Раннегератская миниатюра первой половины ХV в.
В истории развития миниатюрной живописи Ирана, Мавераннахра и Хорасана в ХV в. огромное значение имела раннегератская школа миниатюры, обозначившая основные приоритеты искусства рукописной книги, имевшей большое значение в духовной культуре мусульманских стран.
В 1381 г. Темур захватил Герат, устранив династию Куртов, а в 1383 г. подчинил себе весь Хорасан, который стал частью темуридской империи почти на целое столетие. Как политический и культурный центр Темуридов наибольшего расцвета достиг Герат в ХV в., куда после смерти Темура и начавшихся смут из-за раздела власти была перенесена столица империи. Благодаря Шахруху (1397 – 1447 гг.) он из большого, но провинциального города превращается в один из крупнейших и красивейших городов, славясь своими ремеслами и искусствами. Он стал важным художественным центром сначала Темуридов, а поздне – и всего Среднего Востока (5). При Шахрухе в Герате ведется строительство, стимулировавшее не только расцвет искусства архитектуры, но и создание новой архитектурной школы. В отличие от современного Самарканда, которым правил сын Шахруха – знаменитый ученый-астроном Улугбек, в Герате процветают гуманитарные науки, уделяется больше внимания искусству, литературе и истории, чем точным наукам.
Как продолжатель политики своего отца Шахрух вновь восстанавливает дипломатические отношения с Китаем и Индией. При нем китайские послы приезжали в Герат 4 раза (в 1409, 1412, 1417, 1419 гг). Ответные посольства в Китай и Индию имели в своем составе художника Гиясаддина Али и историка Хафиз-и Абру, что способствовало не только укреплению политических связей, но и культурному взаимообмену. Благодаря дарам китайских послов жители Мавераннахра и Хорасана были очарованы фарфоровыми изделиями китайских гончаров, которые можно видеть на миниатюрах в сценах пиров, а знать с удовольствием стала носить расшитые золотом халаты из китайского шелка, украшенные драконами и фениксами. Китайское искусство, в частности живопись, также пленило воображение темуридских художников, которые, поддавшись его очарованию, пытались копировать китайские образцы (Стамбульские альбомы и Альбом Дитца). Но очень скоро темуридские мастера осознали, что китайское искусство не вписывается в их концепцию пространства, образа человека и пейзажа, не соответствует их менталитету и оставили лишь некоторые декоративные мотивы (например, облачка “чи”), которые могли органично вписаться в плоскостную структуру миниатюрной живописи, не нарушая ее формулы.
Культурная слава Герата была связана с именем Байсункура (1397 – 1433 гг.) – сына Шахруха, состоявшего при отце везиром, но с 1414 г. фактически ставшего полноправным правителем города. Имея большие средства и возможности, он покровительствовал поэтам, историкам, художникам и сам был превосходным каллиграфом, учеником “одного из редчайших мастеров в письме”, по словам Кази Ахмада, Мавлана Шамс Байсункури (9). Увлечение поэзией и искусством было отличительной чертой темуридских принцев, которые, согласно сообщению Давлатшаха Самарканди, даже вели переписку по литературным вопросам, отдавая предпочтение творчеству Низами (Улугбек) и Дехлеви (Байсункур). Алишер Навои, живший в эту блистательную эпоху в Герате, высоко ценил творчество Байсункура, считая, что вряд ли “когда-либо существовало большее средоточие каллиграфов, художников, музыкантов и поэтов, чем при дворе Байсункура”. Байсункур мирза, по словам А. Навои, был “великодушный и либеральный принц, любящий удовольствия и ценящий таланты”. Давлатшах Самарканди сказал о нем, что он сам сочинял стихи и мог по достоинству оценить стихи как на фарси, так и на тюрки, что мог писать шестью каллиграфическими почерками. Байсункур имел богатую библиотеку, в которой хранились редкие сочинения с античных времен и средневековья (5).
При Байсункуре в Герате была создана мастерская по переписке и художественному оформлению рукописных книг. В ней работал огромный штат мастеров со всех концов темуридской империи. После смерти Искандара Султана Шахрух перевез из Шираза в Герат его сокровищницу, в которой наряду с другими ценностями находились и рукописи. Только каллиграфов, по сообщению Давлетшаха Самарканди, было около 40 (8, с.175) – преимущественно тебризские мастера: Мавлана Фариддадин Джафар Тебризи, Сайиди Ахмад Наккаш, Ходжа Али Мусаввир, Кавамаддин Табризи (объясняется это тем, что до основания собственной мастерской в Герате Байсункур некоторое время (в 1420 г.) был правителем Тебриза), а также мастера из Шираза – каллиграф Мавлана Маруф Багдади, Махмуд ал-Хусайни, а возможно, и местные каллиграфы и художники.
В китаб-хане велась не только работа по переписке книг, но и подлинно научная текстологическая работа – здесь был создан сводный текст бессмертной поэмы Фирдоуси “Шах-наме”. Байсункур, сам любитель истории, особое покровительство оказывал историкам. Хафиз-и Абру (Мавлана Нуратдин Абдаллах), приближенный к Байсункуру, написал для него известное сочинение “Зубдат ат-таварих байсункури”, один из экземпляров которого был проиллюстрирован в Герате около 1425 г. При нем был подготовлен и спасен от забвения знаменитый труд Рашид ад Дина “Джами ат-таварих”, оказавший огромное влияние на формирование темуридской историографии и способствовавший появлению традиции создания иллюстративных циклов к историческим сочинениям.
В мастерских Герата при Байсункуре и Шахрухе созданию миниатюр предшествовала огромная предварительная работа. Сохранившиеся многочисленные рисунки и наброски свидетельствуют о процессе создания и художественного оформления рукописи. Изображение на них фрагментов миниатюр, пейзажей, фантастических растений, женских и мужских фигур – доказательство того внимания, которое уделялось поиску наиболее удачных вариантов композиции. Пребывание в одной мастерской специалистов из разных центров миниатюры, синтез стилей предшествующего столетия содействовали созданию нового стиля и сложению гератской школы миниатюры в первой половине ХV в. (3, с. 63).
Гератская школа миниатюры, по мнению некоторых исследователей, стала формироваться к 20-м гг. ХV в. Но уже в первом десятилетии ХV в. по приказу Байсункура были сняты копии исторических сочинений: в 1410 г. – “Шамс ал-Хусн” Тажиддина Салмани, в 1412 г. – продолжение “Зафар-нама” Шами-Зайл и “Зафар-нама-и Шами”, в 1414 г. – “Мунтакхаб – ал-таварих- и-муини” (Избранные хроники Муини, Муиниддина Натанзи) и др. Эти факты говорят о том, что мастерская функционировала с первого десятилетия, тем более, что в ней имелся огромный штат каллиграфов. Китаб-хана Байсунгура, уважительно называемая некоторыми исследователями “Академией”, отличалась и слаженной организацией рукописного производства, в котором немаловажная роль отводилась специализации мастеров, знатоков изображения лиц, фигур или пейзажа.
Одной из первых акций новой китабханы стало копирование (по поручению принца) тебризскими мастерами знаменитого альбома Султана Ахмада из Багдада “с тем же размером (страниц), тем же количеством (строк) и с тем же расположением иллюстраций” (8, с.175). Это была своего рода установка критериев творчества для работников мастерской Байсункура, сознательное следование традициям багдадской джалаиридской школы, высшим достижением которой было новаторское творчество Джунайда Султани.
Созданные в этот период рукописи с миниатюрами – “Куллият- и Тарихи” Хафиза Абру 819 г.х./1415-16 г., 20 иллюстраций (Стамбул, Топкапу Сарай); “Гулистан” Саади, каллиграф Джафар Байсункури.830 г.х./1426 г., художник Халил?, 8 миниатюр (Б-ка Честера Битти); “Антология”, каллиграф Мухаммад б.Хусам Шамсаддин Байсункури 830 г.х./1426 г. 7 миниатюр (Флоренция. Коллекция Беренсона); “Хумай и Хумаюн” Ходжу Кирмани, каллиграф Мухаммад бин Хусам Шамсуддин Байсункури 831г.х./1427 г., 3 миниатюры (Вена); “Маджма-ал-Таварих/Зубдат ал таварих-и Байсункури” (Собрание хроник/ Сливки хроник Байсункура) Хафиз-и Абру ок.1425г.; “Мирадж-нама” (Герат), 1425-1450 гг. Переписанная на арабский и тюрки Хари Малик Бахши. 61 миниатюра (Парижск. Национальн. б-ка, Suppl.turc 190) между 1425-1450 гг. – демонстрирует наиболее лиричные и новаторские приемы в исторической иллюстрации времени Шахруха. Они не равнозначны, но в лучших работах мастерской мы наблюдаем в изображении архитектуры и пейзажа генетическую связь с работами Джунайда, хотя, вместе с тем, в них есть и новые черты – жанровое решение в изображении второстепенных персонажей (слуга, жарящий тушу барана, в миниатюре “Хумай и Хумаюн в саду”), возросшее мастерство исполнения, тончайший рисунок, богатая палитра, более точные пропорциональные соотношения между всеми частями композиции и тот пропорциональный баланс между человеком, природой и архитектурной средой, который, несмотря на все условности их изображения, оставляет ощущение реальности безмерного пространства. В большинстве миниатюр этих рукописей отмечается преодоление китайского влияния, миниатюры отличаются великолепием композиций, высоким горизонтом, прекрасным качеством красок, колорита и блестящей работой иллюминатора. Особенно выделяются в этом отношении миниатюры “Куллият- и Тарихи” Хафиза Абру (Стамбул. Топкапу Сарай, В.282).
Следующий этап в развитии раннегератской миниатюры и ее расцвет в первой половине ХУ в. связан с миниатюрами 1430-х гг.: “Калила и Димна” 833 г.х./1429-30 гг. Низамутдина Абдул Мали Насруллаха, каллиграф Шамсутдин Байсункури. 25 миниатюр (Топкапу Сарай, Стамбул), “Хамсе” Низами 1431 г., каллиграф Махмуд. 38 миниатюр (Спб, ГЭ), а также иллюстрации “Шах-наме” 1429-30 гг. – каллиграф Джафар Байсункури, 22 миниатюры (Тегеран. Дворец Гулистан). Миниатюры “Калила и Димна” относятся к замечательным произведениям байсункуровской мастерской (12). Миниатюры этой рукописи поражают богатством колорита и изысканным сочетанием бирюзового, сиреневого, серебристо-серого и ярко-синего. Наряду с изображениями животных, в них есть сцена пира или отдыха на природе, которая отныне станет одной из любимых придворных тем восточной миниатюры.
Среди названных манускриптов самым выдающимся творением байсункуровской мастерской, несомненно, является цикл миниатюр к “Шах наме” Фирдоуси 1430 г. из собрания дворца Гулистан в Тегеране (13). Рукопись с первого листа до последнего – шедевр книжного искусства. Работа каллиграфа Мир Джафар Тебризи Байсункури, великолепный переплет, потрясающей красоты и тончайшей работы орнаментальные заставки, и, конечно, сами миниатюры, отличаются тонким вкусом, высоким мастерством, небывалым чувством цвета – не случайно они стали своего рода эталоном для многих мастеров последующего поколения.
Манускрипт открывается великолепным двухстраничным фронтисписом, изображающим шахскую охоту. В этой рукописи были отобраны наиболее характерные для иллюстрирования поэмы темы как каноничные, так и оригинальные. Это охота, пиры и сражения царей (Кей Каус, Кей Хосров, Йездигерд, Исфандияр, Ануширван), поединки и подвиги богатырей (Рустам, Заль), лирические сцены (Заль и Рудабе). Отшлифовываются композиционные схемы, отрабатывается техника, мастерски-утонченным становится рисунок в графически четких силуэтах фигур и архитектурных сооружений, изощренно-причудливым – в прорисовке прихотливых изгибов фантастически прекрасных скал, тонким и четким в рисунке каждого лепестка или травинки. Колорит потрясает сочетанием звонкости лазури и золота и умиротворяющих оттенков нежных розового, серого, фисташкового тонов.
Вообще какую бы грань гератской миниатюры байсункуровского времени мы ни возьмем, – изображение пространства, ландшафта или образов людей – все говорит о том, что миниатюра достигла наивысшего пика своего развития.
Высокий профессионализм сохраняется и в работах 1540-х гг. Среди них выделяются рукописи “Хамсе” Низами 849 г.х./1445-46 гг., каллиграф Юсуф ал Джалал, художник и иллюминатор – Ходжа Али ат-Теризи, заказанная Исмат-ат-Дунья – женой Мухаммада Джуки, сына Шахруха; и “Шах-наме” Фирдоуси, т.н. “Шах-наме” Мухаммада Джуки (Герат 1440 гг., 31 миниатюра (Лондон). Обе эти рукописи демонстрируют уже сформировавшиеся черты темуридского стиля, для которого главные определяющие – гармоническое единство между всеми частями композиции, их четкость и ясность, великолепный тонкий рисунок, единая уверенная линия, охватывающая фигуру, будь то силуэт коня, человеческая фигура или архитектурное здание; богатая, захватывающая звонкость палитры, праздничный пейзаж в цветущем наряде деревьев, кустов и лужаек. В решении пространства были объединены две концепции: иранская традиция, т.е. плоскостность, и ближневосточная, т.е. создание иллюзии глубины чередованием планов по вертикали. Следуя за джалаиридскими мастерами, была создана новая концепция пространства, развернутая в высоту и одновременно показывающая интерьер и экстерьер, сократив размеры людей и животных. Появляется прием космогонического решения пространства – как бы с точки зрения Бога. Огромное значение в создании пространственной среды играет цвет. Используя его градации, темуридские мастера создают емкое пространство, вмещая грандиозные картины природы, монументальную архитектуру и сохраняя декоративные возможности цвета. Они вводят золото как отражение сущности огня и на его фоне другие цвета начинают звучать во всю мощь.
Раннегератская школа миниатюры первой половины ХV столетия сыграла важную роль в эволюции темуридской школы миниатюры и живописи Востока в целом. Взяв самое лучшее из достижений предшественников – мастеров Шираза, Багдада и Тебриза, она выкристаллизовала из их наследия то, что было наиболее приемлемо, с ее точки зрения. Но “в понимании образа, решении пространства, колорите школа, как отмечают исследователи, – “явление глубоко самобытное и оригинальное”.
Тематика раннегератской живописи богата и разнообразна. Это и иллюстрации исторических сочинений, где темуридская миниатюра достигла определенных высот, развив дальше концепцию иллюстрации исторических событий, главное внимание в которых уделяется осадам, битвам, одержанным победам, пирам, единоборствам (Зафар-наме Маджа ат-таварих, куллият и тарихи), и религиозные сочинения (Мирадж нама), и литературные произведения (Фирдоуси, Калила и Димна, поэтические антологии, “Хамса” Низами и иллюстрации к ее отдельным поэмам), и иллюстрации научных трудов и гороскопов, генеалогии.
Новое в темуридской миниатюре – это создание шахоцентричных композиций и эталонного образа правителя, сложение придворного жанра, в котором пиры, развлечения, охота и сражения правителя становятся главной темой миниатюр; это решение пейзажа, выработка некой формулы рая, построенного из цветущих плодовых деревьев, мальвы и кипариса и разбросанных кустиков травы на лужайках, великолепных скал с коралловым рисунком гребней, создающих ощущение фантастической красоты Природы как божьего творения. Новым было и сотворение типажей, кочующих из миниатюры в миниатюру, дальнейшее развитие образа человека, сохранившего условность наряду с усилением реалистических деталей.
Творчество выдающегося миниатюриста Герата последней четверти ХV в. Камалетдина Бехзада явилось логическим развитием и совершенствованием достижений раннегератской школы миниатюры первой половины ХV столетия.