На всех этапах существования человечества важнейшим критерием развития являлась способность народов к продолжению и улучшению жизни общества. В разных странах мира оценка культурного уровня, развитости основывалась на уровне образованности населения. Изучение различных сторон жизни помогло создать базы данных о знаниях населения, общества, государства.
Центральная Азия является одним из значимых центров развития культуры и образования. Несмотря на сложность политических процессов, не исключалась необходимость развития культуры, в том числе образования, и нации, которая являлась важнейшем критерием процветания государства. Одними из первых очагов образования на территории Средней Азии являлись культурно-экономические центры — Бухара, Самарканд, Хива, Коканд, Ташкент и другие. Следует отметить, что многие правители Мавераннахра, Туркестана относились с большим уважением к ученым, писателям и поэтам своего времени.
Важнейшим звеном в распространении образования являлись мактабы — низшая ступень образовательной системы. Медресе являлись высшей ступенью в системе образования, они продолжали развиваться на всех этапах истории государственности Узбекистана.
Бурные политические изменения в начале ХХ века не смогли полностью остановить процесс развития высшего образования. Открытие первого университета в Ташкенте состоялось в 1918 году, в 1927 году — пединститута в Самарканде, к обучению были привлечены кадры существовавших медресе.
Фактический материал, содержащийся в статье профессора Рустама Халмурадова «Когда образовался Самаркандский университет?», весьма актуально раскрывает историю становления системы образования в Самарканде в контексте истории образования в странах древнего Востока и Европы. Автор предлагает перманентно продолжать историю образования. В том числе по имеющимся историческим фактам предлагается отметить в 2020 году 600-летие Самаркандского университета, что заслуживает поддержки ученых Узбекистана.
Э.Ртвеладзе,
доктор исторических наук,
академик