Резьба по ганчу
Резьба по ганчу
Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. История этого ремесла берет начало в III-IV веках. До наших дней сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары».
Ганч — известный в Центральной Азии вяжущий материал, его получают обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей. Но безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей. За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, быстро схватывающийся, податливый в обработке и в то же время необычайно твердый после высыхания, он имеет приятную бархатистую поверхность и мягкий белый цвет. Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества. Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.
В арсенале резчика, ганчкора, более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры, так называемые пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь. Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца к сыну. У настоящего усто (мастера) всегда были ученики, которыми становились дети самого резчика и его односельчан. Таким образом в течение веков складывались династии, и целые села, а иногда и города становились известными благодаря искусству местных умельцев.
Настоящий расцвет этого искусства наступил в XVIII-XIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа. Этот период характеризуется совершенствованием методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ. В конце XIX — начале XX вв. на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.
Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы, различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла. Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе.
В зависимости от сорта ганча его оттенки варьируются от светло-серого до слегка желтоватого, благодаря чему появилась техника резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке. В начале XX века был создан художественный прием резьбы по ганчу на зеркальной поверхности, придающий эффектность и легкость декору.
Поколения узбекских мастеров сумели сохранить и донести до наших дней секреты своего удивительного ремесла. Большая заслуга в этом принадлежала замечательному ташкентскому потомственному ганчкору усто Махмуду Усманову, который отстаивал традиционные виды художественного оформления в современной архитектуре.
В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, дворцов культуры и других общественных зданий. В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров. орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которые как бы расширяют сферу применения резного декора. Так, ганчкорами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.
Сегодня древняя изящная резьба удачно сочетается с современными архитектурными решениями. В наше время эволюцию этого вида искусства демонстрирует декоративное оформление ряда административных зданий в Узбекистане, а также Государственной библиотеки имени А. Навои, гостиницы «Ташкент», Государственного узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими, столичного дворца «Туркистон», башни Ташкентских курантов, архитектурной жемчужины столицы Государственного музея истории Темуридов и других объектов.
Среди современных мастеров резьбы по ганчу, снискавших известность своими работами и продолжающих художественные традиции различных школ, â М. Усманов, З. Юсупов, У. Тахиров, М. Каримов, Х. Абдуллаев, А. Султанов, А. Пулатов, М. Рахматов, Х. Мурадов, Ф. Хамдаев, А. Самадов, Р. Ибадов, Ю. Одилов, Б. Якубов, О. Бабаджанов, О. Якубов и многие другие. Основными центрами резьбы по ганчу остаются Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд.