В 1381 г. Темур захватил Герат, устранив династию Куртов, а в 1383 г. подчинил себе весь Хорасан, который стал частью темуридской империи почти на целое столетие. Как политический и культурный центр Темуридов наибольшего расцвета достиг Герат в ХV в., куда после смерти Темура и начавшихся смут из-за раздела власти была перенесена столица империи. Благодаря Шахруху (1397 – 1447 гг.) он из большого, но провинциального города превращается в один из крупнейших и красивейших городов, славясь своими ремеслами и искусствами. Он стал важным художественным центром сначала Темуридов, а поздне – и всего Среднего Востока (5). При Шахрухе в Герате ведется строительство, стимулировавшее не только расцвет искусства архитектуры, но и создание новой архитектурной школы. В отличие от современного Самарканда, которым правил сын Шахруха – знаменитый ученый-астроном Улугбек, в Герате процветают гуманитарные науки, уделяется больше внимания искусству, литературе и истории, чем точным наукам.
При Байсункуре в Герате была создана мастерская по переписке и художественному оформлению рукописных книг. В ней работал огромный штат мастеров со всех концов темуридской империи. После смерти Искандара Султана Шахрух перевез из Шираза в Герат его сокровищницу, в которой наряду с другими ценностями находились и рукописи. Только каллиграфов, по сообщению Давлетшаха Самарканди, было около 40 (8, с.175) – преимущественно тебризские мастера: Мавлана Фариддадин Джафар Тебризи, Сайиди Ахмад Наккаш, Ходжа Али Мусаввир, Кавамаддин Табризи (объясняется это тем, что до основания собственной мастерской в Герате Байсункур некоторое время (в 1420 г.) был правителем Тебриза), а также мастера из Шираза – каллиграф Мавлана Маруф Багдади, Махмуд ал-Хусайни, а возможно, и местные каллиграфы и художники.
Гератская школа миниатюры, по мнению некоторых исследователей, стала формироваться к 20-м гг. ХV в. Но уже в первом десятилетии ХV в. по приказу Байсункура были сняты копии исторических сочинений: в 1410 г. – “Шамс ал-Хусн” Тажиддина Салмани, в 1412 г. – продолжение “Зафар-нама” Шами-Зайл и “Зафар-нама-и Шами”, в 1414 г. – “Мунтакхаб – ал-таварих- и-муини” (Избранные хроники Муини, Муиниддина Натанзи) и др. Эти факты говорят о том, что мастерская функционировала с первого десятилетия, тем более, что в ней имелся огромный штат каллиграфов. Китаб-хана Байсунгура, уважительно называемая некоторыми исследователями “Академией”, отличалась и слаженной организацией рукописного производства, в котором немаловажная роль отводилась специализации мастеров, знатоков изображения лиц, фигур или пейзажа.
Созданные в этот период рукописи с миниатюрами – “Куллият- и Тарихи” Хафиза Абру 819 г.х./1415-16 г., 20 иллюстраций (Стамбул, Топкапу Сарай); “Гулистан” Саади, каллиграф Джафар Байсункури.830 г.х./1426 г., художник Халил?, 8 миниатюр (Б-ка Честера Битти); “Антология”, каллиграф Мухаммад б.Хусам Шамсаддин Байсункури 830 г.х./1426 г. 7 миниатюр (Флоренция. Коллекция Беренсона); “Хумай и Хумаюн” Ходжу Кирмани, каллиграф Мухаммад бин Хусам Шамсуддин Байсункури 831г.х./1427 г., 3 миниатюры (Вена); “Маджма-ал-Таварих/Зубдат ал таварих-и Байсункури” (Собрание хроник/ Сливки хроник Байсункура) Хафиз-и Абру ок.1425г.; “Мирадж-нама” (Герат), 1425-1450 гг. Переписанная на арабский и тюрки Хари Малик Бахши. 61 миниатюра (Парижск. Национальн. б-ка, Suppl.turc 190) между 1425-1450 гг. – демонстрирует наиболее лиричные и новаторские приемы в исторической иллюстрации времени Шахруха. Они не равнозначны, но в лучших работах мастерской мы наблюдаем в изображении архитектуры и пейзажа генетическую связь с работами Джунайда, хотя, вместе с тем, в них есть и новые черты – жанровое решение в изображении второстепенных персонажей (слуга, жарящий тушу барана, в миниатюре “Хумай и Хумаюн в саду”), возросшее мастерство исполнения, тончайший рисунок, богатая палитра, более точные пропорциональные соотношения между всеми частями композиции и тот пропорциональный баланс между человеком, природой и архитектурной средой, который, несмотря на все условности их изображения, оставляет ощущение реальности безмерного пространства. В большинстве миниатюр этих рукописей отмечается преодоление китайского влияния, миниатюры отличаются великолепием композиций, высоким горизонтом, прекрасным качеством красок, колорита и блестящей работой иллюминатора. Особенно выделяются в этом отношении миниатюры “Куллият- и Тарихи” Хафиза Абру (Стамбул. Топкапу Сарай, В.282).
Среди названных манускриптов самым выдающимся творением байсункуровской мастерской, несомненно, является цикл миниатюр к “Шах наме” Фирдоуси 1430 г. из собрания дворца Гулистан в Тегеране (13). Рукопись с первого листа до последнего – шедевр книжного искусства. Работа каллиграфа Мир Джафар Тебризи Байсункури, великолепный переплет, потрясающей красоты и тончайшей работы орнаментальные заставки, и, конечно, сами миниатюры, отличаются тонким вкусом, высоким мастерством, небывалым чувством цвета – не случайно они стали своего рода эталоном для многих мастеров последующего поколения.
Манускрипт открывается великолепным двухстраничным фронтисписом, изображающим шахскую охоту. В этой рукописи были отобраны наиболее характерные для иллюстрирования поэмы темы как каноничные, так и оригинальные. Это охота, пиры и сражения царей (Кей Каус, Кей Хосров, Йездигерд, Исфандияр, Ануширван), поединки и подвиги богатырей (Рустам, Заль), лирические сцены (Заль и Рудабе). Отшлифовываются композиционные схемы, отрабатывается техника, мастерски-утонченным становится рисунок в графически четких силуэтах фигур и архитектурных сооружений, изощренно-причудливым – в прорисовке прихотливых изгибов фантастически прекрасных скал, тонким и четким в рисунке каждого лепестка или травинки. Колорит потрясает сочетанием звонкости лазури и золота и умиротворяющих оттенков нежных розового, серого, фисташкового тонов.
Вообще какую бы грань гератской миниатюры байсункуровского времени мы ни возьмем, – изображение пространства, ландшафта или образов людей – все говорит о том, что миниатюра достигла наивысшего пика своего развития.
Высокий профессионализм сохраняется и в работах 1540-х гг. Среди них выделяются рукописи “Хамсе” Низами 849 г.х./1445-46 гг., каллиграф Юсуф ал Джалал, художник и иллюминатор – Ходжа Али ат-Теризи, заказанная Исмат-ат-Дунья – женой Мухаммада Джуки, сына Шахруха; и “Шах-наме” Фирдоуси, т.н. “Шах-наме” Мухаммада Джуки (Герат 1440 гг., 31 миниатюра (Лондон). Обе эти рукописи демонстрируют уже сформировавшиеся черты темуридского стиля, для которого главные определяющие – гармоническое единство между всеми частями композиции, их четкость и ясность, великолепный тонкий рисунок, единая уверенная линия, охватывающая фигуру, будь то силуэт коня, человеческая фигура или архитектурное здание; богатая, захватывающая звонкость палитры, праздничный пейзаж в цветущем наряде деревьев, кустов и лужаек. В решении пространства были объединены две концепции: иранская традиция, т.е. плоскостность, и ближневосточная, т.е. создание иллюзии глубины чередованием планов по вертикали. Следуя за джалаиридскими мастерами, была создана новая концепция пространства, развернутая в высоту и одновременно показывающая интерьер и экстерьер, сократив размеры людей и животных. Появляется прием космогонического решения пространства – как бы с точки зрения Бога. Огромное значение в создании пространственной среды играет цвет. Используя его градации, темуридские мастера создают емкое пространство, вмещая грандиозные картины природы, монументальную архитектуру и сохраняя декоративные возможности цвета. Они вводят золото как отражение сущности огня и на его фоне другие цвета начинают звучать во всю мощь.
Раннегератская школа миниатюры первой половины ХV столетия сыграла важную роль в эволюции темуридской школы миниатюры и живописи Востока в целом. Взяв самое лучшее из достижений предшественников – мастеров Шираза, Багдада и Тебриза, она выкристаллизовала из их наследия то, что было наиболее приемлемо, с ее точки зрения. Но “в понимании образа, решении пространства, колорите школа, как отмечают исследователи, – “явление глубоко самобытное и оригинальное”.
Тематика раннегератской живописи богата и разнообразна. Это и иллюстрации исторических сочинений, где темуридская миниатюра достигла определенных высот, развив дальше концепцию иллюстрации исторических событий, главное внимание в которых уделяется осадам, битвам, одержанным победам, пирам, единоборствам (Зафар-наме Маджа ат-таварих, куллият и тарихи), и религиозные сочинения (Мирадж нама), и литературные произведения (Фирдоуси, Калила и Димна, поэтические антологии, “Хамса” Низами и иллюстрации к ее отдельным поэмам), и иллюстрации научных трудов и гороскопов, генеалогии.
Новое в темуридской миниатюре – это создание шахоцентричных композиций и эталонного образа правителя, сложение придворного жанра, в котором пиры, развлечения, охота и сражения правителя становятся главной темой миниатюр; это решение пейзажа, выработка некой формулы рая, построенного из цветущих плодовых деревьев, мальвы и кипариса и разбросанных кустиков травы на лужайках, великолепных скал с коралловым рисунком гребней, создающих ощущение фантастической красоты Природы как божьего творения. Новым было и сотворение типажей, кочующих из миниатюры в миниатюру, дальнейшее развитие образа человека, сохранившего условность наряду с усилением реалистических деталей.
Творчество выдающегося миниатюриста Герата последней четверти ХV в. Камалетдина Бехзада явилось логическим развитием и совершенствованием достижений раннегератской школы миниатюры первой половины ХV столетия.