В конце XIX – начале XX в. Ташкент был крупным торговым, культурным и политическим центром. Наряду с постройками культового зодчества в городе строились и жилые дома. Они, к сожалению, не полностью сохранились в первоначальном виде.
Архитектурно-декоративные приемы отделки поверхности стен берут начало из традиционного понимания мастерами декоративного приема. Разбивка плоскостей стен жилых комнат и айванов осуществлялась с помощью узких тяг – рохи-намоён. По горизонтали стены делились на три части: снизу выделялась невысокая панель – изора, основную, среднюю, часть занимали панно и ниши, а верхнюю завершала полоса карнизов – шарафа, служившая переходом к балкам потолка. Все части стен, потолки мехмонхоны и айванов, колонн, подбалок и т. д. украшались орнаментально-декоративной росписью по штукатурке и дереву. Настенная роспись часто сочеталась с резьбой по ганчу. Иногда расписные и рельефные панно на стенах чередовались, создавая красочные композиции. Ташкентские мастера старались придать узору объемность. Сэтой целью применялись светлые тона для первого и темные – для второго планов.
Узоры настенной росписи, как и ганчевых резных панно, состояли из геометрических и стилизованно-растительных композиций, вписанных в стрельчатую раму или глубокую нишу. Излюбленные растительные мотивы – пышный букет в вазоне, плакучая ива, раскидистые ветви кустов хризантем, гранат и т.п. – имели определённый смысл и олицетворяли “древо жизни”, обилие даров природы, вечность и благоденствие. Так, гранатовое дерево – символ плодородия, ива – тоскующей любви, кипарис – неба, усеянного звёздами. Изображение цветовсвязывалось с понятием земной красоты: тюльпан – символ весны, ирисы – покоя и долгой жизни, переплетающиеся стебли вьюнка – богатства и жизнеспособности. Не менее распространенный узор “волны” олицетворял образ быстротекущей жизни. Изучая семантику узоров ташкентской росписи, следует отметить, что художники-орнаменталисты, используя классические средневековые приемы декора, не отказываются от элементов и символов домусульманского искусства, а также влияния европейских форм. В одном случае стенная поверхность, композиционно разделённая на ниши и панно, украшалась сплошной росписью; в другом – расписные и ганчевые панно чередовались, создавая богатые красочные орнаментальные композиции; реже встречалась сюжетная живопись.
Если в начале XIX в. стенная плоскость покрывалась росписью незначительно и лишь в сочетании с резным ганчем, то с конца XIX в. ей начали отводить более значительную роль, нередко заполняя всю плоскость стены, вытесняя при этом трудоёмкуюрезьбу. Наблюдается также общее высветление палитры, цветовая гамма увеличилась до 10 – 12 цветов, появились оранжевый, голубой, светло-зеленый тона и т.д.
Ташкентской росписи свойственны плоскостность композиционного решения и локальность цвета. Постепенный переход и нюансировка цветов в росписи отсутствуют. Каждый элемент орнамента обводится контурной линией чёрного, бордового, ультрамаринового либо белого цвета. Мастера в подборе цветов использовали контрастные сочетания – белый и чёрный, красный и зелёный, зелёный и жёлтый, белый и ультрамариновый и т. п. (1, с.14). Это одна из общих черт ташкентской и ферганской росписи. Для ташкентской, как и для ферганской росписи, характерна близость орнаментальных растительных мотивов к их природным прообразам (2, с.6). Создавая эскиз композиции, художники пытались сделать натурные зарисовки. Поэтому каждый мастер имел свой собственный альбом с образцами.
Для ташкентского узора характерно активное использование медальонов и розеток. Наиболее распространенными формами медальонов были фигуры из парных арок- кош-мехроб. Они заполнялись сложной конфигурацией трилистника типа “мадохиль”, медальонами миндалевидной формы – бодом и др. Характерно также сочетание розеток четыре цветка – чор-гул и лепестков – бофта. В узорах встречаются пышный крупный лист – шо-барг, многолепестковый цветок типа ромашки – ой-гул, сложный крупный цветок с большим числом лепестков, миндаль – бодом, кружки разных размеров, усики – таргил, завитки – маргула и контурные линии – сиёх-калам. Весь этот набор элементов применялся в самых разнообразных комбинациях.
В интерьерах домов особое место занимала роспись потолков, которой покрывались также деревянные фризы и карнизы жилых комнат, мехмонхоны и айванов. Узоры выделялись контрастностью и яркостью тонов с обводкой светлой или тёмной краской, в зависимости от фона. Образцом описанного типа потолка является дом Исмаилова (ул.Хамзы, туп. 14, дом №134). Композиция рисунка в нем состоит из удлинённых картушей и медальонов сине-зелёных тонов. Их центры украшают многолепестковые розетки, от которых в разные стороны волнообразно разветвляются стебли, листья и бутоны светлых тонов, четко выделяясь на тёмно-зелёном фоне. Васса окрашен в красный, зелёный, жёлтый цвета. Потолки имеют более эффектный вид, когда васса чередуются с расписными дощатыми квадратными кессонами (дома по ул.Фараби, туп. 2; по ул. Тахтапульская, дом № 70).
Другой вариант с квадратами из досок получается при обрамлении ими балочного потолка по периметру. В этом случае квадраты находятся примерно на уровне нижних граней балок. Такой образец зафиксирован в одном из домов конца прошлого века Кадыра Акбарова. Просто и оригинально решение девятибалочного потолка, разбитого на множество прямоугольных и квадратных ячеек, расположенных в шахматном порядке. Центральную часть плафона образует квадратной формы кессон, подшитый фанерой. Эту часть украшает восьмилучевая композиция с геометрическим орнаментом “гирих”. По периметру квадрата располагаются прямоугольныеячейки, также подшитые фанерой в нижней части балок и декорированные орнаментом типа вас-вос, применяемого в декоративных решетках – панджара. Геометрические орнаменты выполнены накладными полукруглыми рейками, фон между которыми заполнен мелким стилизованно-растительным узором. В углах находятся квадраты с углублениями куполками внутрь – хаузак. Нижние части балок покрыты бордюрным орнаментом, состоящим из удлиненных картушей и медальонов, окрашенных в белый цвет. На их фоне помещается стилизованно-растительный рисунок, состоящий из переплетающихся волнообразных побегов, стеблей, цветов, листьев и завитков. Цветовая гамма сине-зеленая, побеги – желтые, цветы – белые, розовые, голубые. Обводка – черная, ультрамарин, бордо. Некоторые линии рисунка отделаны серебром, а занджира – золотом. Каждый квадрат отличается мотивами узоров и цветовым решением. Они гармонично сочетаются между собой, дополняя друг друга.
В следующем типе потолка васса целиком заменена расписными квадратами. Выделяются два варианта подобной системы. В первом конструкция остаётся обнаженной, так как квадраты расположены поверх балок и разделены расписными стеблями – банди. Второй вариант представляет равномерную сетку квадратов на одном уровне с нижними гранями балок. Разбитый на квадраты потолок имеет характер слабокессонированной поверхности. Некоторые кессоны иногда украшает углубленный сталактитовый куполок – хаузак. Описанные два вида потолков характерны также для городов Бухарской области и Ферганской долины.
Следующий пример наиболее сложной конструкции потолка – фигурные дощатые плафоны, где многообразные геометрические фигуры квадратов и шестиугольников делят потолок на несколько уровней. Эти типы плафонов в основном характерны для дворцов или домов знати. В данном случае нельзя не отметить утрату конструктивной ясности потолка. Каждая из плоскостей также украшена рельефным гирихом из реек. Пространство между ними полностью расписано растительно-цветочным узором. Преобладающая цветовая гамма – белые, красные, желтые и зеленые тона. Роспись хорошо сочетается с декоративным решением профилированных карнизов, придающих плафону такого типа некоторую помпезность. Особый интерес представляет потолок чор-бурчак, устроенный над айваном кашгарча.
У него оригинальное композиционное решение, где четыре прогона балочной конструкции уложены концами на середину стены, образуя диагональное расположение кессонов в центре, и треугольными щитами по углам квадрата (жилой дом Турсунбая по ул. Шахтинской, дом № 87). Отсюда и название – чор-бурчак – четыре угла. Такие конструкции потолков широко применялись в Ферганской долине, здесь же она представлена в своеобразной интерпретации.
Анализируя отдельные примеры художественной ташкентской росписи жилых домов, можно констатировать, что в рассматриваемый период росписи выполнялись в традициях Ферганской долины. Причина этого, очевидно, – в географической близости двух регионов, что давало возможность мастерам свободно работать в том или ином городе. Однако в отличие от ферганских, ташкентские мастера чаще употребляли гирихи, более характерные для бухарской школы, или те же апробированные узоры, которые изначально создавались для декорирования интерьеров дворцовых строений домов знати. Композиционное решение интерьеров интересно и разнообразно. Оформление жилых и гостиных помещений, айванов основано на традиционных принципах народного строительства.
Автор: Зухра Досметова