Струйка расплавленного металла, в один миг превращающаяся в сверкающую проволоку, вскоре принимает красивое очертание. Собрав все элементы орнамента в единое целое, мастер соединяет их и получает ювелирное изделие. Любое украшение, достойное занять место в футляре, должен сдать каждый выпускник Учтепинского профессионального колледжа национальных ремесел по направлению «Ювелир-художник».
Неповторимая культура нашего народа нашла свое отражение в музыке, танцах, живописи, языке, кухне и, конечно, декоративно-прикладном исскустве и национальных ремеслах. В годы независимости бережное отношение к национальному наследию, оказание помощи ремесленникам возведены в ранг государственной политики. Об этом свидетельствует и то, что в ежегодном конкурсе «Ташаббус» есть номинация «Лучший ремесленник».
За последние годы была создана прочная правовая база, направленная на возрождение народных промыслов и ремесел. На сохранение национальных ремесел направлено и открытие учебных заведений, в которых молодые люди могут приобщаться к национальной культуре и становиться мастерами. Одно из таких образовательных учреждений — Учтепинский профессиональный колледж национальных ремесел.
— В нашем колледже мы готовим народных умельцев, наследников многовековых традиций национального декоративно-прикладного исскуства, — говорит директор данного профессионального колледжа Хасан Юлдашев. — Примером этого являются работы учащихся, представленные в музее колледжа. Обучение согласно установленным в соответствии с образовательным стандартом Республики Узбекистан учебным планам проводится в течение трех лет по 8 направлениям. У нас можно овладеть такими профессиями, как художник-ювелир, модельер-конструктор одежды, дизайнер национального этнографического и художественного костюмов. Еще одно направление – мастер-художник по производству ковров и гобеленов, где учащиеся делают подставки для книг, шкатулки, резные столики.
В колледже учится 993 человека, для которых созданы все условия. В оборудованных специальных учебных и лабораторных кабинетах занятия ведут 65 квалифицированных педагогов, которые не только передают опыт, но и наглядно показывают свои изделия.
Учащиеся должны освоить все методы и принципы работы, знать особенности всех металлов и камней, так как ювелиру часто приходится работать с дорогими материалами, поэтому он не имеет права на ошибку.
Главными задачами руководства колледжа являются организация производственной практики и дальнейшее трудоустройство выпускников. Поэтому активно развивается сотрудничество «предприятие – колледж», закрепление учащихся за конкретным рабочим местом. Важной правовой основой при этом служит подписание трехсторонних договоров «предприятие-ученик-колледж», что позволяет учащимся проявить себя на практике и затем рассчитывать на гарантированное трудоустройство.
— Хорошая учеба, освоение профессии открывают большие перспективы для трудоустройства, — говорит учащийся 3-го курса направления художник- ювелир Дильшод Абдуллаев. — В настоящее время у меня уже есть несколько перспективных предложений. Моя мечта донести традиции опытных мастеров до молодого поколения, экспериментировать с новыми материалами.
Подобная работа проводится во всех колледжах нашей страны. Качественная подготовка кадров выгодна не только учебным заведениям, но и предприятиям, а значит, экономике в целом.
Роман Бондарчук