Уход всемирно известных брендов с российского рынка открыл беспрецедентные возможности для компаний из стран СНГ. Этим активно пользуются производители бытовых приборов и комплектующих из Узбекистана, осваивая, пожалуй, самую конкурентную нишу.
К примеру, в крупнейшей российской торговой сети «М.Видео-Эльдорадо» по итогам 2022 года продажи товаров, произведенных российскими, узбекскими и белорусскими компаниями в пяти ключевых категориях, увеличились на 34 процента относительно предыдущего года. Их доля в натуральном выражении приблизилась к 40 процентам в сегментах плит, морозильных камер и ларей.
Всего за год объемы продаж брендов из трех стран выросли примерно в 1,5 раза. Среди наиболее востребованных торговых марок уверенно держится узбекский Artel. На заводах производителя с нуля собирают почти любую существующую бытовую технику, а большинство процессов роботизированы. Ведь здесь очень важна точность, и робот ее обеспечивает. Операторы только контролируют процесс. Благодаря автоматизации, всего на одной производственной линии изготавливается по 300 холодильников в день. Здесь же их упаковывают и отправляют на полки российских магазинов.
Особой популярностью у российских потребителей пользуются холодильники, морозильные камеры и лари, различные виды плит, кухонные вытяжки и стиральные машины, телевизоры данной компании.
Раньше узбекские производители не могли конкурировать с иностранными, поскольку те десятилетиями формировали позитивный образ своих брендов, ежегодно вкладывая десятки миллионов долларов в их рекламу и раскрутку. Рекламные бюджеты ведущих игроков на рынке бытовых приборов могут в разы превышать годовую выручку компаний из стран СНГ.
Как с ними конкурировать?
Любой маркетолог скажет, что они могут продать свои товары покупателю еще до того, как он зашел в магазин. Также есть определенные предубеждения, с которыми приходится бороться производителям из СНГ. К примеру, когда ломается телевизор от Samsung или LG, потребитель отдает его на ремонт или покупает новый этих же брендов. Позитивный образ этих брендов настолько силен, что не оставляет места для сомнений. Однако, когда из строя выходит телевизор местного производства, потребитель связывает это с низким качеством техники. Разочарованный клиент пытается максимально распространить информацию о своем негативном опыте среди знакомых и в социальных сетях. Так формируется негативный образ, от которого потом практически невозможно избавиться. При этом неважно, что некоторые телевизоры годами верно служат своим владельцам, пережив более именитых конкурентов Samsung и LG.
Что касается качества местной продукции и ее конкурентоспособности, тут все непросто. Во всех современных бытовых приборах используются полупроводники, большую часть которых производят Intel, Samsung, TSMC, SK Hynix и Micron. Поэтому неважно, кто производит бытовую технику, в ней все равно будут полупроводники этих компаний. Рано или поздно именитые бренды вновь вернутся на российский рынок. Остается надеяться, что у узбекских компаний будет достаточно времени, чтобы на нем закрепиться и сформировать свой позитивный образ.
Роман БОНДАРЧУК