Искусство украшения масляной краской
Одним из широко распространенной традиционной отраслью декоративно-прикладного искусства Узбекистана является украшение жилищ и других предметов с использованием масляной краски. Она представлена двумя видами: раскраска сухих алебастровых стен и раскрашивание деревянных или металлических частей дома или помещений и других изделий. Эту отрасль приравнивают к изобразительному искусству или живописи. Воздвигнутые в прошлом узбекскими мастерами роскошные здания и поныне вызывают восторг.
Необычайно богатые и весьма содержательные национальные орнаменты, украшающие стены и потолки жилых помещений и крупных зданий и сооружений, а также обычную домашнюю утварь, сундуки и куриачу, люльки, музыкальные инструменты, поражают своим изяществом. В прошлом богатые люди стремились расписать каждый уголок своего дома красочными орнаментами. Часто интерьеры помещений разделяются на три части — нижняя (панель), средняя и верхняя (фриз). Средняя часть стены обычно украшается пейзажем или большими и малыми орнаментальными узорами. Фриз украшают различными геометрическими и растительными орнаментами. Стены между фризом и потолком обычно украшаются карнизами с тонкой резьбой из ганча (шарафа). Центральная часть потолка оформляется выпуклой алебастровой резьбой куполообразной формы (хавузак) с геометрическим или узором ислими, традиционными для узбекских домов.
Края полок и ниш в стенах помещений (токча, тахмон) также украшались резьбой по ганчу или дереву. Полки заполнялись посудой или книгами, а большие ниши (тахмон) домашними вещами, главным образом одеялами, курпачой или другими постельными принадлежностями. Обычно гостиные комнаты в большинстве узбекских домов были традиционно убраны многоцветными коврами или кошмами, цветастыми курпачами и чойшабами, раскрашенными столиками (хонтахта), красиво расставленной на полках фарфоровой и гончарной посудой, разноцветными настенными украшениями и тонко орнаментированными потолками и карнизами, свидетельствовавшими о тонком вкусе и высокой культуре хозяев. Подтверждением этого служит то, что все украшения и сервировка домашней утвари, меблировка комнат отличались соразмерностью, гармоничностью цветовой гаммы, высокой эстетичностью.
Чистота во всем доме, особенно на кухне и дворе, всегда отличала узбеков. Традиции изобразительного и декоративно-прикладного искусства и высокая культура быта в Ферганской долине, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хорезме и других вилоятах и туманах способствовали возникновению не только своеобразных школ декоративно-прикладного искусства, но и специфической узбекской национальной культуры и уклада жизни, отличающих узбеков от других этносов, расселенных в данном регионе.