Site icon Сайт народных ремёсел Узбекистана

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство

Ремесло ювелира — одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими свойствами. Наиболее ранние находки таких украшений в Узбекистане относятся к XII веку до нашей эры.

В верховьях реки Чирчик из могильника были извлечены бронзовые браслеты с треугольными насечками и орнаментом в виде космологических спиралей. Особую историко-культурную ценность представляют золотые и серебряные культовые предметы, а также браслеты, перстни и ожерелья из так называемого Амударьинского клада, обнаруженного в 1877 году в верхнем течении реки Амударьи. Они свидетельствуют, что еще в V веке до нашей эры мастерство бактрийских ремесленников достигло высот подлинного искусства.

Настоящей сенсацией в научном мире стала находка в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана на археологических раскопках городища Дальверзинтепе клада весом 32 килограмма, состоящего из высокохудожественных предметов и украшений из золота, серебра и драгоценных камней, относящихся к эпохе Кушанского царства. А близ города Термеза в руинах дворца на городище Балалык-тепе сохранилась настенная роспись VI века со сценами пиршества. На знатных дамах были изображены золотые кольца, перстни и серьги с подвесками, напоминающие традиционные украшения современных узбекских женщин.

Роскошные изделия создавали ювелиры по заказам придворных дам в эпоху Темуридов.

Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в XIX – начале XX веков. Украшения, выполненные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, пользовались спросом на Востоке и Западе. Особенно ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента. Ювелирные изделия узбекских мастеров отличает богатство форм, изящество отделки и проработанность деталей. Излюбленным материалом для ювелирных украшений в Узбекистане всегда было серебро, но бухарские мастера большую часть изделий традиционно выполняли из золота. Ведь недаром Бухара расположена в долине «золотоносной» реки Зарафшан, где с древнейших времен добывался драгоценный металл.

Таинство создания ювелирного чуда происходит в мастерской, оборудованной несложными приспособлениями. Здесь находится небольшой самодельный глиняный горн в виде низкой призмы с выемкой на поверхности, где помещаются древесные угли. Огонь в горне раздувается при помощи ручных мехов-дам из бараньей кожи. Своей формой дам напоминает два усеченных конуса, соединенных основаниями. При особо тонкой работе ювелиры-заргары применяют медную коническую трубку-дахандам, в которую дуют, направляя струю воздуха на обрабатываемый предмет. Серебро и золото плавят в тиглях-бутича из огнеупорной глины.

Мастера пользуются нехитрым инструментарием – щипчиками разных калибров с заточенными концами для изготовления цепочек, серег, ячеек для камней, пинцетами для подхватывания мелких деталей, ножницами-кайчи, набором клещей, молоточков, штампов и форм для изготовления деталей украшений в виде шариков и полушарий, небольшая железная наковальня.

Каждый ювелир, как правило, владеет литьем и ковкой по металлу, поэтому их еще называют темир-усто – мастер по металлу. Ювелиры искусно владеют техникой тиснения, черни, ажурной и накладной филиграни, эмали. Излюбленной техникой всегда была зернь – узоры, составленные из спаянных серебряных шариков и бусин. Мастера используют гравировку и резьбу по металлу, инкрустацию. Иногда в изделиях драгоценные и полудрагоценные камни заменяются имитацией из стекла, эмали, пасты.

Ювелиров, работавших преимущественно по серебру, в старину называли кумуш-усто – серебряных дел мастер. Серебро применяли не только для женских украшений. Им отделывали сбрую коней, стремена, оковывали парадные седла, серебряные бляшки прикрепляли к потнику, украшали плеть-камчу, рукояти и ножны оружия. Из серебра делали пуговицы для одежды, пояса. Так, к парадному традиционному мужскому костюму бухарские мастера изготовляли пояса с крупными орнаментированными и украшенными камнями и чернью ювелирными пряжками. Иногда по всему поясу нашивали круглые или фигурные медальоны. Самые дорогие мужские пояса целиком состояли из филигранных подвижно соединенных изогнутых пластинок с ажурным орнаментом.

По древнему поверью считалось, что серебро лишает яды силы, отгоняет злых духов, сохраняет чистоту. Ювелиры, работая с серебром, различали его две разновидности – «мягкое» и «твердое». Из слегка нагретого «мягкого» серебра выковывают фольгу, из которой делают накладки на насеченную сталь или железо, вбивая ударами молоточка. «Твердое» серебро плавят в тиглях и отливают в металлической изложнице-режа в виде тонкой пластины. Выковывая пластину в тонкий лист, а затем пропуская способом волочения через отверстия разного калибра в специальной металлической пластине-киря, получают серебряную проволоку, которая идет на изготовление серег и колец. Чтобы придать проволоке форму кольца, мастер обертывает ее вокруг специальных щипцов-омбур, имеющих коническую форму. Из самой тонкой проволоки плетут цепочки и выкладывают филигранные узоры.

Для изготовления деталей в виде полушарий и куполков, широко распространенных в традиционных ювелирных украшениях, у мастера имеются кованные бронзовые полусферы – куба разного диаметра. Чтобы прочеканить орнамент на изделии, ювелир-заргар выбирает из набора маленьких стамесок-калам нужную по размеру и с соответствующим выпуклым узором на конце. При ударе молоточком узор оттискивается на металле. Для получения на подвесках орнамента невысокого рельефа мастера пользуются медными матрицами-колибами. Каждый ювелир, работающий с драгоценными металлами, имеет весы. В старину мерой веса был золотник-мискол. Чтобы не пропала ни крупинка серебра или золота, мастер, отделывая изделие, помещает его на брусок дерева, закрепленный над железным подносом.

В сочетании с серебром узбекские ювелиры используют драгоценные и полудрагоценные камни: дымчато-розовый лал, изумруд, сапфир, гранат, сердолик, бирюзу, жемчуг, перламутр, коралл. Причем, по традиции, камни для ювелирных изделий не гранят, а шлифуют. Каждому камню в древние времена придавали магическое значение. Особо ценился сердолик – хакик. Считается, что он приносит счастье и здоровье, предохраняет от опасности, предотвращает обман. Возможно поэтому, большинство старинных браслетов и колец украшены вставками из сердолика. Бирюза – фируза – улучшает зрение, придает бодрость духа и приносит победу в бою. Не случайно рукоятки и ножны кинжалов и сабель на Востоке украшали вставками из бирюзы. Жемчуг обладает исцеляющей силой.

Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из серебра или золота. Но к свадьбе готовят целые ювелирные комплекты, некоторые из которых невеста продолжает носить и после бракосочетания, до рождения первого ребенка.

Традиционный костюм невесты включает множество украшений, в том числе различные серебряные, позолоченные или золотые налобные повязки или диадемы. Ташкентские, ферганские и бухарские невесты надевали довольно высокий позолоченный ажурный кокошник тилля-кош со вставками бирюзы и разноцветных стразов, оформленных снизу множеством фигурных подвесок. В начале ХХ века бухарские мастера делали диадемы, повторяющие форму бровей, их так и называли усма-тилла – подведенные золотые брови. Особенно красивы старинные налобные повязки баграк в виде полосы из соединенных шарнирами квадратных серебряных пластин. Каждая пластина декорирована золочением, тиснением, инкрустацией из полудрагоценных камней, окруженных мелкой бирюзой. Старинное бухарское головное украшение шашпо состояло из шести длинных нитей, на которые были нанизаны серебряные и позолоченные бусы, кораллы, жемчужины, а между ними кисточки из шелка с металлическими колпачками на концах. Это украшение наматывали на головной убор, а концы нитей свободно свисали вдоль щек.

Невеста из Хорезма надевала налобное украшение осмондузи с самоцветами и металлическими подвесками. Надо отметить, что хорезмийские женские украшения отличаются архаичностью форм и своеобразием ювелирной отделки. Традиционный головной убор такьядузи, выполненный из мелких металлических фигурных пластинок и подвесок, живо напоминает форму боевого шлема. Он плотно облегает голову и имеет слегка заостренную макушку. Невольно приходит на память древний хорезмийский эпос «Кырк кыз», который рассказывает о сорока девушках-воительницах, успешно защищавших родной край от завоевателей. Предметы воинского облачения, привычные для женщин кочевых племен, – шлем, щит, лук со стрелами, кольчуга – со временем утратили свое изначальное предназначение и стали их стилизованными символами в оригинальных ювелирных изделиях. Так, хорезмийки прикрепляют к шапочке-такья затылочное украшение ук-ей, напоминающее дугу лука с натянутой тетивой и многочисленными подвесками-стрелами. Множество подвесок в форме листьев, бутонов, зерен, украшающих головные уборы и ожерелья, и издающих мелодичный перезвон, призваны, по поверью, отгонять злых духов.

В комплект убора невесты в старину входили височные подвески прямоугольной или миндалевидной формы, всевозможные булавки для закалывания платков и прикрепления к головному убору украшений.

Неизменной частью женского нарядного костюма были накосные приплетки и подвески к косам, так называемые чочпопук, сделанные из черного шелка, с серебряными или позолоченными украшениями и ажурными подвесками на концах.

Излюбленные нагрудные украшения узбекских женщин – ожерелья из связок коралловых бус марджон. Как правило, крупные и мелкие кораллы нанизаны в несколько нитей и перемежаются с рядами цепочек. Причем нити кораллов с пронизями из ажурных шариков и бусин собраны в отдельные фрагменты и разделены прямоугольными или фигурными пластинками, украшенными эмалями или камнями. Очень популярны ожерелья из бисера или кораллов, нанизанных вперемежку с монетами или металлическими плоскими кружками. Нередко в ожерелье вставляется крупный нарядный медальон зебиргардон с узорами и камнями.

Часто нагрудные украшения представляют сложные формы серебряных пластинок, украшенных камнями, филигранью, чернью или эмалями и соединенных пятью-шестью рядами серебряных цепочек. Причем, центральная пластина отличается от остальных формой, размером и тщательностью отделки. Такая пластина, как и все это украшение, называется хайкал, то есть «фигура». В этом названии сохранился отзвук древнего обычая носить на груди изображение тотемного животного – покровителя рода.

Среди старинных узбекских ювелирных украшений особую форму представляют ювелирные футляры для амулетов – туморы. Они делаются в виде треугольников, обращенных вершиной к верху, прямоугольников, многоугольников, цилиндрических трубочек. Туморы не только тщательно орнаментированы филигранью, зернью или эмалями, но и нередко снабжены надписями с молитвами. Туморы подвешивали к ожерельям с ажурными пронизями или носили, прикрепив к цепочке, на груди. Иногда в одном украшении совмещали два-три тумора разной конфигурации. В старину узбекские женщины прятали в тумор молитву-оберег, амулет, магическое заклинание, а некоторые – записочку от любимого. Ювелиры Хорезма оформляют туморы особенно пышно и нарядно, окружая амулетницу множеством позолоченных фигурных подвесок с коралловыми бусинами.

Хорезмской женщине, ожидающей ребенка, родственники дарят сердцевидный кулон-асык, связанный с древним культом богини-Матери. Он инкрустирован сердоликом и украшен крестообразным знаком чахар-чираг – кочевническим символом жизни.

Необычайно изысканны по форме и отделке традиционные серьги узбекских женщин. В комплект украшений входят серьги зирак с дужкой в виде тонкого кольца с перекладиной, на которую нанизываются разноцветные бусинки и серьги с подвесками в виде куполков или шатровых сводов, которые были настоящими произведениями ювелирного искусства. В Ферганской долине широкое распространение получили золотые и серебряные серьги кашкар болдак. А бухарские мастера славятся выделкой золотых серег шибирмак в форме лепестка с большими рубинами в центре, окруженными жемчужинами. В старину модницы вдевали в уши одновременно по две пары серег. А в некоторых районах Узбекистана женщины носили в носу специальные серьги булоки или розетку на ножке, которую вставляли в прокол в ноздре.

Надо отметить, что в ювелирном деле выделяются мастера, специализирующиеся на изготовлении женских серег – зираксоз и колец – узуксоз. Кольца узук женщины носят на всех пальцах, кроме третьего. В кольца вставляют излюбленные на Востоке камни – жемчуг, рубины, бирюзу, сердолик, часто окружая большой камень несколькими мелкими глазками. Носят перстни с металлическими или каменными печатками, вправленными в гладкую или слегка орнаментированную оправу.

Браслеты – бухарские ажурные шабака, в виде сеточки, тонкие, с изящным штампованным узором или покрытые чернью, хорезмские массивные, украшенные сердоликами, – носят часто парами. Браслеты делают замкнутые, с застежками или открытые. Кольца и браслеты самого разнообразного оформления и техники исполнения неизменно входят в состав любого, даже самого скромного комплекта женских украшений.

Мастерство ювелиров передается из поколения в поколение, от дедов и отцов к сыновьям. Благодаря творческой энергии и искусству мастеров Ташкента, Самарканда, Бухары, Ургенча, Ферганы не обрываются древние традиции этого замечательного художественного ремесла. Так же, как в старину заргары были объединены в цеха, так и сегодня большинство умельцев входят в Союз ремесленников Узбекистана «Хунарманд». Многие из них сотрудничают с Объединениями народных мастеров «Усто», «Муссавир», «Мерос» и другими. Изделия из серебра с кораллами и полудрагоценными камнями, созданные творческой фантазией таких известных ювелиров, как Ф. Дадаходжаев, Г. Тикаев, Ш. Низамов, не уступают в красоте и тщательности отделки лучшим образцам узбекского традиционного ювелирного искусства и неизменно привлекают внимание посетителей в художественных салонах. Интерес к возрождению старинных видов женских украшений не обошел и художников Ташкентской ювелирной фабрики и Зарафшанского ювелирного завода. В ювелирных магазинах республики появились золотые кольца, серьги и колье, дизайн которых разработан на основе древних форм и продолжает традиции этого замечательного художественного мастерства.

Современное ювелирное искусство Узбекистана Ассоциация ювелиров ежегодно представляет на выставке «Ювелирия». Ее участники – ювелирные заводы, частные мастерские и мастера, бережно сохраняющие традиции и стиль этого древнего прекрасного искусства. Особым признанием здесь пользуются произведения мастера С. Мухамадова, который умело соединяет традиции бухарской школы и современность, старейшего ювелира из Маргилана А. Абдужаббарова, в чьих изделиях сохранены традиционные форма, орнамент, рисунок, подбор камней – веками складывающийся художественный образ.

Exit mobile version