Бухарская чеканка по меди наряду с керамикой является одним из известных у нас и за рубежом видов народного творчества. Изделия чеканки весьма разнообразны по формам и функциям. Это всевозможные чаши, сосуды для воды и других жидкостей, а также котлы для приготовления пищи, жаровни, вазы, шкатулки, приборы для курения, светильники и т.д.
Медночеканные изделия создавали мастера трех специальностей: медники (мискор) изготавливали формы из красной и желтой меди, а также из латуни, покрывали сосуды полудой. Литейщики (рихтагар) отливали отдельные части форм будущих изделий: ручки сосудов, куполки крышек (қубба), кончики носиков (санула), шарниры (часпак) и др. Чеканщики (кандакор), украшали изделия чеканкой и ажурной гравировкой, а также прорезной техникой (шабака).
Бухарская школа медночеканных изделий, в отличие от кокандской, ташкентской, хорезмской и каршинской, отличается простотой и строгостью форм. Относительно свободный фон обрабатывается штрихом или точками. Особую выразительность бухарскому орнаменту придают гладкие широкие контурные линии – полосы (кундал).
Пластически четкий растительный орнамент (ислими) очень изящен и красив. Иногда бухарские мастера украшали свои изделия каллиграфическими надписями, стилизуя их под растительные узоры. В редких случаях фон подкрашивался в разные цвета, делалось это всегда с большим вкусом.
Бухарская чеканка – тонкое и кропотливое искусство. Ее выполняют с помощью таких инструментов, как стальной карандаш(пулат калам) и молоток. Стальной карандаш может быть нескольких типов. Например, чтобы отчеканить цветок орнамента, у него должен быть толстый конус, для выполнения фона (заминбардори) – тонкий. Для украшения цветами инструмент без конуса бывает толстым и тонким. Кроме того, необходимы точильный камень и железный циркуль. Современные инструменты почти не отличаются от тех, которыми работали мастера прошлого. Так, наполненный специальной смолой сосуд (мум) используют для того, чтобы чеканка в процессе работы не сдвигалась и не амортизировала. Если посуда глубокая, ее наполняют песком или ветошью и хорошо спрессовывают содержимое.
Работа чеканщика начинается с того, что он набрасывает на бумаге композиционный рисунок, который затем переносится на кальку. С помощью иглы вдоль контура всего рисунка протыкаются дырочки, сквозь которые просыпается графит, создающий контур рисунка (накш) на сосуде. Далее с помощью чекана наносится рисунок. Затем изделие полируют вручную или на станке. Если металл жёлтый, то оно сияет, как солнце, если красный, – горит, как огонь.
Современные медники и чеканщики создают подносы (лаъли), разнообразные блюда, сосуды для воды (офтоба), косметических принадлежностей (сурмадон), шкатулки (сандикча) и другие изделия, которые, кроме декоративной функции, в последние годы имеют утилитарную: используются в быту.
Усто Содик был очень строг к своим сыновьям и племянникам, но проявлял мягкость и доброту к остальным ученикам, а их к концу жизни знаменитого мастера было больше шестидесяти. Содик – один из первых мастеров, обучавших искусству чеканки девушек, многие из которых впоследствии получили звание мастера и принимали участие в международных и республиканских выставках. Одной из первых и наиболее способных среди них была Тошева Гулчехра. Хорошими мастерами стали также Саидова Нурхон, Рахимова Дилбар, Мусинова Махбуба, Жумаева Зебо, Рахимова Адолат, Тошева Холида, Курбонова Мунира, Каримова Фарогат, Каримова Фазолат, Файзиева Мунира, Махмудова Музайям, Гаффорова Шамсия, и Жумаева Раъно. А до этого искусство чеканки считалось исключительно мужской прерогативой.
С 1980 г. усто Содик преподает в Бухарском государственном университете на кафедре искусства по предмету чеканки. С 1993 г. мастер – член Творческого объединения художников АХ Уз.
В настоящее время усто Содик в большинстве случаев работает в комбинированной технике, используя в работе старинные орнаменты – бодом, занжила, зеб, куш бодом и др., создавая новые оригинальные композиции. Изделия – в большинстве случаевлаъли – подносы круглой или эллипсообразной формы, украшенные геометрическими фигурами, разнообразными фризами и каймовыми полосами. Геометрический орнамент носит вспомогательный характер. В основном работы отчеканены накшем(ислими). Зооморфные изображения встречаются редко. Это в основном изображения частей животных: глаз соловья (чашми буль-буль), рога барана (кучкорак), рыбья чешуя (пушти балык) и др. Иногда чеканщик вводит в центр изделия изображение архитектурных памятников Бухары. На некоторых из них в центре чеканки – портреты людей.
Работы мастера отличают пластическая выразительность форм, классическая уравновешенность пропорций и устойчивость орнаментальных мотивов, выполняющихся в технике глубокого чекана «кандакори». Продолжая высокие каноны и художественно-эстетические идеалы мастеров-чеканщиков прошлого, мастер передает знания и опыт ученикам. В их числе – и его сын Акмаль, который пошел по стопам отца и уже успел овладеть многими секретами его мастерства.
Усто Содик неоднократно принимал участие в республиканских и международных выставках, в конкурсах «Ташаббус» и занимал почетные места. Его работы выставлялись в Ташкенте, Алматы, Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Берлине, Вене, Santa-Fe и др.
Литература
1. Абдуллаев Т., Фахретдинова Д.., Хакимов А. Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана. Ташкент, 1985.
2. Хакимов А.А. Современное декоративное искусство республик Средней Азии (К проблеме традиции и новаторства). Ташкент, 1988.
3. Pugachenkova G.A., Khakimov A.A. The art of Central Asia. Leningrad, 1990.
4. Халимова Д.А. Бухоро кандакорлиги. Бухоро, 1996.
5. Хакимов А.А. Искусство Узбекистана. История и современность. Ташкент, 2010.
Сухроб Абдуллаев