Этот мастер-класс создавался специально для новичков в wire wrap. И для тех, кто про эту технику слыхом не слыхивал, но чей мозг постоянно ищет новых знаний, а руки тянутся к новым материалам. А так же для моих любимых покупателей, которым наверняка интересно, как же рождаются украшения из медной проволоки.
Инструменты и материалы:
- медная проволока 1,3 мм — 50 см;
- медная проволока 0,8 мм — 50 см;
- медная проволока 0,4 мм — 2 м;
- бусины 5-6 мм — 3 штуки;
- бусины 3-4 мм — 7 штук;
- бокорезы;
- круглогубцы;
- утконосы;
- молоток;
- наковальня или толстая железка, по которой не жалко стучать молотком;
- надфиль;
- наждачка 02;
- нашатырный спирт;
- паста ГОИ;
- штангенциркуль.
Wire wrap — буквальный перевод: закручивать провод. Итак для работы нам действительно понадобятся медные провода — 1,3 мм, 0,8 мм, 0,4 мм в диаметре. Штангенциркуль вам в помощь:) Или общительный компетентный продавец медных одножильных проводов. Самый толстый провод лучше брать в изоляции (ее мы акуратно срежем ножиком), а вот 0,8 и 0,4 берем лакированные. Лак нам не нужен, отрезаем проволочку длиной 50-60 см и обжигаем на огне газовой плиты. Проволоку держать обязательно тонкогубцами, т.к. медь очень теплопроводна, бережем свои нежные руки от ожогов. Самую тонкую проволоку проводить сквозь пламя надо акуратно и быстро, чтобы успел обгореть лак и не успела перегореть проволока.
После обжига на проволоке появится такой черный шершавый нагар — его снимаем наждачной бумагой 02. Прижимаем посильнее и протягиваем сквозь сложеный вдвое лист наждачки. Проволока станет розовой, блестящей и ровной.
Итак черновая работа проделана. Теперь переходим к самому вкусному: открываем заветный блокнотик, в котором уже давно поселился эскиз шедевра. Ох у ж эти творческие личности, все у них не как у людей:) Самая скучная очередь становится приятным сюрпризом, потому что в эти 15-30 минут можно набросать и доработать эскизы, обдумать материалы и последовательность выполнения. Были бы только карандаш-блокнот с собой, да какой-нибудь источник света.
Наша подвеска — это все таки конструкция. И у нее тоже есть основные элементы. Выберем три основные ветки — их мы будем делать из самой толстой проволоки. Второстепенные веточки — из средней. А оплетать все будем самой тонкой проволокой.
Согнули все веточки. Ой, что-то не похоже на эскиз! Не беда 🙂 После расплющивания молотком каждая заготовка чуть раскрывается, меняет форму и догибать придется снова.
Теперь расплющиваем заготовки молотком с изнаночной стороны, чтобы лицевая вышла гладкой и блестящей. Тоже медленно, мелкими ударами, чтобы не оставить глубоких вмятин. Медь — невероятно внимательный и податливый материал. Замечает каждое наше движение, даже если мы решили его не заметить. После расплющивания обрабатываем концы заготовок надфилем, делаем их округлыми и гладкими, чтобы не царапали кожу, не цеплялись за одежду.
Совет: чтобы уменьшить грохот при отбивании заготовок, важно делать это на устойчивой поверхности и подложить под наковальню или ее имитацию мягкую прихватку из войлока.
Дальше собираем дерево в цельную конструкцию. Будьте готовы, что это не получится с первого раза. Сначала прикручиваем короткими кусками три самые большие бусинки на свои места. Потом соединяем три основные веточки. Узор, каким приплести их друг к другу подскажут ваш здравый смысл и фантазия. А теперь приплетаем тонкие ветки, они соединят толстые ветви между собой, сделают всю конструкцию более жесткой. Оплетать две детали проволокой нужно тоже неторопливо, это же не нитка, переделать будет сложно. Следите за каждым витком, корректируйте его направление в процессе, а вот когда виток станет на свое место — можно затянуть потуже схватившись за кончик проволоки плоскогубцами.
Можно оплетать не цельным куском проволоки, а делить на участки по значимости. Например мелкие бусинки стоит приплести в самом конце, это просто декор, не влияющий на прочность подвески.
Каждый кончик тонкой пролоки акуратно откусываем, прижимаем с изнанки к основе (толстой проволоке) плоскогубцами и подпиливаем надфилем, чтобы не кололся в любом направлении.
Все держится крепко? Не болтается? Не колется? Не царапается? Радует глаз плотными витками и изяществом композиции? Отлично! Мы молодцы, можем попить чайку, размяться.. Но сначала поставим нашу подвеску патинироваться (покрываться патиной).
Справка: Слово патина (итал. patina) обозначает пленку различных оттенков, образующуюся на поверхности металлических предметов под воздействием атмосферных факторов, солей и кислот при естественном или искусственном старении.
Патинировать медь можно серной печенью (но ее сложно готовить дома), серной мазью (еще сложнее отмыть от нее готовое изделие из-за вазелина, входящего в состав мази), нашатырным спиртом. Я выбираю третий способ еще и за особенный оттенок коричневого, который дает амиак. От серы медь становится красновато-коричневой, а от нашатырного спирта зеленовато-коричневой. Кому что по душе 🙂
Итак, беру литровую банку, наливаю на дно полпузырька нашатырного спирта (купить можно в аптеке очень недорого), подвешиваю на ниточке изделие, чтобы не касалось жидкости. Закрываю банку плотной крышкой и еще обворачиваю микропленкой. Потому как свежий нашатырь все норовит выпозти наружу. Если хотите ускорить этот химический процесс — поставьте банку в тепло. Процесс патинирования займет час-два. Сквозь прозрачные стенки вы сможете наблюдать, какой оттенок приобрела подвеска.
Примечание: осторожно используйте в своей работе металлизированые бусинки, они могут тоже покрыться патиной и поменять цвет. Например чешский производитель Presiosa часто использует в своих бусинках медь.
Ну а теперь нужно добавить блеска и глубины. Берем пасту ГОИ, войлок, или джинс. Капаем на ткань машинное масло или силиконовую смазку, затем трем об пасту и начинаем натирать некоторые участки нашего деревца. Полируем те части, которые вы хотите как бы выпустить из тени на свет. Наличие в доме фрезера (гравера или минидрели) с насадкой из войлочного круга существенно ускорит этот процесс. Но и руками можно добиться отличной полировки. В конце стираем остатки пасты чистой тряпкой и отмываем наше изделие в теплой мыльной воде с большущим количеством пены, старой зубной щеткой.