Site icon Сайт народных ремёсел Узбекистана

Чарующий мир кукол

кукол

кукол

Каждый мастер по изготовлению кукол пытается придать своим творениям человеческие черты, раскрывающие характер, настроение и историю создаваемого персонажа. Самые талантливые из них используют для этого множество приемов. Некоторые отпускают полет фантазии еще дальше, к новым творческим горизонтам, наделяющим кукол новыми функциями и назначениями.

Такой концепции придерживается дизайнер по созданию кукол в исторических костюмах Насиба Ахмедова. Ее произведения не только привлекают внимание высоким качеством изготовления и проработкой тончащих деталей, но и позволяют изучать историю Узбекистана. Национальные костюмы – это не просто одежда, а отражение климатических, политических и экономических условий в которых они формировались.

Насиба Ахмедова с куклами

По словам Насибы Ахмедовой, в ее галерее много кукол, формирующих образы, отражающие эпоху конца 19-го начала 20-го века. Чтобы сделать их достоверными вместе с сестрою, на протяжении двадцати последних лет они собирают исторические свидетельства и фотографии, посещают музеи, общаются с искусствоведами, аксакалами и старожилами из разных регионов. К сожалению национальный костюм унифицируется, стирается непередаваемая уникальность каждого региона. Потомки уже не знают в каких костюмах ходили их прадеды и прабабушки сто лет назад. Иногда увидев работы Насибы Ахмедовой жители некоторых регионов, в одежду которых одеты ее куклы затевают спор с автором, пытаясь опровергнуть их достоверность. В процессе разговора многие из них все же вспоминают знакомого дедушку или бабушку соседку, носивших подобный наряд.

— По специальности я дизайнер одежды, поэтому в своих работах делаю акцент на достоверности исторических костюмов, — говорит Насиба Ахмедова. – Всю работу мы делаем вместе с сестрою. Мы вылепливаем головы и конечности кукол из глины, обжигаем их, расписываем, одеваем одежду и украшения. Заняться изготовлением кукол мне посоветовала одна знакомая. Чтобы головы персонажей были качественными нам потребовалось обучится работе с глиной. В этом нам помогли знакомые керамисты. Туловище каждой куклы состоит из проволочного каркаса, поэтому ей можно придать любое положение и характерную эмоциональную позу. Из нескольких кукол можно составить композицию или целую театральную сценку. К нам часто подходят и спрашивают, почему взгляд наших кукол направлен в конкретном направлении. Это очень важная особенность. Когда человек подходит к кукле, то в первую очередь обращает внимание на ее лицо и только потом на мелкие детали ее костюма. Насколько красивой не была бы одежда, если лицо отталкивает, то человека она не заинтересует. Поэтому я стремлюсь, сделать их более «живыми».

Подрастающее поколение сложно увлечь толстыми историческими учебниками, сложными научными статьями и монографиями поэтому работы Насибы Ахмедовой могут стать важными учебными пособиями. Об этом говорят многие посетители ее галереи. Более двадцати лет работы над сложнейшими кукольными образами не притупили ее энтузиазм. Она продолжает восхищается богатством фантазии своих предков.

— Необходимо уловить мельчайшие детали, отличающие костюмы каждого района и области, — сказала Насиба Ахмедова. – К примеру, в Бухаре и Самарканде проходил Шелковый путь. Там было много золота и торговли, что отразилось на дизайне и украшениях местных костюмов. Там часто применялась золотая вышивка. Жители Хорезме были более воинственными. Местные мастера часто использовали серебряные украшения. Сурхандарьинцы украшали свою одежду кистями и пуговицами. Недавно к нам подошел фольклорный ансамбль из Сурхандарьи. Они встали рядом с куклами, и мы их сопоставили. Оказалось, что костюмы идентичны.

Роман БОНДАРЧУК, УзА

Exit mobile version