму и защищает грудь. С обеих сторон у него – сдвоенные блоки, представляющие собой полы доспеха, доходящие до седла. Более мелкие пластины для защиты плеч, налокотники и наколенники приклепаны один к другому и имеют отверстия для гибкой связки. Здесь же найдены фрагменты кожаной рубахи и шлема. Среднеазиатский кольчатый доспех был во многом схож с турецко-османскими, русскими и иранскими аналогами в вариантах покроя и технологии изготовления панцирей в этих регионах. Кроме доспехов местного производства, использовались и привозные, подарочные или трофейные. Так, Темур отправился на войну с Грузией в грузинских доспехах, а Бабур носил калмыцкую кольчугу.

Помимо тяжелой брони, миниатюры изображают и более облегченные доспехи – куяки. Термин куяк обозначает панцирь вообще – это халат до колен или кафтан из ткани длиной до середины бедра, который был укреплен пластинами изнутри. Снаружи видны только заклепки, образующие орнаментальный узор. Они также могли быть укреплены круглыми дисками, усиливающими защиту груди. Простые воины, судя по миниатюрам, носили стеганые доспехи – хафтан – халаты с осевым разрезом или короткие стеганые безрукавки, надеваемые поверх халата. Такая одежда – наиболее древний вид оборонительного доспеха, была подбита шелком и ватой и имела крупную узорную или очень мелкую вертикальную стежку. Пехота от стрел защищалась войлочным плащом.

Доспехи дополнялись металлической защитой головы (шлемы), рук (наручи) и ног (поножи).

На миниатюрах солдаты Темура и темуридские воины изображены в шлемах разнообразной формы. В источниках приводится несколько терминов шлемов: дубулга – шлем вообще, тарг и ход для обозначения шлемов военачальников и богатырей, нимтарг – половина тарга, видимо, небольшой полусферической формы шлем. Они делались как из цельного куска металла, так и отдельных сегментов. Во второй половине ХIV в. были распространены шлемы дальневосточного образца, а в период Темура, по словам Клавихо, стали применять “круглые и высокие”, луковичнообразные шлемы с защищающей от удара нос подвижной планкой “шириной в два пальца, доходящей до бороды. Планка может подниматься и опускаться”, применялись также шлемы более низкой сфероконической формы с двойными наушами и короткими навершиями. В самаркандской цитадели был найден шлем цилиндро-конической формы. Шлемы могли иметь пластинчатые или кольчатые бармицы (бурка).

Наручи были двух видов: из нескольких створок цельных пластин, соединенных кожаными ремешками, шарнирами или кольчужной вязкой, причем локтевая наружная часть была длиннее, а тыльная короче. Ноги от колена до щиколоток защищали поножи (бутурлыки) нескольких видов: а) из двух или трех цельных железных створок, стянутых между собой кожаными ремнями; б) такие же, но с наколенниками полусферической формы. Позднее, во второй половине ХV в., появилась кольчатая и кольчато-пластинчатая защита ног, представляющая кольчужную броню, дополненную металлическими пластинами до колен, к ним отдельно прикреплялся круглый наколенник с выпуклой шишкой в центре, смягчающей удар. Такие поножи закрывали ногу от бедра до середины икр. Они имели специальные крючки, с помощью которых прикреплялись к нательному доспеху. Хранящиеся в Стамбульском военном музее бутурлыки – точная копия тех, что изображаются на миниатюрах.

Снаряжение тяжелой кавалерии, как свидетельствуют миниатюры, состояло из полного комплекта оборонительных доспехов всадника и коня (шлема, лат, кольчуги, наручей и поножей, конской брони или попоны и щита), легкой кавалерии – из облегченного неполного комплекта (шлем, кольчуга или панцирь, кожаные доспехи, усиленная металлическими деталями одежда, чепрак или попона для коня, щит), а пехоты – из щита и разных вариантов защитной одежды (стеганой, отдельных элементов доспехов – шлемов, наручей).

На ноги кавалеристы одевали сапоги или полусапожки из кожи черного или коричневого цвета или из замши с небольшим каблуком. В отличие от европейских, восточные кавалерийские сапоги не имели шпор, которые ранят коня, причиняя ему боль, ведь конь считался священным животным и первым другом воина. Пехотинцы носили мягкие войлочные с пуговицами полусапожки, в которые вправляли штаны. Форма сапог и их фасон практически не менялись (высокое голенище, узкий длинный носок). Голенища сапог знатных воинов и высокопоставленных военачальников могли быть расшиты шелковыми или золотыми нитями, украшены дорогими камнями.

Поскольку военное снаряжение похоже у многих восточных народов, то важно было отличать в битве своих и чужих. Воины Амира Темура отличались с помощью кос, которые подбирали наверх и выпускали из высокого навершия шлема. Косы были окрашены в красный цвет и сплетены в три пряди, “ниспадавших сзади и доходящих до плеч”. По словам Клавихо, “эти волосы так сплетенные и есть знак отличия (воинов) Тамурбека”. В последней четверти ХV в. войска Султан-Хусайна отличались цветными флажками на шлемах. Эти флажки на шлемах не встречаются в миниатюрах Ирана или Ближнего Востока и появились, следовательно, в темуридскую эпоху. Цвет флажков соответствовал цвету отряда. Отличие отрядов по цвету ввел еще Амир Темур. По сообщению Шараф ад-дина Али Йезди, Абдарразака Самарканди и Мирхонда перед войной с турецким султаном Баязидом в войсках, приведенных из Самарканда, каждый отряд имел одежду особого цвета: у тех, кто имел знамя красного цвета, были соответственно красными латы, седла, чепраки, колчаны, пояса, копья, щиты, палицы и пр. Таким образом, одежда отрядов была желтого, белого и других цветов. Притом воины различались по оружию и доспехам: одни были вооружены луками, мечами, защищены латами, другие – кольчугами и т. д. Конные отряды, кроме того, различались и по мастям лошадей. Амир Темур ценил преданных ему воинов и оказывал им всяческое внимание – одарял богатым оружием, доспехами, бунчуками, даровал земли и должности, красавиц.

В качестве наказания же воину, если он не мог представить доказательств своей храбрости, устраивали публичную порку, лишали жизни или же сбривали бороду, покрывали лицо красной краской, голову завивали как у женщин и заставляли бежать босиком через весь город Самарканд. Этот позор был страшнее, чем даже лишение жизни. Многое из того, чем были снаряжены воины Амира Темура, сохранилось на протяжении веков, вплоть до конца ХIХ в.

Литература
1. Буряков Ю. Фортификация и военное снаряжение эпохи Амира Темура// Урта Осие археологияси, тарихи ва маданияти. Халкаро илмий конференция маърузаларининг тезислари. Тошкент, 2002.
2. Рахимова З. И. Под сенью зоревых знамен (К истории боевых знамен эпохи Амира Темура и Темуридов)// “SAN`AT”, 2004, № 3-4.
3. Уложение Тимура. Факсимиле (“Тюзик – и Тимур”. Казань, 1894). Ташкент, 1968.
4. Gorelik M. Oriental Armour of the Near and Middle East from eighth to the fifteenth centuries as shown in works of art (отд. оттиск).
5. Клавихо Рюи Гонзалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406)./ Пер., предисл. и комментарий И. С. Мироковой. М., 1990.
6. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. История искусства Убекистана. М., 1965, илл.
7. Артак. О появлении кольчуги в Центральной Азии и на Дальнем Востоке// www. XLegio.
8. Timur and the Princely Vision/ Persian Art and Culture in the fifteenth Century by Thomas W. Lentz and Glenn D. Lowry.
9. Артак. Монгольский военно-исторический словарь// www. XLegio.
10. Баевский С. И. Средневековые словари (фарханги) – источник по истории культуры Ирана// Очерки истории культуры средневекового Ирана. Письменность и литература. М., 1984.
11. Дадабаев Х. Тарихий харбий терминлар лугати. Тошкент, 2003.
12. Иванин М. И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингиз-хане и Тамерлане. Спб., 1875.
13. Дадабаев Х. Амир Темурнинг харбий махорати. Тошкент: Езувчи, 1996.

Зухра Рахимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru