Павел Беньков
Каждый народ с почтением относится к представителям другой страны, уважающим и воспевающим его традиции и духовные ценности. Именно таким высокочтимым художником был для Узбекистана россиянин Павел Беньков.
“Мой приезд в Узбекистан, – писал П. П. Беньков в своих воспоминаниях, – можно назвать особым периодом… Именно в Узбекистане я начал переходить к сложным композициям”.
Приехал художник в Узбекистан в 1928 г. Очарованный этим краем, он остался здесь на всю оставшуюся жизнь, которая завершилась в 1949 г. в Самарканде.
“Одним из качеств Бенькова, у которого есть чему поучиться современным мастерам кисти, было то, что он принимал активное участие в жизни нашего народа, воспевал его образ жизни, традиции, художественно отражая их в своих полотнах, с любовью и искренностью выявлял самобытность этой жизни, не упуская мельчайших подробностей, – говорил о нем художник Рузи Чарыев. – Циклы его работ, посвященных Самарканду, Бухаре, Хиве, прославили его на весь мир. Если вы обратите внимание, на всех его полотнах, будь то портрет или пейзаж, присутствуют изображения исторических памятников”.
…Золотистые лучи солнца льются сквозь листья виноградника. Под виноградником – две девушки, над головами которых свисают гроздья зрелых, сочных ягод цвета красного золота. Девушка-узбечка показывает стоящей рядом русской подружке только что сорванную кисть винограда. За ними, на втором плане, наблюдают старик-садовник и другие дети. Все персонажи картины кажутся членами дружного семейства. Эта картина художника, названная им “Подруги”, известна многим. Создал ее Павел Петрович Беньков в 1940 г. Художник с любовью отразил не только плодородную узбекскую осень, но и тонкие человеческие чувства, дружеские отношения.
За годы жизни П. Беньков много ездил, испытал немало превратностей судьбы. Художник родился в 1879 г. в Казани. Рисовать начал с 6 лет. Учился сначала в городской школе изобразительного искусства, затем в художественном училище. Его преподавателями были Г. Залеман, Я. Циоглинский, Б. Кустодиев. Художник-оформитель Д. Кардовский не скупился давать молодому Павлу советы и идеи. Бенькову довелось также посещать мастерскую И. Репина. Окончив училище с отличием, молодой художник, в виде поощрения, был командирован за рубеж. Около года он учился в Париже в частной школе Жюльена, постигая метод импрессионизма, изучал жемчужины изобразительного искусства, хранящиеся в Лувре и Люксембурге, ездил в Испанию, чтобы воочию увидеть работы Веласкеса. Свою дипломную работу он завершил, находясь в Италии, колыбели культуры и искусства. В 1909 г. полный творческих планов молодой художник возвратился на родину.
В Казани Беньков преподавал в художественном училище и активно занимался творчеством. Он работал в жанре портрета и пейзажа, создавал декорации для Казанского оперного театра. Запечатлевая на полотнах образы представителей простого народа, он чувствует, сколь легка становится его кисть, как ясно работает мысль. Художника восхищала простота и естественность людей, чьи портреты он писал. Таковы картины “Старый татарин”, “Рабочий татарин”, “Татарская девушка”. Особо привлекательно ставшее широко известным полотно “Цыганочка”. Если работа “Татарская девушка” написана в спокойных тонах, то в “Цыганочке” превалируют цвета, подчеркивающие подвижность, темперамент героини.
В Узбекистане художник был потрясен красотой природы, сердечностью и гостеприимством людей, их бережным отношением к традициям и обычаям. Обосновавшись в Самарканде, он выезжал в творческие командировки в Бухару и Хиву. Очень плодотворной была его поездка в Бухару. Работая здесь, Беньков понял, что необходимо применять особый метод наложения мазков, передающих освещенную солнцем натуру на открытом воздухе, характерный для импрессионистической живописи. Хорошо владея этим методом, художник создал в Узбекистане, по существу, школу пленэрной живописи.
Такие полотна, как пейзажи “Ляби хауз”, “Бухарский сановник”, портрет “Еврейский красильщик”, созданные им на пленэре, являются доказательством того, сколь выразителен подобный метод. Пейзажи художника “Осень, хауз”, “Закрытый базар”, работа “Таджикский мужчина” наполнены переливами цветов, игрой светотени. Они передают также самобытность обстановки рыночных рядов, улиц, присущих именно Бухаре. Порой этюды и наброски художника, написанные с натуры, приобретали вид законченных картин. К примеру, работа над такими картинами, как “Уличный писец”, “Восточная улица”, длилась два-три дня, а иногда – несколько сеансов.
Художник придавал огромное значение подбору цветовых тонов. Беньков – единственный из приезжих художников, кто не стремился к условности и контрастности цветовых сочетаний, свойственных восточной миниатюре. В его работах превалируют полифонические тона, тонкие и сложные переливы света и тени, нюансы цветов, мастерски передающие серебристые оттенки воздуха. За подобную импрессионистическую манеру письма в свое время художника критиковали, обвиняли в незаконченности композиционных решений и форм. Между тем именно те картины, на которых художник изображал повседневную жизнь во всей полноте ее реалистического видения, приобрели в наши дни значение подлинного исторического свидетельства.
В 1930-е гг. в обществе происходили значительные перемены. Очевидец тех дней П. Беньков, как истинный художник, не мог не отражать их в своих работах. Для его городских пейзажей и портретов, сюжетных полотен характерно множество новых образов и типажей. В таких произведениях, как портрет Юлдаша Ахунбабаева, “Красная чайхана в Бухаре” и др., воспеты человеческое достоинство, искренняя вера в новые ценности.
В 1930 г. П. Бенькову довелось жить в Хиве. Жизнь и быт этого самобытного восточного города, его рынки, фруктовые и овощные торговые ряды, чайханы стали постоянными объектами его наблюдений. Созданные здесь работы свидетельствуют об авторе как о тонком колористе. Природные краски Хивы, переливы присущих ей тонов – от светло – до ярко-желтых, переходящих в светло-коричневые, создают неповторимое, чарующее впечатление. В работах хивинского цикла прежние серебристые оттенки сменились цветами, передающими окружающий мир, словно обожженный солнцем. Именно в этом колорите написаны картины “Овощной рынок”, “Улица с минаретом”, “Чигирь в Хорезме”.
Особое внимание в хивинских работах П. Беньков уделял зарисовкам местных типажей, вплоть до мельчайших этнографических подробностей одежды своих персонажей, их походке, жестам. Таковы “Портрет женщины-хивинки”, “Хивинская девушка”, “Хивинские прядильщицы”. Жемчужиной наследия Бенькова вполне можно назвать работу “Хивинская девушка” (1933). Картина эта хранится в Третьяковской галерее в Москве. Написанная с натуры, как подлинная страница жизни, она не только передает экзотические особенности национального быта, которыми так увлекались многие живописцы тех лет. В ней – в первую очередь искренняя любовь автора ко всему, с чем он соприкасался, живя в непривычной для него среде.
В 1931 г. Беньков приехал в Самарканд. Этот город уже с 20-х гг. стал центром художественной жизни всей Средней Азии. Здесь поселились художники, приехавшие из России. Они поставили перед собой цель – создать новое, современное искусство, в котором сочетались бы постимпрессионистские тенденции, русский авангардизм и местные восточные традиции. Однако вскоре самаркандское творческое сообщество распалось по причине политических давлений. В искусстве все более набирал силу метод социалистического реализма, который стал окончательно утверждаться со времени создания Союза художников Узбекистана (1932 г.). В 1933 г. был утвержден организационный комитет Союза художников, в состав которого вошел и П. Беньков. Позже он стал также полномочным представителем Самаркандского художественного общества.
Идейно-партийные требования коснулись и П. Бенькова. В 1931 – 1940 гг. он создал крупноформатные сюжетные полотна “Худжум” (“Наступление”), “Шелкопрядильная фабрика”, “8 марта в Регистане”, “Окучивание хлопка в Узбекистане”, “Строительство рабата”, отвечающие идеологическим задачам тех лет. Несмотря на политическую ангажированность, эти картины, на создание которых было затрачено немало лет, были на высоте и по своему композиционному решению, и по живописным качествам. В них художник смог сохранить свой индивидуальный почерк, широко используя метод пленэрной живописи.
В 1938 г. П. Бенькову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана.
Вторая мировая война застает художника в Самарканде. В это непростое время Самарканд дал приют тысячам эвакуированных, в том числе профессорам и педагогам Всероссийской художественной академии. Сюда были эвакуированы также художественные институты Москвы, Киева, Харькова. П. Беньков в меру своих возможностей оказывал коллегам помощь, не жалея ни сил, ни времени. Суровые будни военной поры также находят отражение в его творчестве. Одновременно с активной общественной деятельностью художник написал в те годы такие картины, как “Встреча героя”, “Письмо с фронта”, “В новой семье”, “Подарок бойцу”, “Снова на Родине”. Его картина “Мать героя” воспевает духовную силу народа в образе простой узбечки.
В последние годы войны здоровье Бенькова ухудшилось, но он по-прежнему много работал, стараясь использовать время как можно продуктивнее. За 1943 – 1948 гг. им был создан цикл полотен, запечатлевших пейзажи Самарканда и повседневную жизнь города.
Беньков – крупный мастер кисти, воспитанный европейской художественной школой. Однако в его творчестве все же есть некая особенность, которая роднит его манеру письма с художественными традициями Востока. Она особенно заметна в работе под названием “Подарок бойцу”. На полотне изображены две девушки-узбечки, сидящие на топчане. Одна из них склонилась над вышивкой, вторая замерла, любуясь природой. Полотно по колориту напоминает миниатюру К. Бехзада “Шейбанихан”, решенную в черно-красной и черно-белой гамме. Это дает возможность утверждать, что Павел Петрович Беньков, приехав в Среднюю Азию, изучал художественные особенности миниатюры, коими были иллюстрированы старинные рукописи, творчески интерпретируя их в своих работах.
О своем знаменитом наставнике Павле Петровиче Бенькове его ученик – известный узбекский художник Абдулхак Абдуллаев писал: “Редкому человеку удается оставить в сердце людей такой глубокий след, какой выпал на долю этого крупнейшего художника. Я не хочу этим сказать, что у нас нет кроме Бенькова хороших художников. Но все-таки Павел Петрович был среди нас один. Это, мне кажется, следует помнить, особенно нашим молодым, подрастающим художникам. Мы – ученики Бенькова – передадим им, как драгоценную эстафету, традиции школы Павла Петровича”.
Выдающееся художественное наследие П. Бенькова будет служить в качестве примера творческих исканий и обретений еще не одному поколению узбекистанских художников.
Нодир Норматов