Ремесла Узбекистана
Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана.
Свой вклад внесли в нее древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители Узбекистана, особенно население сельских областей, чтят традиции, корнями уходящие глубоко в историю края.
Особое влияние на культуру Узбекистана оказал Великий шелковый путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое — в Фергану и казахские степи, а второе в Бактрию, а оттуда в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей, в первую очередь религиозных. Так Великий Шелковый путь способствовал распространению буддизма на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Аджина-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепе близ Термеза в Узбекистане и др.
Культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда.Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.
Узбекский народ популярен своими песнями. Газал — бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла — песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар — это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин — лапар применяется к свадебным песня «Улан» (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев — соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока. Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны — эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы — составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.
Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).
Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В 16-17 веках в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.
В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.
В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении 20в., с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции. Ныне в республике народным мастерам уделяется большое внимание.
Бережное отношение к наследию, традиционным культурным ценностям, помощь ремесленникам возведены в ранг государственной политики. Возрождение традиций ремесленного производства стало закономерным процессом, обусловленным стремлением к сохранению национальной культуры.
За последние годы правительством Узбекистана приняты постановления, направленные на возрождение народных промыслов и ремесел. Ряд народных мастеров избраны академиками Академии Художеств Узбекистана. Законодательно утверждено звание «Узбекистон Республикаси халк устаси», первым номинантом которого стал ювелир Фасхитдин Дадамухамедов. При научно-производственном центре «Мусаввир» создана ассоциация народных мастеров «Хунарманд», подразделения которой действуют во всех районах республики. Основная задача этих организаций — восстановление забытых ремесел, содействие ремесленникам в производстве и сбыте продукции.
Кроме того, ремесленникам оказывают помощь международные фонды и организации, что стало возможно благодаря открытой государственной политике. Стало традиционным проведение под эгидой государства и различных международных организаций ремесленных ярмарок, приуроченных к праздничным датам. Эти ярмарки стимулируют рост ремесленного производства, способствуют взаимообмену опытом, определяют маркетинг рынка. В 1995г. в Ташкенте прошла первая большая ярмарка при поддержке ООН.
Эту инициативу поддержали международные организации, заинтересованные в развитии туризма и экономики молодых государств. На протяжении ряда лет в Узбекистане действовал проект ООН «Культурно — познавательный туризм и развитие ремесел» и проект «Помощь ремесленникам» при Каунтерпарт Консорциум, оказывающие значительную поддержку народным мастерам.
Золотое шитье в Узбекистане достигло особого расцвета в XIX в. Центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. Кроме того в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Исторические материалы свидетельствуют о том, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц нередко выступали и женщины — близкие родственницы мастеров. Работали мастера, сидя на полу, на ватной подстилке. Изделия вышивались на особых деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы. Особый интерес представляют бухарские парадные золотошвейные халаты — зарчапаны, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием — ни один халат не повторяет другого. Такие халаты носили бухарские эмиры и знать. Шились и так называемые подарочные халаты, которые дарились эмиром в знак милости, входили в перечень посольских даров. Эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги-махси, кауши и даже портянки были покрыты золотыми узорами. Случалось, что повелитель надевал на себя разом два или три халата, для чего они специально шились объемной формы. Золотом сверкали попоны и чепраки на лошадях.
Одним из наиболее древних и самых интересных видов прикладного искусства Узбекистана является художественная керамика.Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики. Это блюда-ляганы, сферические чаши-пиалы и касы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров — от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом . Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом.
Произведения многих народных мастеров керамики вошли в музейные собрания Узбекистана и зарубежных стран, частные коллекции.
Центры гончарского искусства издавна известны в Узбекистане Самарканд, Гиждуван, Шахрисябз, Катта-Курган, Риштан, Ханки и Хива в Хорезме, Ташкент.
— Керамика Риштана
— Керамика Гиждувана
— Керамика Самарканда
— Керамика Ургута
— Керамика Хорезма
— Керамика Ташкента
Ковроткачество в Узбекистане — один из древнейших видов народно-прикладного искусства. В прошлые века ковры стоили очень дорого и служили роскошным украшением в покоях властителей и знати. И сегодня в Узбекистане ковер — это символ достатка и домашнего уюта. На узбекской свадьбе ковёр - обязательный подарок молодожёнам. В центрах ковроткачества бережно сохраняются эскизы древних национальных рисунков, которые традиционно несут в себе среднеазиатскую символику.
Наряду с промышленными ковровыми фабриками (Хива, Ташкент, Самарканд, Бухара, Ферганская долина) практически во всех регионах Узбекистана существует множество небольших ковровых мастерских, где мастерицы ткут ковры вручную. Также развито домашнее ковроделие.
Ковры Узбекистана в зависимости от региона, различаются по цвету и орнаменту. К примеру, в самаркандских коврах больше преобладают черные, красные и синие тона. Многокрасочными узорами пестрят длинноворсные бухарские ковры. В Ферганской же долине ковры имеют красные и синие полосы. Специфика хивинских ковров в растительных узорах. Ковры с изображением солнца, амулетов-туморов и рогов архаров имеют магическое значение и призваны оберегать его владельца от беды и приносить в дом удачу и благополучие. Восточный ковер можно сравнить с хорошим вином — чем он старше, тем выше его ценность.
В основном ковры в Узбекистане, как правило, ткут из шерсти, хлопка и гораздо реже из шелковых нитей. Ковры делятся на несколько видов по длине ворса: длинноворсовые ковры «джульхирсы», коротковорсовые ковры «гиламы» и безворсовые ковры «паласы».
Одним из древнейших видов ковроткачества в Узбекистане является кошма (войлочный ковер). Войлочными коврами кочевники утепляли свои юрты (переносные каркасные жилища). Обычно войлок красился в белые, серые и темно-коричневые цвета.
Художественная вышивка — традиционное искусство народов Узбекистана. Вышивка разноцветными хлопчатобумажными, шелковыми и даже золотыми нитями, украшала традиционную узбекскую одежду, халаты, головные уборы, свадебные наряды, тюбетейки, молельные и настенные коврики, попоны для лошадей, наволочки, покрывала, скатерти, занавесы, гобелены. Многие крупноформатные ткани (шелк, бархат или хлопчатобумажное полотно), украшенные вышивкой принято называть - сюзане. С фарси (персидского) сюзане переводится как вышитое иглой. Самые большие сюзане бывают 2,5-3 метров длиной и до 2-2.5 метров шириной.
По традиции сюзане создаются женскими руками. Способы шитья и орнамент вышивки передавался от матери к ее дочери. В каждой семье создавалась декоративная вышивка. На выполнение сюзане, как правило, уходило полтора — два года усилий мастериц. Приданое для девушек готовилось, когда те были еще маленькими. Мать с родственницами вышивали для невесты красивые изделия. Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме. Ими украшали стены, они служили оберегом. Основной образ узбекских сюзане — растительный мир. Фантазия вышивальщиц не просто превращалась в цветущую ткань. В буйстве красок — пожелание счастья, благополучия, символы плодородия. В узбекской вышивке основную роль играет цвет, но, несмотря на то, что в каждом отдельном сюзане можно насчитать до пятнадцати тонов, народным мастерицам удавалось сохранить гармонию и единство общего колорита. Узоры в сюзане создаются не просто так, поскольку каждый узор является символом чего-либо. Так, к примеру, жар-птица символизирует счастье, стручок перца является мощной защитой от лихих чар, а гранат символом плодовитости
Куклы в Узбекистане - это нечто большее чем простая игрушка для детей. Издревле театральные представления бродячих кукольников â маскарабозов были одним из ярких и любимых развлечений сельских и городских жителей. Мастерство изготовления кукол было практически утеряно, но в последние 20 лет началось возрождение этого необычного ремесла.
Куклы в Узбекистане изготавливались из дерева, керамики, соломы и камыша. До нашего времени дошли разные виды кукол: перчаточные куклы, куклы-марионетки. Изготавливаются они из расписного папье-маше, дерева, глины. Одежда для кукол шьется из тканей, выполненных в национальном стиле. У мастеров есть своя традиционная технология кроя одежды, вышивки.
Сегодня куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным узбекским сувениром, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений.
Каждую куклу, от простой тряпичной до фарфоровой можно без преувеличения назвать произведением искуства. Мастераâкукольники уделяют особое внимание мельчайшим деталям костюмов кукол, используют для этого натуральные узбекские ткани, бархат, кожу, и даже каракуль.
Узбекские национальные игрушки традиционно изготавливались из глины. Как правило, это были игрушки-свистульки ( хуштак ) сказочно-зооморфного содержания, в виде домашних животных барашков, лошадок, собак, слонов, птиц, а также фантастических животных драконов и неизвестных природе животных, оседланных всадником.
Увидев керамические игрушки хоть раз — забыть их невозможно. И будь то традиционные малиново-желтые свистульки Хамро Рахимовой или ее ученицы Кубаро Бабаевой из селения Уба в Бухарской области или яркие этнографические, полные лиричного юмора скульптурки самаркандской династии мастеров Мухтаровых, — в каждой из них ощущается любовь узбекского народа к яркой веселой декоративности.
Настоящим брендом Узбекистана стали керамические бабайчики — милые, ярко расписанные красками фигурки забавных человечков в узбекских национальных костюмах. Каждая фигурка произведение искусства и непохожа друг на друга. Вот старенький аксакал с яркой желтой узбекской лепешкой в руках, а другой усатый человечек несет с базара арбуз и дыню, рядом чайханщик с чайником или с палочкой шашлыка или тарелкой с пловом, а вот старичок на веселом ослике. Но всех их объединяют веселые и добрые лица. Бабайчики делаются разных размеров от спичечного коробка, похожие на японские нэцкэ, до огромных, в рост человека. Причем и в том и другом случаях детально прописаны все особенности костюма и предметов.
Узбекская глиняная игрушка небольшой, недорогой , но отличный сувенир и подарок на память об Узбекистане
Нож — самый необходимый предмет в узбекском доме. Несмотря на огромный выбор импортных ножей самых различных производителей и мировых брендов, в Узбекистане предпочитают пользоваться традиционными узбекскими ножами.
Форма клинка и технология изготовления классических Узбекских ножей (пичок) сформировалась в конце XIV начале XV столетия и остаются неизменными по сей день.
Узбекский нож легко отличить от других по особой форме. Клинок как правило имеет приподнятый вверх кончик ножа, но бывают и прямые лезвия. Диаметр ручки ножа всегда меньше ширины лезвия, что придает удобство пользования ножом и особую красоту и гармоничность формы. Ножи могут иметь наборную, цельно-роговую или деревянную рукоятку. Носик ручки всегда загнут вниз. Все ножи обладают отменным балансом.
Маленькие ножи в Узбекистане называют чирчиками, а большие (более 14 см.) шархон. Ножи изготовляют в небольших кузнечных мастерских, поэтому каждый нож индивидуален. Специалисты могут различать по ножу какой мастер его сделал. Обычно каждый мастер ставил на лезвии свое клеймо. Нож носится в широких прямых кожаных ножнах
Традиционно клинки ножей делаются из углеродистой стали, чаще всего тёмные с голубоватым или желтым отливом. Раньше для этого клинки обрабатывали в жидком растворе глины определенного состава. Такие ножи очень быстро затачиваются ( вернее правятся) несколькими движениями одно пиалу или тарелку. Также материалами для современных ножей служат автомобильные рессоры, обоймы подшипников, клапана двигателей, арматура и другие подручные материалы. Делают в Узбекистане и ножиâ дамасской âстали.
Ножи в Узбекистане делают в небольших городах Ферганской долины Шахрихане и Чусте. Также есть мастерские в Ташкенте и Бухаре.
Художественная миниатюра â особый вид изобразительного искусства. Издавна миниатюра считалась на Востоке частью рукописных книг и манускриптов, иллюстрируя тексты. Маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.
Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолидинн Бехзод (1450 -1536 г.). Его работы считаются классическими и хранятся во многих музеях мира. В Ташкенте открыт музей миниатюры им. Бехзода.
Сегодня художественная миниатюра самостоятельный вид узбекского изобразительного искусства. Миниатюрная живопись в Узбекистане представлена различными видами: миниатюра на бумаге, на коже, на дереве, на ткани, на холсте, на шкатулках из папье-маше. Техника написания миниатюр сложна, требует острого глаза, твердой руки, необычайного терпения.Интересно видеть, как склонившись над столом, мастер виртуозно наносит тонкую роспись на переплеты рукописных книг, столики из ценных пород дерева, пеналы, шкатулки. Рисунок наносится кисточками по грунту, который изготовлен из золотого или бронзового порошка с добавлением вишневого или абрикосового клея.
Сюжеты для рисунков берутся из народного творчества, зачастую из произведений великих узбекских поэтов Навои, Джами, Фурката, Низами. Также множество сюжетов берется из исторических хроник, сцен битв, охоты, пиров. Еще одна особенность миниатюры минимум деталей и сюжет должен быть как на ладони без использования техники перспективы, как на классических живописных картинах. В последние годы популярны строгие геометрические орнаменты, растительные узоры, цветы.
Художественная резьба — один из видов прикладного искусства. Украшение различных предметов из дерева, камня, металла затейлевыми резными орнаментами и рисунками придавало изделиям и конструкциям богатый вид.
Резьба по дереву в Узбекистане производится на самом обширном ассортименте изделий — от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов. Резное дерево порой являлось единственным декоративным элементом в украшении дверей, ставен, ворот, потолочных балок, колонн на крытых террасах. Резьба по дереву также широко примененялось в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.
Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну. Выявление и сохранение красоты древесины — один из принципов работы узбекских народных мастеров. Густые узоры резьбы, разнообразя рельефом поверхность древесины, не нарушают ее естественной красоты, а выявляют особенности фактуры и цвета.
Основными центрами резьбы по дереву в Узбекистане являются Хива, Коканд, Ташкент
Художественная чеканка — одно из самых древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к «бронзовому веку». На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета этот утонченный вид искусства достиг в XV веке — в эпоху правления Тимура и династии Тимуридов.
До XV века мастера-чеканщики для работы использовали обычную бронзу, а для более ценных изделий бронзу, сплавленную из семи металлов: меди, олова, цинка, серебра, золота, железа и свинца. В ту эпоху это был дорогой металл. Со временем на смену бронзе пришли медь и латунь.
Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий — от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов. Среди них кувшины для омовения , сосуды для чая , различные чаши , подносы , шкатулки , курительные приборы чилим, чернильницы , пеналы ,масляные светильники, курильницы для благовоний, подсвечники, украшенные чеканным орнаментом. Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. В музеях Узбекистана хранятся боевые доспехи: шлемы, нагрудники, кольчуги, наколенники, щиты, конская сбруя, уздечки, стремена, секиры, украшенные художественной чеканкой.