Говорят, музеи — зеркало истории. А история Узбекистана самым тесным образом связана с историей Великого шелкового пути, на протяжении тысячелетий пересекавшего территорию страны.
Экспозиция одного из крупнейших музеев Ташкента — Государственного музея истории Узбекистана вмещает более двухсот пятидесяти тысяч экспонатов, в том числе ценнейшие нумизматические, археологические и этнографические реликвии, рассказывающие о культуре и традициях народов, населявших территорию страны, становления государственности и формировании этноса узбекского народа. Несомненный интерес представляет коллекция монет античных государств, располагавшихся на земле Узбекистана в древности. Это монеты эллинистического государства Селевкидов III в. до н.э., греко-бактрийские драхмы III-II в.в. до н.э. и монеты эпохи Кушанского царства, существовавшего с I в. до н.э. до II в. н.э. Согдийские, бухарские, хорезмские монеты первых веков н.э. соседствующие с парфянскими и сасанидскими монетами, деньгами государства Юэчжи, Чаганиана и китайскими монетами династии Тан, ярко свидетельствуют о прочных торговых связях Востока и Запада на перекрестке караванных троп Великого шелкового пути.
В Государственном музее истории Узбекистана представлены зороастрийские оссуарии, согдийские и бактрийские настенные росписи, буддийская скульптура, керамика Халчаяна и экспонаты эпохи Темуридов, рассказывающие о богатейшем духовном и материальном наследии узбекского народа. Один из разделов музея посвящен современному периоду истории независимого Узбекистана.
В центре столицы в здании, увенчанном огромным голубым куполом, напоминающем купола древних построек Самарканда, находится Государственный музей Темуридов. Интерьеры музея отделаны мрамором, в лучших традициях узбекского орнаментального искусства расписан и покрыт сусальным золотом купольный потолок, на стенах залов выполнены фрески в стиле восточной миниатюрной живописи, рассказывающие о жизни Амира Темура и этапах истории страны от древности до наших дней. Экспозиция музея посвящена одному из наиболее значительных периодов истории Узбекистана — эпохи Темура и его потомков — Темуридов. Во второй половине XIV — начале XV веков Амир Темур объединил разрозненные княжества и создал могущественную державу — Мавераннахр со столицей в Самарканде. Границы огромной империи простирались от Кавказа до западных окраин Китая. Во время его правления строились и благоустраивались города, сооружались ирригационные системы, развивались науки, процветало искусство. До наших дней сохранились замечательные памятники архитектуры эпохи Темуридов — мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-Эмир, медресе Улугбека в Самарканде, дворец Ак-Сарай в Шахрисябзе, мавзолей Ахмада Ясави в Туркестане (Казахстан) и другие. С оживлением торговли приобрел второе дыхание Великий шелковый путь. Победы Темура в битвах с турецким султаном Баязидом и золотоордынским ханом Тохтамышем были расценены в Старом Свете как избавление от азиатских завоевателей и современники прозвали Темура «Освободителем Европы».
Тысячи экспонатов, связных с именем Сахибкирана — резные колонны из дерева XV века, предметы одежды, оружие, рукописные фолианты доносят до зрителя дыхание эпохи Темуридов.
Государственный музей искусств Узбекистана — старейший музей республики. В 1918 году была национализирована коллекция произведений искусства, украшавшая дворец великого князя Николая Константиновича, жившего в Ташкенте. В нее входили живопись, графика и скульптура западноевропейских и русских художников, художественная мебель, изделия из хрусталя, фарфора и бронзы. Все это стало основой музея. В начале двадцатых годов прошлого века в музей были переданы произведения из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а также из расформированного московского Румянцевского музея. Позже коллекция живописи пополнялась приобретениями из частных собраний.
Сегодня залы Государственного музея искусств Узбекистана украшают портреты знаменитых русских художников XVIII века Ф.Рокотова и Д. Левицкого, замечательные полотна живописцев XIX века В.Тропинина, К.Брюлова, И.Айвазовского и И.Репина, К.Коровина, И.Левитана и К.Маковского, картины основоположника абстрактной живописи В.Кандинского. Особый интерес представляют произведения свидетеля и «летописца» завоевания Туркестана царской Россией В.Верещагина.
Музей обладает обширной коллекцией живописи художников Италии, Испании, Германии, Фландрии, Англии, Франции и Голландии. В экспозиции западноевропейской скульптуры необходимо отметить несколько замечательных мраморных изваяний А.Кановы.
В разделе искусства Востока представлены образцы средневекового декоративно-прикладного искусства Китая, Индии, Ирана и Японии.
Несколько залов музея отведены изобразительному искусству Узбекистана. В них экспонируются ставшие национальным достоянием картины классиков узбекской живописи У.Тансыкбаева, Н.Карахана, создателя «Гранатовой чайханы» А.Волкова, портреты Р.Ахмедова и Б.Джалалова, произведения Р.Чарыева, Ч.Ахмарова и Д.Умарбекова.
Почти в каждом музее республики есть раздел декоративно-прикладного искусства. Однако для подлинных любителей народных ремесел посещение Музея прикладного искусства Узбекистана может стать настоящим праздником. Интерьеры здания музея, принадлежавшего до революции крупному промышленнику и ценителю традиционной восточной архитектуры Половцеву, украшены старинной резьбой по ганчу и великолепной орнаментальной росписью. В экспозиции музея представлены лучшие образцы народного творчества всех региональных школ и направлений XIX — XX веков. Здесь представлена «голубая керамика» риштанских и гурумсарайских мастеров, гончарные изделия шахрисабзских, хивинских, гиждуванских и ташкентских потомственных керамистов-кулолов.
Специальные разделы отведены ковроткачеству, ручной вышивке и знаменитому бухарскому золотому шитью. Мерцание узоров на медных и латунных чеканных изделиях соседствует с блеском золота и драгоценных камней национальных ювелирных украшений. Специальный раздел отведен ручному ткачеству и самым разнообразным предметам национальной одежды и головным уборам.
Но, пожалуй, главное, что отличает Музей прикладного искусства Узбекистана от других музеев, это проведение в залах музея выставок и распродаж произведений лучших современных народных мастеров.
Культурные традиции Узбекистана уходят корнями в далекое прошлое. Эту связь времен как нельзя лучше можно почувствовать при посещении Музея Афрасиаба в Самарканде. Он расположен при въезде в город, на холмах, скрывающих руины Мараканды — столицы древней Согдианы. Из исторических источников известно, что когда в 329 году до н.э. Александр Македонский захватил Согд, Мараканда была крупным, хорошо укрепленным, процветающим городом. В нем на протяжении веков процветали ремесла, он был одним из главных торговых центров Великого шелкового пути, его украшали дворцы и храмы. Марканда — Самарканд был полностью разрушен и сожжен в 1220 г. армией Чингисхана, после чего жизнь на Афрасиабе прекратилась, а новый город, современный Самарканд, был отстроен в нескольких километрах от него.
Исследуя двенадцатиметровый культурный слой Афрасиаба, ученые обнаружили многочисленные предметы согдийской и эллинистической культуры — статуэтки зороастрийской богини Анахиты и терракотовые головки Афины, бронзовые изделия и резные греческие геммы, наконечники стрел и античные монеты, сосуды из керамики и стекла. Раскопки открыли монументальные росписи начала VII века во дворце согдийских правителей ишхидов и великолепные резные стуковые панели в резиденции Саманидов IX — X веков. Все эти сокровища сейчас находятся в экспозиции Музея Афрасиаба.
Один из самых известных музеев Узбекистана, феномен «музея в пустыне», как его назвали ведущие искусствоведы и эксперты — это Каракалпакский государственный музей искусств в городе Нукусе, носящий имя его создателя и первого директора И.Савицкого. В музее экспонируются археологические находки, рассказывающие о духовной культуре древнего Хорезма — родине зороастрийского учения, о торговых связях хорезмийцев с античным миром, уникальные образцы средневековой керамики. Музей обладает богатейшим собранием национальных каракалпакских ювелирных украшений из серебра и сердолика и традиционных ковровых изделий.
Но всемирную славу музею принесла коллекция русской авангардной живописи 20-40 годов ХХ века, вторая в мире по значимости после собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. В залах музея представлены ранние произведения А.Волкова и У.Тансыкбаева, полотна известных художников-импрессионистов, живших в Узбекистане П.Бенькова и З.Ковалевской, русских авангардистов начала ХХ века П.Кузнецова, А.Куприна, Н.Ульянова, В.Рождественского. Некоторые шедевры из собрания музея экспонировались в последние годы в Швейцарии, Франции и Италии.
В апреле 2002 года, в дни празднования 2500-летия города Термеза, открыл свои двери для посетителей Термезский археологический музей. Он считается единственным в своем роде специализированным музеем в регионе Центральной Азии, где имеются прекрасные коллекции археологии, нумизматики, живописи, скульптуры, фотографии, предметов быта и т.д. Работают отделы эпохи камня и бронзы; эпохи эллинизма и Древней Бактрии; Кушанской культуры Северной Бактрии; раннего средневековья Северного Тохаристана; развитого средневековья; эпохи ханств, а также отдел нумизматики. Вся многовековая история края предстает в тысячах представленных экспонатов. Научная библиотека и архив Термезского археологического музея насчитывают более 16 000 уникальных книг, периодических изданий и архивных документов. Имеются ценные рукописные и литографические издания на арабском, персидском и европейских языках.
В Узбекистане действуют более сорока музеев. Почти половина из них расположена в столице республики. В каждом из них, будь то Музей жертв репрессий в Ташкенте, Андижанский музей литературы и искусства, Бухарский архитектурно-художественный музей-заповедник или Археологический музей в Термезе, — есть уникальные экспонаты, имеющие непреходящую историко-культурную ценность, рассказывающие об Узбекистане — стране на «золотом отрезке» Великого шелкового пути.