Среди шедевров искусства Узбекистана особое место занимает резной ганч на айване дворца в Варахше – раннесредневековом городище, расположенном в бухарском оазисе. В ходе экспедиции под руководством В. А. Шишкина в 1930 – 1950-х гг. из-под песчаных завалов было извлечено несколько тысяч фрагментов ганча, которые ныне хранятся в разных музеях страны, в том числе в коллекции Государственного музея истории Узбекистана в Ташкенте.
В отличие от росписей, сохранившихся достаточно большими площадями на поверхности стен в разных залах варахшинского дворца, что позволяет судить о композиции живописных панно, ганчевый декор был найден только в обломках в нескольких отвалах, образованных при перестройках дворца. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в искусствоведческой науке до настоящего времени не предпринималось попыток реконструкции интерьера тронного зала варахшинского дворца. Было воссоздано лишь несколько отдельных панно, основу которых составили подлинные фрагменты резного ганча. Два таких панно: сцену охоты и фантастическое существо с телом птицы и головой женщины – можно увидеть в экспозиции Государственного музея истории Узбекистана. Между тем коллекция музея располагает целым рядом фрагментов, позволяющих реконструировать несколько новых панно.
Эта коллекция, сравнительно небольшая по объему, тем не менее дает достаточно полное представление как о технике исполнения резьбы по ганчу, так и об орнаментах и сюжетах ганчевых панно.
Орнаменты сплошным ковром покрывали стены айвана дворца и служили фоном для изображения растений и животных, людей и мифических существ, фигуры которых зачастую выполнены высоким рельефом, переходящим в скульптуру. Плоскостное пространство стен разбивали карнизы, полуколонны и ниши.
Мотивы орнаментов весьма разнообразны: это сочетания геометрических фигур, квадратов и ромбов, дополненных в некоторых случаях цветочными розетками, помещаемыми в центр квадрата, либо кружками-жемчужинами, так называемыми “сасанидскими перлами”. В узкие бордюры вписаны цепочки из “сердечек” и ромбов с перлами; интересен орнамент на полуколоннах – наложенные друг на друга чешуйки.
Более сложными являются растительные орнаменты, представленные в плоскостных панно, а также в окаймлявших панно бордюрах – “цветочных лентах” и в декоративных кругах с цветочной розеткой в центре. Помимо стилизованных растительных орнаментов в декоре варахшинского айвана присутствует и весьма натуралистичное изображение виноградной лозы.
Не менее разнообразны и изобразительные элементы декора. Поражает мастерство варахшинских резчиков по ганчу на имеющихся в коллекции ГМИУ “портретах” – изображения человеческих лиц. Тщательная, детальная моделировка формы здесь отсутствует – лица выполнены буквально несколькими смелыми взмахами резца, но при этом их отличает исключительная выразительность лепки.
Сцена охоты, несомненно, самая яркая в сюжетном ряду дворцового декора: реалистично выполненные животные и охотящийся на них всадник запечатлены в стремительном беге.
Помимо сцены охоты, в декоре Варахши использовались и мифологические сюжеты: в коллекции Музея истории Узбекистана находятся изображения птице-женщины и дракона. Последний, возможно, был воплощением сил зла, борьба с которыми – один из излюбленных мотивов восточного искусства.
Распространенными элементами пейзажа в резном ганче Варахши были водоемы, в которых среди трактованных спиральными линиями волн плещутся рыбы, плавающие по одной или группами, сплетаясь по две или по три вместе. Нередко среди волн резчик помещал чашечки цветков.
Довольно многочисленны среди фрагментов варахшинского ганча изображения куропаток, которые, судя по всему, составляли большой скульптурный фриз
Фрагменты резного ганча из коллекции Государственного музея истории Узбекистана не просто дают картину своеобразного декоративного убранства тронного зала варахшинского дворца. Будучи дополнены прорисовками орнаментов и сюжетов, они позволяют реконструировать как отдельные орнаментальные мотивы, так и целые сцены. Поддаются восстановлению несколько декоративных кругов, а также несколько панно с использованием различных сочетаний геометрических фигур и с разнообразными бордюрами. Значительное количество фрагментов с изображением рыб и волн дает возможность восстановить единое панно, где в водоеме с волнами будут плескаться рыбы разных размеров. К сцене охоты может быть подобран орнаментальный фон из фрагментов с цветочными розетками.
Таким образом, благодаря работе по разбору коллекции резного ганчевого декора со временем на суд зрителя будут представлены новые панно и графические реконструкции интерьера айвана дворца в Варахше.
Литература
1. Шишкин В. А. Варахша. М., 1963.
2. Алпаткина Т. Г. Ганчевый декор дворца Варахши из фондов Государственного музея Востока: новые открытия// Материальная культура Востока. Вып. 3. М., 2002.
3. Алпаткина Т. Г., Ажиметов К. А. Панно с плодами граната из дворца Варахши// Материальная культура Востока. Вып. 5. М., 2008 (в печати).