Культура Узбекистана

На территории Узбекистана и его ближайших соседей были взлеты и падения многих империй, определивших направления развития культуры Узбекистана. Узбеки, вероятно, получили свое имя от хана. Вождя Золотой Орды в четырнадцатом веке, которого звали Узбек, хотя он не правил людьми, носившими его имя.

Современные узбеки происходят не только от тюрко-монгольских кочевников, которые первыми заявили об этом имени, но и от других тюркских и персидских народов, проживающих в границах страны. Советы, пытаясь разделить тюркские народы на более легко управляемые подразделения, назвали тюрок, таджиков, сартов, кипчаков, ходжасов и других узбеками, увеличив численность этой этнической группы вдвое до четырех миллионов в 1924 году.

Сегодня правительство укрепляет групповую идентичность узбеков, чтобы предотвратить раскол, наблюдаемый в других многонациональных государствах. Некоторые люди ассимилировались, казалось бы, без особого беспокойства. Многие таджики считают себя узбеками, хотя при этом сохраняют таджикский язык; это может быть потому, что они долгое время вели городской образ жизни, который был скорее связующим звеном, чем этническими ярлыками. Другие были более устойчивы к узбекизации. Многие кипчаки избегали смешанных браков, вели кочевой образ жизни и более тесно идентифицировались с киргизами, живущими по другую сторону границы от них. Ходжи также избегают смешанных браков и, несмотря на то, что говорят на нескольких языках, сохранили чувство единства.

У каракалпаков, которые живут в пустыне к югу от Аральского моря, свой язык и традиции, больше похожие на казахские, чем на узбекские. При Советском Союзе их республика была отдельной и осталась автономной.

Расположение и география. Площадь Узбекистана 448 978 квадратных километров. Начинается в пустынях Каракум (Черный песок) и Кызлкум (Красный песок) Каракалпакстана. Засушливые земли этой автономной республики поддерживают кочевой образ жизни. В последнее время высыхание Аральского моря нанесло ущерб окружающей среде, в результате чего более 30 процентов населения этого района уехали из деревень в начале 1980-х, а затем из городов. Это усилилось летом 2000 года, когда этот район пострадал от разрушительной засухи.

Население увеличивается к востоку, в основном вокруг плодородных оазисов и долин реки Амударья, когда-то известной как Оксус, и реки Зеравшан, которая поддерживает древние города-государства Бухара и Самарканд. Ферганская долина на востоке — сердце ислама в Узбекистане. Здесь, где страна зажата между Таджикистаном и Кыргызстаном, гористая местность поддерживает продолжающийся кочевой образ жизни. В 1867 году русское колониальное правительство перенесло столицу из Бухары в Ташкент. С населением 2,3 миллиона человек это самый большой город в Центральной Азии.Карта Узбекистана

Демография. В настоящее время население Узбекистана составляет 32,96 миллиона человек. От 75 до 80 процентов составляют узбеки, хотя многие из них были выходцами из других этнических групп. Русские и таджики составляют по 5 процентов, каракалпаки — 2 процента, а остальные национальности — остальные. С 1989 по 1996 год эмигрировало на пятьсот тысяч человек больше, чем иммигрировало в другие периоды. Из более чем одного миллиона уехавших людей практически все не были узбеками. Такие города, как Андижан и Фергана, население которых было наполовину узбекским, теперь практически полностью узбекское. В 1990 году в Узбекистане проживало 600 000 немцев, 95 процентов уехали. В 1990 году в Узбекистане проживало 260 000 евреев, 80 процентов уехали.

Лингвистическая принадлежность. Узбекский — язык около сорока миллионов узбеков, проживающих в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане. Язык тюркский и изобилует диалектами, включая карлугский (который служил литературным языком на протяжении большей части узбекской истории), кипчакский, локхайский, огузский, курамский и сартский, некоторые из которых происходят из других языков. Узбекский появился как отдельный язык в пятнадцатом веке. Он настолько близок к современному уйгурскому, что люди, говорящие на каждом языке, могут легко общаться. До российской колонизации часто было трудно сказать, где начинается один тюркский язык, а где заканчивается другой. Но через установленные границы диалектные сдвиги слились в отдельные языки. Советский Союз ненадолго заменил арабский шрифт на латинский, а затем на кириллический.

Около 14 процентов населения, в основном не узбеков, говорят на русском как на родном; 5% говорят на таджикском. Большинство россиян-узбеков не говорят по-узбекски. В Советском Союзе русский язык преподавался как советский, но узбекский язык поддерживался, как коренной язык республики, что по иронии судьбы приводило к ухудшению других родных языков и диалектов. Сегодня многие люди все еще говорят по-русски, но правительство активно продвигает узбекский язык.

Государственный герб Узбекистана, УзбекистанСимволизм. Наиболее распространены символы независимости. Флаг и национальные цвета — зеленый для природы, белый для мира, красный для жизни и синий для воды — украшают фрески и стены. Двенадцать звезд на флаге символизируют двенадцать регионов страны. Полумесяц, символ ислама, является обычным явлением, хотя его появление на национальном флаге предназначено не как религиозный символ, а как метафора возрождения. Мифическая птица Семург на государственной печати также символизирует национальный ренессанс. Хлопок, главный источник богатства страны, изображен на государственных гербах, фресках и чашках. Архитектура Самарканда и Бухары также символизирует прошлые достижения.

Амир Тимур, завоевавший обширную территорию Азии со своего места в Самарканде в XIV веке, стал главным символом узбекской гордости и потенциала, а также твердого, но справедливого и мудрого правителя — полезным образом для нынешнего правительства, которое сделало 1996 год — Годом Амира Тимура. Тимур жил более века до того, как узбеки достигли Узбекистана.

День независимости, 1 сентября, активно пропагандируется правительством, как и Навруз 21 марта, посвященный народной культуре страны.

История и этнические отношения

Возникновение нации. К XIV веку узбеки объединились в южной Сибири, начав как свободная коалиция тюрко-монгольских кочевых племен, принявших ислам. В первой половине пятнадцатого века Абу аль-Хайр-хан, потомок Чингисхана, повел их на юг, сначала в степь и полупустыню к северу от реки Сырдарьи. В это время большая часть узбеков отделилась и направилась на восток, чтобы стать казахами. В 1468 году Абул Хайр был убит конкурирующей группировкой, но к 1500 году узбеки перегруппировались под руководством Мухаммад Шайбани хана и вторглись на плодородные земли современного Узбекистана. Они изгнали наследников Амира Тимура из Самарканда и Герата и захватили города-государства Хиву, Ходжанд и Бухару, которые стали столицей Узбекистана.

Первое столетие узбекского правления было периодом расцвета образования и искусства, но затем династия пришла в упадок, чему способствовал конец торговли на Шелковом пути. В 1749 году захватчики из Ирана нанесли поражение Бухаре и Хиве, разрушив Узбекскую империю и заменив любую групповую идентичность разделением на сартов, или городских жителей, и кочевников. За этим последовали узбекский эмират Бухары и Самарканда, а также ханства Хивы и Коканда, которые правили до российского захвата.

Россия заинтересовалась Центральной Азией в восемнадцатом веке, опасаясь того, что британцы могут вырваться из колониальной Индии и потеснить ее южный фланг. После более чем столетней нерешительности Россия в 1868 году вторглась в Бухару, а затем жестоко покорила Хиву в 1873 году. Обе страны стали протекторатами России. В 1876 году Хоканд был присоединен. Все они были включены в российскую провинцию Туркестан, куда вскоре прибыли русские поселенцы.

1910-е годы породили движение за реформы джадидов, которое, хотя и было недолговечным, стремилось создать сообщество, не связанное ни с исламскими догмами, ни с русскими колонистами, что стало первым проблеском национальной идентичности за многие годы. С русской революцией 1917 года росли надежды на независимость, но к 1921 году большевики восстановили контроль. В 1924 году советские планировщики установили границы советских социалистических республик Узбекистана и Каракалпакстана на основе доминирующих этнических групп. В 1929 году Таджикистан был отделен от юга Узбекистана, что вызвало длительную напряженность между ними; многие узбеки считают таджиков персианизированными узбеками, в то время как Таджикистан недоволен сохранением Узбекистаном таджикских городов Бухара и Самарканд. Каракалпакстан был передан Узбекской ССР в 1936 году как автономная область. В последующие десятилетия советские лидеры объединили свободные союзы и представителей других национальностей в то, что впоследствии стало узбекской культурой.

В августе 1991 года узбекские коммунисты поддержали реакционный переворот против советского лидера Михаила Горбачева. После неудачного переворота Узбекистан 1 сентября объявил о своей независимости. Отойдя от коммунизма, президент Ислам Каримов, который был первым секретарем Коммунистической партии в Узбекистане, сохранил абсолютный контроль над независимым государством.

Национальная идентичность. Советское правительство и, в меньшей степени, предшествовавшее ему российское колониальное правительство включили в состав узбеков несколько менее известных национальностей. Затем правительство институционализировало национальную узбекскую культуру, основанную на таких атрибутах, как язык, искусство, одежда и еда, при этом наполнив их значениями, более близкими к коммунистической идеологии. Ислам был удален из его центрального места, закрытие женщин чадрами было запрещено, а основные и второстепенные региональные и этнические различия были сглажены в пользу идеологически приемлемого единообразия.

С 1991 года правительство придерживалось советского определения их национальности просто потому, что до этого не было смысла или определения единой узбекской нации.

Этнические отношения. Границы, определенные Советским Союзом, оставили узбеков, кыргызов, таджиков и других жителей по обе стороны Узбекистана. После обретения независимости ужесточение пограничного контроля и конкуренция за рабочие места и ресурсы вызвали трудности для некоторых из этих сообществ, несмотря на теплые отношения между государствами региона.

В июне 1989 года в результате беспорядков в Ферганской долине погибли тысячи турок-месхетинцев, которые были депортированы туда в 1944 году. За границей в Оше, Кыргызстан, узбекское большинство в 1990 году подняло мятеж из-за лишения земли.

Есть официальная поддержка групп меньшинств, таких как русские, корейцы и татары. У этих групп есть культурные центры, и в 1998 году закон, который должен был сделать узбекский язык единственным языком официального общения, был ослаблен. Тем не менее, лица, не говорящие на узбекском языке, жаловались, что им трудно найти работу и поступить в университет. В результате этого и плохих экономических условий многие россияне и другие люди покинули Узбекистан.

Урбанизм, архитектура и использование пространства

В древние времена города Самарканд и Бухара считались жемчужинами исламской архитектуры, процветавшими при Амире Тимуре и его потомках Тимуридах. Они остаются основными достопримечательностями.

В советский период города были заполнены многоквартирными домами из бетонных плит от четырех до девяти этажей, подобными тем, что были в СССР. В кишлаках и пригородах жители могли жить в более традиционных одноэтажных домах, построенных посреди двора. Эти дома, независимо от того, принадлежат они к богатым или бедным, имеют унылый внешний вид, а богатство и вкус семьи демонстрируются только для гостей. В хивинских домах есть комната на втором этаже для приема гостей. С момента обретения независимости отдельные дома стали намного более популярными, что стало причиной строительного бума в пригородах крупных городов. По одной из оценок, две трети населения сейчас живут в частных домах.

Главная комната дома сосредоточена вокруг пыльника или скатерти, независимо от того, расстелена ли она на полу или на столе. Хотя здесь нет отдельных зон для женщин и детей, женщины обычно собираются на кухне, когда присутствуют гости-мужчины.

В каждом городе есть большая площадь, на которой проходят фестивали и массовые мероприятия.

Парки используются для прогулок. Скамейки в них расположены группами, чтобы соседи могли поболтать.

Еда и Экономика

Узбекский плов в казане, пошаговый рецепт с фотоЕда в повседневной жизни. Хлеб занимает особое место в узбекской культуре. Традиционный узбекский хлеб тандыр нон плоский и круглый. Его всегда рвут вручную, никогда не кладут вверх ногами и никогда не выбрасывают.

Блюда начинаются с небольших блюд из орехов и изюма, затем переходят в супы, салаты и мясные блюда и заканчиваются пловом, блюдом из риса и мяса, синонимом узбекской кухни на всей территории бывшего Советского Союза. Это единственное блюдо, которое часто готовят мужчины. Другие распространенные блюда, хотя и не строго узбекские, включают монти, вареные на пару клецки из баранины и жира, лука и тыквы, и кабоба, жареного фарша. Узбеки предпочитают баранину, даже нерелигиозные люди избегают свинины.

Из-за своего климата узбеки любят много видов фруктов, которые летом едят свежими, а зимой сушат, а также овощей. Молочные продукты, такие как катык, жидкий йогурт и сузьма, похожие на творог, едят в чистом виде или используют в качестве ингредиентов.

Чай, обычно зеленый, пьют в течение дня с закусками и всегда предлагают гостям.

Блюда обычно подают либо на полу, либо на низком столике, хотя используются и высокие столы. Стол всегда накрыт пыльником. Гости садятся на ковры, мягкие одеяла, стулья или кровати, но не на подушки. Мужчины обычно сидят, скрестив ноги, женщины, склонив ноги в сторону. Самые уважаемые гости садятся подальше от входа. Такие предметы, как пакеты для покупок, которые считаются нечистыми, никогда не следует класть на пыльник, а также никому не наступать или пропускать по нему грязные предметы.

Чойхона, или чайхана, является координационным центром людей микрорайона. Он всегда затенена и по возможности расположена у канала или ручья.

Национальное блюдо каракалпаков — бшбармак, это вареная баранина, говядина или конь, которые подают на тарелке с широкой лапшой в сопровождении разбавленного бульона. Русские принесли много своих продуктов, таких как пельмени, вареники, борщ, капустный и мясной суп, а также разнообразная жареная или запеченная несладкая выпечка.

Пищевые обычаи в церемониальных случаях. Узбеки празднуют всякий раз, когда это возможно, и вечеринки обычно состоят из большой трапезы, заканчивающейся пловом. Еда сопровождается большим количеством водки, коньяка, вина и пива. Каждому раунду предшествуют продуманные тосты, произносимые гостями в порядке их статуса. После этого человек, которому поставлена ​​задача, старательно наполняет стаканы. На Навруз едят особый суп из молока и зерен. В течение месяца Рамадан мусульмане постятся от восхода до захода солнца.

Базовая экономика. Большинство товаров, кроме продуктов питания, поступает из Китая, Турции, Пакистана и России. Очень часто семьи в отдельных домах имеют сады, в которых они выращивают еду или разводят нескольких животных для себя и, если возможно, на продажу. Даже семьи, живущие в квартирах, будут пытаться выращивать продукты на близлежащих участках земли или на дачах.

Землевладение и собственность. Начиная с 1992 года, узбекистанцы могут покупать свои квартиры или дома, которые были государственной собственностью, за сумму, эквивалентную трехмесячной заработной плате. Таким образом, большинство домов стало частной собственностью.

В советский период сельскохозяйственные земли в основном принадлежали совхозам или колхозам. Во многих случаях те же семьи или общины, которые обрабатывали землю, переходили в собственность, хотя на них по-прежнему распространяются государственные квоты и правительственные директивы, обычно направленные на выращивание хлопка.

Около двух третей малых предприятий и сферы услуг находятся в частных руках. Многие из них были проданы с аукциона. В то время как бывшая номенклатура (представители правительства и коммунистической партии) часто выигрывала торги, многие предприятия также были куплены предпринимателями. Однако крупные фабрики в основном остаются в собственности государства.

Основные отрасли промышленности. Промышленность Узбекистана тесно связана с его природными ресурсами. Хлопок, белое золото Центральной Азии, составляет основу экономики, 85 процентов которого экспортируется в обмен на конвертируемую валюту. Сельскохозяйственная техника, особенно хлопковая, производится в Ташкентской области. Нефтеперерабатывающие заводы производят около 173 000 баррелей в сутки.

Корейский автопроизводитель Daewoo инвестировал 650 миллионов долларов в совместное предприятие UzDaewoo на заводе в Андижане мощностью 200 000 автомобилей.

Сделка. Основными торговыми партнерами Узбекистана являются Россия, Китай, Турция, Южная Корея, Германия, США и Казахстан. До обретения независимости в импорте в основном входили оборудование, товары народного потребления и продукты питания. С момента обретения независимости Узбекистану удалось остановить импорт нефти из Казахстана, а также снизить импорт продовольствия, засевая некоторые хлопковые поля зерном.

Узбекистан является третьим по величине экспортером хлопка в мире.

В 1999 году Узбекистан экспортировал в основном хлопка, золота, тканей, металлов, нефти и природного газа на около 3 миллиардов долларов США,. Его основными рынками являются Россия, Швейцария, Великобритания, Бельгия, Казахстан и Таджикистан.

Разделение труда. Согласно государственной статистике, 44 процента рабочих заняты в сельском и лесном хозяйстве, 20 процентов в промышленности, 36 процентов в сфере услуг. Пять процентов безработных и 10 процентов частично заняты. Однако многие безработные в сельской местности могут считаться сельскохозяйственными рабочими.

Многие узбеки, особенно мужчины, работают в других частях бывшего Советского Союза. На базарах от Казахстана до России полно узбекских торговцев, которые по мере продвижения на север устанавливают более высокие цены на свою продукцию. Другие работают на строительстве или работают сезонно, чтобы отправить домой твердую валюту.

Около 2 процентов рабочей силы имеют пенсионный возраст и 1 процент моложе шестнадцати лет.

Социальная стратификация

Классы и касты. С момента обретения независимости многие из людей сохранили рабочие места, позволяющие им зарабатывать во много раз больше, чем средняя годовая зарплата в размере 1020 долларов США (США), о которой сообщает Организация Объединенных Наций. Однако невозможно подсчитать количество богатых, поскольку подавляющее большинство их доходов не сообщается, особенно если они являются государственными чиновниками.

Многие представители бывшей советской интеллигенции — учителя, художники, врачи и другие квалифицированные поставщики услуг — были вынуждены перейти на относительно неквалифицированную работу, например, торговцев на базарах и строительных рабочих, где они могли бы зарабатывать больше денег. Городские жители обычно зарабатывают вдвое больше, чем сельские жители.

Символы социальной стратификации. Как и везде в бывшем Советском Союзе, новые богатые склонны покупать и выставлять напоказ дорогие машины и лимузины, квартиры и одежду, а также ходить в ночные клубы. Иностранные продукты и товары также являются признаком богатства, как и пренебрежение покупками на базарах.

Махалля

Махалли, или районные советы старейшин, обеспечивают наиболее прямое управление. Некоторые опросы общественного мнения ставят махалли сразу после президента с точки зрения политической власти. Махалли удовлетворяют социальные потребности, начиная от ухода за сиротами, предоставления вещей взаймы и поддержания порядка в общественных местах до спонсирования праздничных торжеств. В советские времена они были институционализированы, а главы махаллей и комитеты назначались местной коммунистической партией. Однако тогда и сейчас махалли работали менее гладко в районах проживания смешанных этнических групп.

Руководство и политические деятели. Президент назначает глав, или хокимов, каждой из 12 областей Узбекистана, называемых вилоятларами, а также Каракалпакстана и Ташкента, которые, в свою очередь, назначают хокимов 216 областных и городских властей. Такой подход «сверху вниз» обеспечивает единство государственной политики и ведет к тому, что чувство полномочий по мере удаления от Харимова уменьшается. Правительство строго следит за соблюдением законов, касающихся незаконного оборота наркотиков и терроризма. Конституция требует независимых судей и открытого доступа к судебным разбирательствам и правосудию.

Военная деятельность. В 2000 году узбекские военные вели стычку с Исламским движением Узбекистана, боевой группировкой, выступающей против светского режима и насчитывающей сотни или тысячи человек. Помимо столкновений в горах недалеко от границы с Таджикистаном, группа обвиняется в шести взрывах автомобилей в Ташкенте в феврале 2000 года.

По данным из разных источников Узбекистан (Министерство обороны Республики Узбекистан не разглашает эти сведения) тратит около 200 миллионов долларов в год на свою армию и имеет от 65 до 150 тысяч солдат, что делает его самым сильным в регионе.

Неправительственные организации и другие ассоциации

Большинство местных неправительственных организаций финансируются и поддерживаются государством, и все они должны быть зарегистрированы. Союз молодежи Узбекистана (Камолот), зарегистрированный в 1996 году, является крупнейшей молодежной организацией, созданной по образцу Советского комсомола. Экосан — это экологическая группа. Управление мусульман Узбекистана принимает активное участие в строительстве мечетей и финансировании религиозного образования. Комитет женщин Узбекистана, правительственная организация, призвана обеспечить доступ женщин к образованию, а также к занятости и законным правам, и утверждает, что она насчитывает три миллиона членов.

Гендерные роли и статусы

Разделение труда по полу. До советского периода мужчины работали вне дома, а женщины выполняли основную домашнюю работу или пополняли семейный доход прядением, ткачеством и вышиванием шелком или хлопком. С 1920-х годов женщины начали работать на текстильных фабриках и на хлопковых полях, а также на профессиональных должностях, открытых для них советской системой образования. Они составили подавляющее большинство учителей, медсестер и врачей. Однако давление со стороны семьи иногда мешало женщинам получить высшее образование или работать вне дома. Обретя независимость, некоторые женщины сохранили власть, хотя от них все еще можно ожидать, что они будут вести себя скромно. Однако в современном Узбекистане мужчины занимают подавляющее большинство руководящих должностей. а также самые трудоемкие работы. В настоящее время мужчины часто уезжают на север, в другие бывшие советские республики, чтобы работать на временной работе. Оба пола работают на базарах.

Относительное положение женщин и мужчин. В Узбекистане преобладают мужчины, особенно в Ферганской долине. Тем не менее женщины составляют почти половину рабочей силы. По данным ООН, они занимают чуть менее 10 процентов мест в парламенте и 18 процентов административных и управленческих должностей.

Женщины управляют домашним хозяйством и традиционно контролируют семейный бюджет.

Полная вуаль — редкость, хотя иногда ее практикуют в Ферганской долине. Женщины часто рассматривают это как выражение своей веры и культуры, а не как репрессивную меру.

Брак, семья и родство

Брак. Узбекские женщины обычно выходят замуж к 21 году, мужчины не намного позже. Брак является императивом для всех, поскольку семья является основной структурой общества. Честь семьи зависит от девственности дочерей, это часто побуждает семьи поощрять ранние браки.

В традиционных узбекских семьях браки по-прежнему заключаются между семьями, в более космополитичных — это выбор жениха и невесты. В любом случае, брак подлежит одобрению родителей, а на практике последнее слово остается за матерью. Предпочтение отдается членам родственной группы. В выборе младшего сына особое внимание уделяется семье, ведь он и его невеста позаботятся о своих родителях. Люди склонны вступать в брак в подростковом возрасте или в начале двадцатых годов. Свадьбы часто длятся несколько дней, а расходы несет семья невесты. Семья мужа может заплатить выкуп за невесту. Многоженство незаконно и редко, но это известно.

После обретения независимости развод стал более распространенным явлением, хотя за пределами крупных городов он все еще редок. Мужчине легче инициировать развод.

Внутренний блок. Узбекские семьи патриархальны, хотя мать ведет домашнее хозяйство. Средний размер семьи составляет пять или шесть человек, но семьи из десяти и более не редкость.

Наследование. Дети являются основными претендентами на имущество умершего. Младший сын получает семейный дом вместе с обязанностью по уходу

за родителями. Сыновья обычно получают в два раза большую долю, чем дочери, хотя это может варьироваться.

Родственные группы. Близкие отношения распространяются на двоюродных братьев и сестер, которые обладают правами и обязанностями нуклеарной семьи, и их часто просят о помощи. Если семья живет в отдельно стоящем доме и есть место, сыновья могут строить свои дома рядом или вокруг двора родительского дома.

Социализация

Уход за младенцами. Первые сорок дней узбекские младенцы скрыты от глаз. Когда они лежат в кроватках и носят их матери, их плотно пеленают. Мужчины обычно не заботятся о младенцах и не моют их.

Воспитание и образование детей. Дети лелеются как причина жизни. Мать является основным попечителем, и в случае развода она практически всегда заберет детей. Однако большая семья и общество в целом также проявляют интерес к воспитанию ребенка.

Когда дети маленькие, у них есть большая свобода играть. Но по мере взросления, особенно в школе, дисциплина возрастает. Хороший ребенок становится тихим и внимательным, и все должны помогать в семейном труде.

Все дети ходят в школу девять лет, некоторые — до одиннадцатого класса.

 Высшее образование. Прием в высшие учебные заведения составляет около 20 процентов, по сравнению с более чем 30 процентами в советский период. Основная причина спада в том, что студенты не считают, что высшее образование поможет им получить хорошую работу, также способствует эмиграция россиян и снижение стандартов, связанных с сокращением бюджета. Тем не менее, узбеки, особенно в городах, по-прежнему ценят высшее образование, и правительство предоставляет полные стипендии студентам, которые хорошо учатся.

Этикет

В узбекской культуре старших уважают. Младший всегда должен сначала здороваться со старшим.

Мужчины обычно приветствуют друг друга рукопожатием, прижимая левую руку к сердцу. Женщины кладут правую руку на локоть другой. Если они близкие друзья или родственники, они могут поцеловать друг друга в щеки.

Если двое знакомых встречаются на улице, они обычно спрашивают друг друга, как у них дела. Если эти двое плохо знают друг друга, приветствие будет короче или может включать в себя просто кивок.

Ожидается, что женщины будут скромными в одежде и поведении, а одежда должна покрывать все их тело. В общественных местах они могут ходить с опущенной головой, чтобы избежать нежелательного внимания. В традиционных домах женщины не заходят в комнату, если присутствуют гости-мужчины. Точно так же считается нетерпеливым спросить, как поживает жена мужчины. Женщины обычно сидят, сложив ноги вместе, положив руки на колени.

Люди склонны наряжаться, выходя из дома. Вернувшись домой, они переодеваются, продлевая жизнь своей уличной одежде.

Религия

Религиозные убеждения. Узбеки — мусульмане-сунниты. Территория Узбекистана была центром ислама в этом регионе в течение тысячи лет, но в Советском Союзе религия находилась под жестким контролем: мечети были закрыты, а мусульманское образование было запрещено. Начиная с 1988 года, узбеки возродили ислам, особенно в Ферганской долине, где были отремонтированы мечети. Призыв к молитве звучал повсюду пять раз в день, прежде чем в 1998 году правительство приказало убрать из мечетей громкоговорители.

Государство поощряет умеренную форму ислама. Девять процентов населения исповедуют православие. Также присутствуют евреи, баптисты, католики, лютеране, адвентисты седьмого дня, евангелисты и христиане-пятидесятники, буддисты, бахаи и кришнаиты.

Религиозные деятели. Большинство узбеков-суннитов возглавляет муфтий, назначенный государством. В дополнение к ведению богослужений мусульманское духовенство возглавило усилия по восстановлению мечети и играет все более важную роль в религиозном образовании.

Смерть и загробная жизнь. Узбеки хоронят умерших в подземные гробницы в течение суток после смерти. На похоронах женщины громко плачут в определенное время. Период траура длится сорок дней. В первую годовщину смерти человека собираются друзья и родственники.

Мусульмане верят, что в Судный день будут взвешены дела каждой души. Затем они пройдут по тонкому, как волосы, мосту через Ад, который ведет в Рай. Под ногами праведников мост расширится, а проклятые потеряют равновесие и упадут.

Светские торжества

Основные светские праздники — Новый год (1 января), Женский день (8 марта), Наврус (21 марта), изначально зороастрийский праздник, который потерял свое религиозное значение, но все еще отмечается сумаляком , приготовленным из молока и зерен,  День Победы (9 мая), посвященный разгрому нацистской Германии; и День независимости (1 сентября), посвященный отделению от Советского Союза.

Обычно узбеки навещают друзей и родственников по праздникам, чтобы хорошо поесть и выпить большое количество водки. Праздники также могут быть отмечены концертами или парадами на городских площадях или заводах. Правительство отмечает День Независимости и Наврус массовыми уличными демонстрациями в Ташкенте, которые затем транслируются по всей стране, а в местах работы часто проходят масштабные торжества.

Искусство и гуманитарные науки

Литература. На территории Узбекистана проживали многие известные  писатели, хотя не все они были узбеками. Поэт пятнадцатого века Алишер Навои (1441–1501) наиболее почитаем. Среди его работ — трактат, сравнивающий персидский и тюрский языки. Абу Райхан аль-Бируни, 973–1048 гг., родился в Каракалпакстане, написал обширное исследование Индии. Ибн Сина, также известный как Авиценна (980–1037 гг.)Омар Хайям (1048–1131 гг.) приехал в Самарканд, чтобы заниматься математикой и астрономией. Бабур (1483–1530 годы) родился в Ферганской долине, был первым вождем моголов в Индии и написал знаменитую автобиографию.

До двадцатого века узбекские литературные традиции в значительной степени поддерживались бакши, старшими менестрелями, которые рассказывали мифы и историю через эпические песни, и отин-ой, певицами, которые пели о рождении, браке и смерти.

Джадиды произвели много поэтов, писателей и драматургов. Эти писатели сильно пострадали во время сталинских чисток 1930-х годов. Позже Советский Союз попросил своих писателей, стать интернационалистами и продвигать социалистические цели. Абдулла Каххар (1907–1968), например, высмеивал мусульманских священнослужителей. Но с ослаблением государственного контроля в 1980-х годах новое поколение писателей обновило узбекский язык и узбекскую тематику.

Ремесла Узбекистана: Лаковая росписьГрафика. В Узбекистане началось возрождение традиционных ремесел, которые пострадали от советской точки зрения, согласно которой товары фабричного производства превосходят ремесленные. Теперь мастера снова появляются в таких городах, как Самарканд и Бухара, которых в значительной степени поддерживают иностранные туристы. Миниатюрная живопись носит повествовательный характер, с использованием широкой палитры символов, чтобы рассказать свои истории. Их можно читать справа налево как книгу и часто они сопровождают литературные произведения. Резьба по дереву архитектурных элементов, таких как двери и столбы, а также таких предметов, как сондук, шкатулка, подаренная невесте ее родителями, также занимает свое место в узбекских ремеслах. Икат это метод окраски ткани. Шелковые нити окрашиваются, а затем ткутся на ткацком станке для создания рисунков с мягкими краями для штор, одежды и других целей.

Исполнительское искусство. Для узбекской музыки характерны тростниковые инструменты и горловое, гнусавое пение. Музыку играют лютнях с длинной шеей, называемых дотарами, флейтах, бубнах и небольших барабанах.

Самыми популярными сочинениями являются циклы, называемые макомами. Созандас, также популярны в исполнении женщин в сопровождении ударных инструментов. В 1920-х годах узбекских композиторов поощряли, что привело к традиции классической музыки, которая продолжается и сегодня. Современная узбекская поп-музыка часто сочетает элементы народной музыки с электрическими инструментами для создания танцевальной музыки.

Узбекский танец отличается плавными движениями рук и верхней части тела. Сегодня женские танцевальные коллективы выступают на фестивалях и для развлечения. Раньше женщины танцевали только для других женщин, а мальчики, одетые как женщины, выступали перед мужской аудиторией. Один танец для Навруза требует дождя, другие изображают домашние дела, работу или события. Узбекский танец можно разделить на три традиции: бухарскую и самаркандскую, хивинскую и бухарскую. Суфийский танец зикр, который танцевал в кругу в сопровождении пения и ударных инструментов для достижения состояния транса, также практикуется до сих пор.

Театр Узбекистана в ХХ веке обращался к моральным и социальным вопросам. Джадидисты представили моральные ситуации, которые могут быть разрешены решением, согласующимся с исламским правом.

Библиография

Адамс, Лаура Л. «Что такое культура? Схемы и представления в Узбекистане». Обзор антропологии Восточной Европы 16 (2): 65–71, 1998.

Али, Мухаммед. «Давайте узнаем наше наследие: познай себя». Бюллетень AACAR 2 (3): 3–18, 1989.

Олворт, Эдвард А. Современные узбеки: от четырнадцатого века до наших дней; Культурная история, 1990.

Гриффин, Кит. Вопросы в дискуссионном документе по вопросам развития 13: Макроэкономические основы и стратегия развития в Узбекистане, 1996 г.

Хьюман Райтс Вотч. Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч 2000: Узбекистан, 2000.

Джукс, Джеффри Дж .; Кирилл Нуржанов и Михаил Александров. Раса, религия, этническая принадлежность и экономика в Центральной Азии, 1998 г.

Кальтер, Йоханнес и Маргарета Павалои. Узбекистан: наследники Шелкового пути, 1997.

Хан, Азизур Рахман. Вопросы в документе для обсуждения по вопросам развития 14: Переход сельского хозяйства Узбекистана к рыночной экономике, 1996 г.

Назаров, Бахтияр А., Денис Синор. Очерки узбекской истории, культуры и языка, 1993.

Нетлтон, Сюзанна. «Независимость Узбекистана и изменения в образовании», Central Asia Monitor 3, 1992.

Паксой, Х.Б. «З.В. Тоган: Истоки казахов и узбеков», Обзор Центральной Азии 11 (3), 1992.

Проссер, Сара. «Реформа в рамках закона и без него: дальнейшие вызовы для НПО Центральной Азии», Harvard Asia Quarterly, 2000.

Шоберлейн-Энгель, Джон. «Перспективы узбекской национальной идентичности», Central Asia Monitor 2, 1996.

«Тамерлан против Маркса»; Бюллетень ученых-атомщиков 50 (1), 1994.

Проект развития ООН. Отчет о человеческом развитии: Узбекистан 1997, 1997.

ЮНЕСКО, Профиль управления образованием: Узбекистан, 1998.

Государственный департамент США. Справочная информация: Узбекистан , 1998 г.

Государственный департамент США, Центральное разведывательное управление. The CIA World Factbook , 2000.

U.S. Library of Congress. Kazakstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan: Country Studies, 1997.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru