Исторические факты

Композиции поселений в наскальных петроглифах Узбекистана

В данной статье анализируются изображения предметов материальной культуры – планы поселений, городских образований, жилищ, культовых зданий, имеющих место в наскальных изображениях Узбекистана. На основе изучения планов, изображенных на петроглифах, приводится графическое воссоздание общего вида рассматриваемого материала.

Изображение поселений из Сармышсая (Навоийская область). В течение веков в местах, удобных для земледелия и имеющих поблизости пастбища, появлялись поселения. Это происходило в результате роста числа членов одной семьи, когда к уже существующему дому пристраивались новые помещения или строились отдельные жилые блоки с несколькими ячейками – комнатами. При этом учитывались расстояния между домами, к водному источнику и пастбищу, удобство расположения местности, а также степень ее защищенности от природных явлений и нападения извне.

На схематических наскальных изображениях, обнаруженных исследователями в горах Средней Азии, запечатлены планировочные композиции нескольких видов поселений, которые в какой-то степени выявляют контуры и виды планировки жилых образований в древности.

Наскальный рисунок компактного, эллипсовидного в плане жилища, обнаруженного Ж. Кабировым в ущелье Сармышсая, включает одиннадцать помещений (1, рис 19). Оно делится на две части узким двориком, напоминая наиболее известный в этнографической научной литературе план летовки ягнобцев Кули-Миона в горном Таджикистане. Наличие общего дворика свидетельствует о том, что сармышсайская схема является планом общинного дома, в котором проживали кровнородственные семьи, ведущие общее хозяйство.

Летовки в горах появлялись рядом с пастбищами. Естественно, что в них проживали довольно длительный период времени – начиная с весны до поздней осени семьи, имеющие кровнородственные связи. Следует отметить, что подобная традиция и поныне сохранилась в ряде горных сел Средней Азии.

               Поселение из села Синтаб (Нурата). В обнаруженном здесь петроглифе из пяти объемов прямоугольное очертание с двадцатью ячейками замыкает левую сторону композиции. Центр состоит из трех отдельных объемов разных конфигураций. Второй объем, который имеет круговое очертание с линиями, расходящимися от центра, разделен на четыре части при помощи двух пересекающихся осевых линий, а, примыкающий к нему третий объем включает пять ячеек. Пятый, подковообразной формы объем, расположен на правой плоскости рисунка. Кривые линии, проходящие между ними, делят строения на отдельные части. Думается, что здесь изображена планировочная структура небольшого поселения. Планы построек в центре имеют сходство с домами раннего и позднего средневековья.

Ландшафт ущелья, в котором обнаружен этот рисунок, сложен и каменист. Не зря отдельные кварталы и участки застройки из села Синтаб имеют ступенчатую композицию, поэтому, вероятно, слева – это небольшое поселение со ступенчатым размещением групп помещений.

Необычно сооружение справа с толстым наружным контуром. Один из его углов имеет круглый выступ, напоминающий угловые башни крепостных сооружений. В центре расположен круг, вырезанный ломаными линиями. Другие линии стерты, распознать их невозможно. Сходство изображения с внутренним небольшим отсеком с планом культового здания на Саймали Таше и Тагескенских мавзолеев, обособленное расположение здания, размещение в нем другого объема, а также его выделение на фоне общей композиции толстыми линиями наталкивают на мысль, что здесь изображено культовое сооружение. Имеющиеся в петроглифе овалы и треугольники показывают места для хранения сена или загона для скота. Аналогичные дворы и ограды обнаружены и на Алтае. По мнению исследователей, если на наскальных рисунках Тувы оградки располагаются рядом с изображениями домов, то на алтайских они занимают вполне самостоятельное место. Следует также отметить, что линии, проходящие между постройками, обеспечивают их обособленность.

Таким образом, можно заключить, что в петроглифе из села Синтаб изображен схематический план поселения с выделенным планом культового здания, а также оградами, обозначающими хозяйственные дворы и разделяющими жилые строения на отдельные небольшие кварталы.

         Поселение в Кураминских горах (Ташкентская область). Наскальное изображение, обнаруженное Г. В. Шацким в Кураминских горах, состоит из трех жилых образований (5). Все они находятся друг от друга на две трети расстояния от общего размера каждого блока. То есть, если условно принять ширину одного жилого образования за 20 – 30 м, то расстояние между ними равно 13 – 20 м. Первый блок включает пять помещений. Учитывая цельность наружного контура, можно предполагать, что первоначально было задумано строительство дома из четырех помещений. Пятая ячейка была пристроена позже.

Планировочная структура второго блока обозначена небольшими открытыми двориками, расположенными между домами. Третье жилое образование состоит из нескольких помещений. Следует отметить, что второй и третий блоки расширяются за счет пристройки к ним новых ячеек, что связано, вероятно, с необходимостью в дополнительной жилплощади.

Планировка второго и третьего жилых образований напоминает планировочную композицию летовок. Расположенные друг от друга на определенном расстоянии, они принадлежали, видимо, отдельной большой семье одного рода. И, вероятно, семьи, проживающие в первом блоке, который включает 5 помещений, отделились от родственников, но поселились рядом.

С течением времени и появлением новых молодых пар, вероятно, будут меняться планы жилых комплексов за счет расширения или отделения жилищ на самостоятельные объекты. В результате вся имеющаяся свободная площадь будет использована под строения, между которыми появятся узкие улочки, образуются кварталы. В этом петроглифе как раз и запечатлена схема поселения на стадии распада родовой общины.

Таким образом, художники рисовали, как правило, те виды построек, в которых жили они сами и их сородичи, а также жилища городского типа.

Литература
1. Кабиров Ж. Сармишсойнинг Коя тошларидаги расмлар. Тошкент, 1976.
2. Кондауров А. Патриархальная домашняя община и общинные дома у ягнобцев// Труды института этнографии Академии наук СССР. Т. III. Вып. 1. М., 1940.
3. Tashbayeva K., Khujanazarov M., Panov V., Samashev Z. Petroglyphs of central Asia.Bishkek, 2001.
4. Окладников А. П., Окладникова Е. А. Древние рисунки Кызыл-Кёля. Новосибирск, 1985.
5. Шацкий Г.В. Рисунки на камне. Ташкент, 1973.

Абдужаббор Назилов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru