Изделия народных промыслов Узбекистана, пользующиеся особой популярностью в разных странах и среди зарубежных туристов, настолько уникальны, что считаются важнейшей частью сокровищницы национального и всемирного культурного наследия.
Бухарские и хивинские ковры, национальные шелковые и полушелковые ткани — икаты (хан-атлас, адрас, бекасам и др.) и набойка, вышивка — сузани, золотое шитье, национальные одежды, ювелирное искусство и чеканка по металлу, резьба и роспись по дереву и ганчу, бытовая и архитектурная керамика, а также многие другие произведения ручного изготовления несут на себе неповторимый отпечаток мироощущений и эстетических вкусов своих создателей.
Широкое применение изделий различных ремесел в народном быту привело к тому, что этот вид искусства приобрел массовость. В творчество вовлекались все новые мастера, наследовавшие опыт, технические и художественные традиции многих поколений. Это искусство покоряет глубоким эмоциональным звучанием, высокой культурой формы, рисунка и колорита. Главным и богатейшим хранилищем этих раритетов является Государственный музей прикладного искусства Узбекистана Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. Его фонды насчитывают свыше 7 тысяч экспонатов. Несколько сотен, наиболее выдающихся из них, представлены в экспозициях 13 залов с 20 тематическими коллекциями, где экспонируются свыше 50 видов изделий народных мастеров.
Это работы народных, чаще всего потомственных мастеров, следующих традициям нескольких поколений профессиональных ремесленников, создающих оригинальные произведения прикладного искусства. Многие из них не только строго придерживаются эстетических канонов региональных художественных школ и давних традиций, но и вносят в произведения свое видение, стремясь модернизировать классические формы. Основная часть изделий, представленных в экспозиции и фондах музея, изготовлена в XX в., но есть предметы, датируемые XIX в. и более ранними периодами. Национальные ткани из Маргилана, Самарканда, Бухары, Намангана и других городов Узбекистана многие столетия пользуются заслуженной популярностью среди иностранных модниц и кутюрье и в наши дни.
Гончарные изделия Риштанских и других мастеров неоднократно награждались золотыми и серебряными медалями на международных выставках. Наша коллекция, привлекая пристальное внимание этнографов и искусствоведов, историков и музейных работников, всех настоящих ценителей и поклонников народного искусства, интересующихся историей многовековой культуры Узбекистана, стала самым важным и увлекательным объектом посещения среди зарубежных туристов.
Из истории
История музея начинается с 1927 г., когда в Ташкенте была организована «Выставка лучших произведений народных мастеров Узбекистана». Впоследствии она стала постоянной, получив название «Выставка народного хозяйства Узбекистана». С каждым годом накапливались экспонаты, приобретались изделия прошлых веков: вышивка ручной работы, тюбетейки, ювелирные украшения и другие произведения декоративно-прикладного искусства.
На этой основе 7 июля 1937 г. открыли «Музей кустарных ремесел». Его первым директором был художник В.Развадовский. В разное время он пополнял фонды музеев восточных культур, этнографии, Оружейной палаты и других музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
С 1960 г. музей переименован как «Постоянно действующая выставка прикладного искусства». 1997 г. Выставка перешла в ведение Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и преобразована в «Музей прикладного искусства Узбекистана».
Здание музея
С 1938 г. музей размещается в архитектурном памятнике конца XIX века, получившем известность, как «Дом Половцева». Перестройка и художественное оформление дома, построенного в 1870-е-годы, осуществлены в 1896-1904 годах с участием народных мастеров керамики, резьбы и росписи по дереву и ганчу из Ташкента и Ферганской долины: Шерали-ходжи Хасанова, Арсланкула Назарова, Ташпулата Арсланкулова, Алимджана Касымджанова (Ташкент), Усто Наркузи Нурматова (Коканд), Усто Абдулло (Риштан) и Умурзака Ахмедова (Маргилан). Всеми работами по художественному оформлению здания руководил М.С.Андреев, ставший впоследствии известным ученым-этнографом, профессором и академиком.
Здание музея представляет прекрасный образец высокого мастерства архитектурно-декоративного искусства.
Наиболее богато оформлен его центральный зал. Резьба и роспись по дереву и ганчу, мозаичные панно из глазурованных терракотовых плиток в интерьерах и на главном фасаде дома с их богатой цветовой палитрой органично сочетаются с общей композицией всего строения, подчеркивая своеобразие архитектурных форм.
В 1970 г. по периметру двора к старинному зданию пристроили новые помещения, увеличив, таким образом, втрое экспозиционную площадь музея.
В годы Независимости Республики Узбекистан продолжены работы по эстетическому переоформлению музея.
В 2002 году Правительством Японии на безвозмездной основе передано музею оборудование для экспонирования (витрины) и аудиовизуальной демонстрации (мониторы).
В конце 2009 года в двух новых залах открыли экспозиции — «Истоки Музея прикладного искусства Узбекистана» с образцами национальных тканей, керамики, резьбы по дереву и графическими портретами известных народных мастеров — резчиков по ганчу Махмуда Усманова, Ташпулата Арсланкулова (Ташкент) и по дереву Кадыржана Хайдарова, Саидмахмуда Наркузиева (Коканд), Ата Палванова (Хива), гончара Хамро Рахимовой (к.Уба, Бухарская обл.), занимающихся своим любимым ремеслом и «Искусство ковра Узбекистана».
В 2010 году осуществили реконструкцию внутреннего двора с фонтаном и рокариев, украсив их ландшафтными композициями с декоративными керамическими горшками и ретрофонарями с подсветкой здания на фоне газонов с цветами и природными материалами. Заново оформили, выходящие во двор вход и выход из анфилады залов П-образного здания музея. Теперь они украшены резными дверями и стрельчатыми портальными композициями с резьбой по ганчу, выполненными соответственно потомственным мастером в 6-м поколении Жамшидом Гаиповым и Талатом Тургуновым.
В годы Независимости Республики Узбекистан продолжены работы по эстетическому переоформлению музея.
В 2002 году Правительством Японии на безвозмездной основе передано музею оборудование для экспонирования (витрины) и аудиовизуальной демонстрации (мониторы).
В конце 2009 года в двух новых залах открыли экспозиции — «Истоки Музея прикладного искусства Узбекистана» с образцами национальных тканей, керамики, резьбы по дереву и графическими портретами известных народных мастеров — резчиков по ганчу Махмуда Усманова, Ташпулата Арсланкулова (Ташкент) и по дереву Кадыржана Хайдарова, Саидмахмуда Наркузиева (Коканд), Ата Палванова (Хива), гончара Хамро Рахимовой (к.Уба, Бухарская обл.), занимающихся своим любимым ремеслом и «Искусство ковра Узбекистана».
В 2010 году осуществили реконструкцию внутреннего двора с фонтаном и рокариев, украсив их ландшафтными композициями с декоративными керамическими горшками и ретрофонарями с подсветкой здания на фоне газонов с цветами и природными материалами. Заново оформили, выходящие во двор вход и выход из анфилады залов П-образного здания музея. Теперь они украшены резными дверями и стрельчатыми портальными композициями с резьбой по ганчу, выполненными соответственно потомственным мастером в 6-м поколении Жамшидом Гаиповым и Талатом Тургуновым.
Фонды музея постоянно пополняются путем сбора и приобретения у народных мастеров произведений, лучших образцов продукции художественных промыслов и предприятий, налажен обмен экспонатами с другими музеями. В музее функционируют отделы: административный, фондов, экскурсионный и научно-исследовательский, где свыше 10 научных сотрудников занимаются изучением истории народного декоративно-прикладного искусства.
Директорами музея в разные годы работали: А.И.Сидоренко (1965-1970), С.М.Абдураззакова (1970-1978 и 1982-1986), Г.И.Скоробогатов (1979-1982), Ш.Г.Ганиева (1986-1988), И.Тохтаходжаева (1988), М.С.Расулова (1990-1992), Г.Н.Насреддинов (1992-1994) Г.М.Читкаускене (1994-1998), Т.Д.Дустаев. (1998-2008), Ю.Ярмухамедова (2008-2009), Н.Н.Толипова â (2009- 2013), З.Г.Холикова (вр.и.о.д â 27.05.2013-03.01.2014, и.о.д. 03.01.2014-02.07.2015) и Г.А.Каримов (с 03.07.2015 -15.02.2017) и З.Г.Холикова (вр.и.о.д â 16.03.2017- по настоящее время).