В обширных фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства хранятся множество предметов, связанных с культурным наследием Узбекистана: художественный текстиль, керамика, ювелирные изделия, художественный металл, резное и расписное дерево, лаковая миниатюра, расписные подносы, музыкальные инструменты.
Медальон от нагрудного украшения «Манчита». Узбекская ССР. Бухара. Ювелирная артель «Кзыл Магданчи» мастер: Бакаев Шариф.
Основная часть коллекции узбекского декоративно-прикладного искусства в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства сформировалась в конце 1930-х годов. Особую ценность представляют образцы тканей, национальные костюмы и другие экспонаты, которые участвовали в знаменитой Всемирной выставке в Париже 1937 года. Первоклассные работы узбекских мастеров были отмечены высокими наградами и вновь пробудили в Европе интерес к притягательному искусству Востока, впитавшему многовековые традиции и звучавшему особенно жизнеутверждающе и современно. В экспозицию включены образцы шелковых тканей, сюзане, набойки, произведенные в городах Наманган и Магелан в середине 1930-х годов.
Халат женский. Конец 1930-х гг.
Внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды â халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотной и серебряной вышивки на бархате. Мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале XX века, поступил в собрание ВМДПНИ в конце 1930-х годов. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный экземпляр традиционной одежды и демонстрирует высокий уровень искусства золотного шитья узбекских мастеров.
Ювелирное искусство Узбекистана представлено коллекцией женских украшений, созданных в 1935-36 годах мастерами Ташкентской и Бухарской ювелирных артелей специально для экспонирования на Всемирной выставке в Париже. После триумфального успеха советской экспозиции, часть драгоценных женских украшений была передана в Музей народного искусства. В экспозицию музея включены изделия Бухарской артели ювелиров «Кзыл Магданчи», которую представляли в Париже Шариф Бакаев, Максин Мухтаров, Мирходжан Мардалиев, Мухудзин Заудинов, Агат Самадов. Среди экспонатов узбекского художественного металла, можно выделить два кувшина традиционных форм «чойдиш» и «офтоба», изготовленные в XIX веке.
Блюдо-ляган. 1936 год. Мастер — Тураб Миралиев, г. Ташкент. Ташкентский учебно-производственный комбинат художественной промышленности.
Узбекистан славится искусством керамики. Фонды музея обладают замечательными экземплярами, в том числе, изготовленными на Ташкентском учебно-производственном комбинате художественной промышленности для демонстрации на Парижской выставке 1937 года. Большинство изделий создано потомственным мастером Турабом Миралиевым. Его работам свойственна геометризация растительного орнамента и использование окантовки гравированной контурной линией. Мелкая керамическая пластика Узбекистана представлена небольшим набором традиционной игрушки сказочно-зооморфного содержания, произведенной в кишлаке Уба и Самарканде потомственными мастерами.
Кувшин (офтоба). Центральная Азия, Узбекистан. XIX в.
В состав экспозиции музея вошли произведения, созданные под впечатлением или на темы, тесно связанные с богатейшим наследием Узбекистана. Так, ряд лаковых миниатюр мастеров традиционно российских центров этого промысла — Федоскино, Мстеры и Холуя, созданы под влиянием поездок авторов в Узбекистан. Главными персонажами их миниатюр становились простые люди . В миниатюрах «Узбеки пьют чай» и «Узбечки-ковровщицы», выполненных неизвестными авторами в 1930-е годы, «Узбеки. Чтение газет» федоскинского мастера Алексея Алексеевича Кругликова, «Узбеки в чайхане» Ивана Семеновича Семенова, художники сумели передать особенности местного быта, его неповторимую колоритность и характерные атрибуты. Миниатюры отличает насыщенный цвет, впитавший яркое солнце южного края, лаконичные и убедительные образы.
Значительный отдел выставки составляют связанные с Узбекистаном произведения станковой живописи и скульптуры из собрания Государственной Третьяковской галереи, впервые в таком блестящем составе и в таком контексте представляемые публике. Дополняют экспозицию экспонаты из частных собраний Таира Таирова и семьи Путниковых, среди которых предметы узбекского текстиля и аксессуаров XIX-первой половины XX веков, графика Кузьмы Петрова-Водкина, произведения живописи Варшама Еремяна, Михаила Курзина, Александра Волкова, Леона Бурэ и других художников, посвященные Самарканду, Бухаре, Хиве, Ташкенту.
Тюбетейка. Конец 1930-х гг.
Культурное наследие Узбекистана создавалось художниками, родившимися и питавшимися традициями этого благодатного щедрого края, мастерами, побывавшими на этой древней земле и вдохновленными искусством, культурой, архитектурой, природой и народом Узбекистана.