В эти предновогодние дни — 24, 26, 28 декабря - волшебство начинается уже в фойе Государственного академического Большого театра им. Алишера Навои. В центре вестибюля вы неожиданно попадаете в зимний заиндевелый лес. Мчатся серебряные сани по снежной лесной колее, запряжённые тройкой оленей: Дед Мороз в тулупе, красном кушаке, с мешком подарков сидит на облучке. Он спешит на новогодний праздник к детям. На лесной опушке женский квартет играет лёгкую классическую музыку, обещая зрителям, что в этом храме искусств исполнятся ваши самые заветные мечтания и сбудутся волшебные сны, надо только успеть занять свои места в зрительном зале. В такие минуты кто-то вспоминает своё счастливое детство, а кто-то загадывает самое сокровенное желание на новогоднюю ночь. Под впечатлением от рукотворного зимнего дизайна я невольно в этот момент вспоминаю своё школьное стихотворение и уже предвкушаю скорое свершение чуда наяву:
Первый снег
Преобразилась явь в преданье.
Багряный месяц, звёздочка впотьмах
Перебивают снежное мерцанье.
Пушистый снег порхает в небесах,
Бесцеремонно ворожит сознанье,
Видений паутину вяжет в снах.
Неровен час: полозья заскрипят,
И колокольчик засмеётся громко.
И кони свою удаль усмирят
Во власти музыки из окон.
И Золушка ночною птицей
вспорхнёт по лестнице крыльца.
И будет наяву иль это ей приснится,
Что принц влюблённый с ней кружится
И счастьем ещё можно насладиться,
Карета в тыкву не преобразится,
И лошади в мышей не обратятся,
Пока на башне полночь не пробьют.
Наконец открывается красный бархатный занавес – и зрители окунаются во власть музыки, света, нарядных вальсирующих пар: «Застольная» из оперы «Травиата» сменяется «Полонезом» из оперы «Евгений Онегин». Следом звучит «Неаполитанская Тарантелла»…
На сцене в канун Нового года несколько друзей собираются вместе, чтобы отметить праздник. Каждый загадывает новогоднее желание. Одна из девушек загадывает необычное желание: встретиться со своим женихом на волшебном балу. Её желание сбывается. Молодые люди попадают на роскошный бал, который не имеет ни места, ни времени. Главный герой теряет в толпе свою невесту. Она шлёт ему подсказку: «Ищи меня среди гостей на балу! Я буду в маске». Казалось бы, всё просто, если бы не одно «но»: это был бал-маскарад.
Как некогда восточные волхвы по вифлеемской звезде нашли дорогу к новорождённому Христу и приветствовали его рождение в яслях, так наш герой в своём путешествии ищет по сиянию пылающей розы в звёздном небе свою возлюбленную среди тысячи масок, попутно получая от неё подсказки о своём местонахождении. В этом странствии перед ним являются герои мировых опер: Рыцарь — народный артист Узбекистана Рамиз Усманов; Герцог — Рустам Алимарданов; Андалузка — Анжела Мухамедова; Графиня — Лятифе Абиева; Маркиз — Дамир Рахмонов; Арлекин — Фарух Исматов; Цыганка — Анастасия Юдина; Мефистофель — Султан Абдурахимов; Эскамильо — Носир Юсупов; Купец — Жасур Саидов. В их исполнении звучат лучшие арии, услаждая слух и сердца зрителей: Каватина Фигаро из оперы «Севильский Цирюльник»; «Хабанера» из оперы «Кармен»; Ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса Цирка»; Песенка Герцога из оперы «Риголетто»; Ария Ходжи Дарги из оперы «Проделки Майсары»; «O Mio babbino Caro» из оперы «Джани Скики»; Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен»; “Memory” из мюзикла «Cats»; «Belle» из мюзикла «Notre-damе de Paris».
Действие прерывается на короткий антракт, и вот уже снова на сцене зрители встречают знакомых героев любимых опер и слушают ведущих солистов ГАБТ, лауреатов международных конкурсов. Молодой режиссёр Руслан Шерезданов (помощник режиссёра Султан Абдурахимов), балетмейстеры Чарос Джурабаева, Равшан Чарыев приложили максимум усилий, чтобы балетные номера сочетались с вокальными и дополняли друг друга, органично вписавшись в канву сказочного сюжета. Зрители аплодировали каждому выходу артистов ГАБТ, очарованные невиданным зрелищем гостей на балу, на котором органично сливались вокальные номера и хореографические дивертисменты: Дворжак. «Мелодия»; Ария Мулладоста; «My Way» из репертуара F. Sinatra; «Сегедилья» из оперы «Кармен»; Ардити. «Поцелуй»; «O Sole mio».
Всё это время среди толпы гостей бродит Ночной Лорд, призрачный хозяин бала. Он пристально наблюдает за действиями главного героя. Бал закончится тогда, когда часы пробьют двенадцать. И если герой не успеет найти свою возлюбленную до полуночи – станет вечным узником этого места вместе со своими друзьями.
Главный герой (Принц — Умид Исроилов) находит невесту у Ночного Лорда (Рахим Мирзакамалов). Последний не собирается отпускать девушку (Принцесса — Малика Норматова). Он безумно влюблён в неё. Ради спасения возлюбленного и своих друзей, девушка готова остаться у Ночного Лорда навсегда. Невеста нежно прощается со своим женихом. Ночной Лорд видит, что их любовь сильна – и отпускает девушку.
…Часы бьют двенадцать. Волшебный бал-маскарад окончен. Счастливые герои возвращаются домой, как и зрители, побывавшие на «Новогоднем маскараде». Они уходят домой, сожалея только об одном, что все певцы и артисты балета выступали под фонограмму: возможно, это было связано с издержками пандемии.
На выходе из театра на площади перед фонтаном зрителей приветливо встречает разноцветными огнями зелёная красавица с красной светящейся звездой на высокой макушке, напоминающая всем о том, что Новый год и Рождество не за горами. В эти мгновения хочется обратиться к Ангелу-хранителю:
Мой тихий ангел-утешитель!
Убереги меня от немочи.
Незримый вечный мой хранитель,
Не дай сойти мне в омут немощи.
Вся жизнь — как лестница Иакова —
То вниз, то вверх нас всех бросает…
Нисходят и восходят ангелы,
Терпением своим спасая.
Всё в бренном мире — суета.
И всё — значительно,
Когда…
Когда ведёт тебя Хранитель.
как луч, как твой Путеводитель,
как Вифлеемская звезда.
Да, бренный путь тернист и долог,
Но Ангел к Богу приведёт,
Чтобы открыть своим ведомым
Бессмертья вечный хоровод.
Большой театр приглашает всех желающих на «Новогодний Маскарад» — «бессмертья вечный хоровод» седьмого и 10 января уже в Новом году. Малышей все зимние каникулы будет радовать сказочный балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».