Города Узбекистана еще в глубокой древности были известны как центры производства высококачественного холодного оружия. Мастерство согдийских оружейников ценилось далеко за пределами страны. В период средневековья своими изделиями славились оружейные мастерские Самарканда, Хорезма, Ургенча, Бухары, Хивы. Оружие, произведенное на территории государства Хорезмшахов, было одним из важных товаров, поступавших по Великому шелковому пути на Кавказ. Центром высокоразвитого ремесла была Бухара. Г. Пугаченкова и Л. Ремпель со ссылкой на архивные документы отмечают высокий уровень оружейного производства в Бухаре, причем наиболее выдающиеся образцы преподносились в качестве даров иностранным правителям. С XVII в. ценилось оружие бухарской работы. Производство оружия имело мелкокус¬тарный характер, поэтому изделия были крайне разнообразны как по форме, так и по украшению. В середине XIX в. в Бухаре, Хиве, Коканде, Самарканде и Ташкенте сформировались региональные школы чеканки по металлу.
Среди традиционного оружия узбеков всегда выделялось клинковое оружие, особенно кинжалы, определявшие ранг его владельца. Клинковое оружие, особенно булатные клинки, являлось в семейной обрядности оберегом. Считалось, что именно в клинке находится душа воина, поэтому в некоторых ритуалах оно могло даже символически заменить собой отсутствующего хозяина. Из-за удобства ношения и несложности в обращении, а также универсального характера (можно использовать на войне, охоте, в быту) кинжал на протяжении многих столетий играл роль вспомогательного оружия и даже в ряде культур (например, в Азербайджане) стал аксессуаром мужской одежды.
Описываемый нами кинжал общей длиной 45 см состоит из рукояти и клинка. Длина клинка – 31 см, его ширина у пяты – 4,5 см. Клинок выкован из сварочной стали, поверхность его заполирована. Ближе к середине клинка виден узор букетного Дамаска, что во многом определяет ценность данного экспоната
В Узбекистане применялась дамасcкая сталь высоких сортов как местного изготовления, так и привозная. Узоры на поверхности изделия создаются кузнецом в результате многократной проковки исходного материала. На клинке данного кинжала виден контрастный рисунок – светлые полосы на темном фоне. Вероятно, мастер применил жгутовый способ изготовления Дамаска посредством скручивания, сплетения и перевивки составных частей. Оружие-вед начала XX в. Э. Ленц так говорит об искусстве восточных мастеров Дамаска: «Удивительно искусство ковачей, сумевших при помощи первобытных приемов ручной работы во многих отношениях достигнуть в металлическом деле совершенства, не доступного Западу, несмотря на все усовершенствования его механического производства». Описываемый клинок имеет плавно сужающуюся от пяты к острию клиновидную форму. По центру клинка от пяты к острию с обеих сторон проходит ребро жесткости. По мнению специалистов, выковка такого ребра является результатом стремления оружейника увеличить силу сопротивления клинка на изгиб. Лезвия клинка остро отточены, однако бороздки не видно, что говорит о высоком уровне заточки.
На хвостовик клинка надета рукоять из слоновой кости. Изготовление рукояти холодного оружия из слоновой кости традиционно для стран Востока и в основном применяется на дорогих образцах. Рукоять цельная, состоит из основания с плечиками (надето на пяту клинка), черена и головки (навершия), она крепится к хвостовику заклепками. Чтобы их скрыть, мастер сделал их «утопленными», а затем на отверстия надел белые костяные «шляпки», что характерно для кавказских кинжалов. Переходы от основания к рукояти и от рукояти к головке очень плавные. По общей форме основание рукояти данного кинжала напоминает основание рукояти кавказских кинжалов, особенно форма плечиков. Посередине черена есть поясок чисто декоративного характера. Головка рукояти арочного типа – с вырезами, форма которых также традиционна для кавказских кинжалов.
Ножны описываемого кинжала имеют клиновидную форму, соответствующую форме клинка. Они изготовлены из дерева, обитого сверху серебряной пластиной с орнаментами. Устье ножен украшено пояском, состоящим из трех частей. Верхняя и нижняя линии пояска составлены из серебряной прокатки крупной ложной зерни. Техника изготовления зерни, увеличивающая игру светотени на изделии, требует от мастера большого опыта, точности и терпения. Основная трудность заключается в отливке зерни одинаковых размеров. Поэтому очень часто использова¬лась ложная зернь. Прикрепить к металлической основе ложную зернь гораздо проще, чем натуральную: не надо крепить каждое зернышко. На описываемом кинжале ложная зернь прикреплена очень искусно: словно невидимый клей скрепляет ее с поверхностью ножен. Вопрос припая долгое время оставался нераскрытым, и только в 50-х гг. XX в. удалось установить секрет: припой представляет собой амальгаму из мельчайших золотых или серебряных опилок с ртутью, им смазывают зернь или ложную зернь и нагревают изделие. Ртуть улетучивается, но деталь скрепляется очень крепко.
В центре пояска в шахматном порядке в два ряда расположены круглые серебряные филигранные гнезда с камешками бирюзового цвета. Следует отметить, что бирюза и эмаль бирюзового цвета являются наиболее характерным украшением бухарского оружия. Бирюза в переводе с персидского означает «победа», поэтому она считалась магическим средством, способствующим удаче, и закрепление элементов бирюзового цвета на оружии не случайно.
Гнезда, в которых закреплены камешки бирюзового цвета, образованы филигранной серебряной проволокой. Техника филиграни основана на свойствах золота и серебра, которые из-за своей мягкости могут вытягиваться в тонкую проволоку, которую получали, протягивая ее через ряд отверстий в стальной пластинке, так как отверстия постепенно уменьшаются по диаметру и проволока после каждого прохождения становится тоньше. Иногда 2-3 проволоки свивались в веревочку. Таким образом, при работе используется гладкая и свитая проволока, что дает возможность разнообразить узоры. Обычно на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками раскладывают отрезки филиграни. Когда узор выложен, мастер припаивает отрезки один к другому и к поверхности металла посредством амальгамы из мельчайших золотых или серебряных опилок с ртутью. То, что видится как незатейливый узор и простой технический прием, на самом деле требовали большого опыта.
Наконечник ножен описываемого кинжала представляет собой металлическую полусферу, надетую на конец ножен. На наконечник нанесен чеканный узор в виде пальметты с 8-ю лучами. Выше полусферы находится поясок, подобный вышеописанному (две линии серебряной прокатки с ложной зернью, камешки бирюзового цвета в филигранных гнездах). Выше пояска ножны обвиты тонкой серебряной проволокой с мелкой насечкой. Обвивание серебряной проволокой – давняя восточная декоративная традиция. В данном случае филигранная проволока обвита в 40 рядов.
Большая, центральная, часть ножен покрыта чеканным, растительным, стилизованным, симметричным в правой и левой частях орнаментом. В верхней части изображена обращенная вниз арка, в которой размещены 7 гнезд (одно посередине, 6 -вокруг него). Пространство вокруг гнезд заполнено чеканными углублениями. Арка плавно переходит в симметричный тимпан сложного рисунка, состоящий из розеток, цветков, стеблей с листочками. Ниже тимпана -7 небольших розеток, составляющих стержень орнамента. Все розетки образованы вьющимися стеблями, внутри розеток изображены цветки. По краю орнамента слева и справа проходит кант – две полоски с насечками.
Таким образом, в оформлении ножен соблю¬дена закономерность: устье и нижняя часть ножен имеют одинаковый поясок, по центру выстроена симметричная композиция, завершаются ножны рядами проволоки и наконечником. Интересной особенностью орнамента является то, что в нем отразились элементы, присущие орнаментам на кавказских кинжалах: лепесток в виде явной запятой с точкой в головке (орнамент «паранг-бикъ». По-видимому, здесь имеет место заимствование рисунка. Можно предположить, что бухарский мастер имел в качестве примера кавказский кинжал или работал по заказу кавказца, давшего в качестве образца свой орнамент. Так, известно, что десятки азербайджанских офицеров служили в рядах царской армии в Туркестане во второй половине XIX – начале XX в. Эта версия как-то объясняет, как попал кинжал в Азербайджан. Вышеописанный кинжал – свидетельство того, что при всей этно-территориальной традиционности технических и художественных приемов в работе мастеров все же существовало взаимовли¬яние, особо заметное на образцах изделий XIX -начала XX в.
Кинжалы бухарской работы неизменно вызывают большой интерес. Автор статьи убедился в этом в 2006 г. во время посещения выставки «Холодное оружие в культуре народов Кавказа и Средней Азии» (авторский коллектив выставки: В. А. Дмитриев, С. В. Дмитриев, Е. И Нератова, Д. А. Шереметьев) в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, где узбекское оружие было представлено манекеном «Узбек с оружием, XIX век», а также отдельной витриной с оружием бухарской работы (демонстрировались топорик «Ай-балта», шашка, сабля с ножнами, кинжал, нож – все работы бухарских мастеров XIX в.), неизменно привлекавшей большое количество посетителей. Таким образом, кинжал работы бухарского мастера из коллекции Национального музея истории Азербайджана, демонстрирующий связи между народами Азербайджана и Узбекистана в XIX – начале XX в., – высококачественное ремесленное изделие и произведение искусства.
Кинжалы бухарской работы не обделены «вниманием» и коллекционеров преступного мира. Так, в марте 2000 г. в Калифорнии в городе Лонг-Бич на борту плавучего комплекса отель-лайнера «Квин Мери» проводилась выставка «Сокровища последнего императора» с материалами Российского этнографического музея. 26 марта неизвестными похитителями был выкраден бухарский кинжал, украшенный изумрудами, бирюзой, золотой насечкой и подаренный императору Николаю II бухарским эмиром Алим ханом. Кинжал оценивался экспертами в 50 тысяч долларов, и в результате проведенных меропри¬ятий был найден 29 марта.
Сабухи Ахмедов