Искусством изготовления туфель и сапожек владели мастера – усто. Обувь шили из различных сортов кож, которые ремесленники – чармгар – кунчилар – вырабатывали из бараньих (чарм), козлиных (кайроки, бузи), воловьих (булгар) и иных шкур. Кожу окрашивали в разные цвета. В Ташкенте сапожным делом занимались в основном в Бешагачской и Сибзарской частях города. Сапоги, изготовленные здесь, вывозили и в другие города.
Наиболее популярной мужской обувью были туфли – кавуш, или кауш, которые в каждом регионе имели свои особенности. Например, ташкентские кавуши отличались высоким каблуком и крученым носиком. Другой обувью мужчин были сапоги мукки, чорик. Одна из разновидностей таких сапог – мала этик, или кун этик, как их называли в Фергане. Их шили из толстой, но мягкой кожи, окрашенной в коричневый или желтый цвета, иногда замшевой стороной наверх. Более легкие сапоги – такаки – шили из козьих шкур. Они имели высокий каблук и вышитый шелковыми нитями задник. Такие сапоги носили молодые зажиточные мужчины. По праздникам или во время спортивной игры улак (козлодрание) богатые мужчины надевали сапоги кал хасани или булгари этик из красной кожи с длинными голенищами. У них был высокий каблук и задник, вышитый золотыми нитями узором гаждуми. В XX в. сапоги кора этик стали шить из черной кожи, в основном из хрома.
Широко распространены среди городского населения были ичиги – сапожки без каблука и твердого задника, на мягкой подошве, их называли махси или мардона и носили вместе с кавушами, которые обычно снимали, входя в помещение. Этот обычай был вызван необходимостью поддерживать в чистоте пол, всегда устланный коврами, паласами или кошмами. Особенно ценились ичиги с каушами, сшитые из лакированной кожи амркон. Мужские ичиги и туфли были длиннее женских и изготавливались из более твердой кожи. В сельской местности наряду с сапогами носили также чорик – грубую полуоткрытую обувь без голенищ, сшитую из цельного куска сыромятной кожи. Края собирали на узкий кожаный ремешок, для изготовления которого брали кожу лошадей и верблюдов. Жители степных и горных районов носили в основном мала этик, мукки, чорик – старинные виды обуви. Чорик, по свидетельству Махмуда Кашгари (XI в.), был обувью бедняков. Их мог сделать каждый. Короткие сапоги тоштовон, сходные с мукки, шили из прочной выделанной кожи, иногда на низком каблуке. Разновидностью их были уюртма этик, не имевшие каблуков и с загнутыми носами. Обувь пойчаки делали из единого куска сыромятной кожи с наружным швом, длина голенища доходила до колен. У щиколоток пойчаки перевязывали длинным шнурком.
Чабаны на горных отгонных пастбищах носили деревянные башмаки на трех ножках – товулди – рок, позволявшие преодолевать каменистые тропы и переходить вброд ручьи. Товулдирок носили и дома в дождливую погоду. Их надевали либо на босую ногу, постелив стельки или солому, либо на сшитые из бараньей кожи мехом вовнутрь ичиги тери махси, закрывающие икры, либо на кожаные ичиги махси. Во время работы в поле надевали хом кауш, сшитые из сырой коровьей или конской шкуры. Женскую кустарную обувь шили местные мастера усто – этикдуз, максидуз, кавушдуз. Основной вид женской полузакрытой обуви – малла кавуш – из желтой или коричневой кожи. Более качественную обувь шили из местной замши (кемухт) зеленого цвета – кук кавуш. Состоятельные женщины носили туфли ногайки, хаккари или кора кавуш из яркой, в основном хромовой кожи, с толстой подошвой. Каблуки туфель были высокими, а носы сравнительно узкими. В Ташкенте были распространены зайфона кавуш – женские туфли на низком каблуке, с узкими носами и низким задником. Летом кавуши надевали на босую ногу, осенью и весной – с мягкими ичигами махси. Женщины – горожанки, выходя из дома, обязательно надевали ичиги из черной козловой кожи, считалось неприличным, если посторонние мужчины увидят не только босые ноги женщины, но и концы ее шаровар, или хотя бы окаймляющую их снизу тесьму. Для молодых женщин и девушек шили сапожки махси, полусапожки нимчакма, высокие сапожки на каблуках – чакма, кожаные черного цвета кавуши. Голенища сапожек часто расшивались. Дети носили кавуши, сапоги, ичиги, мукки, чорик и т.д. Детские мукки иногда украшали кисточкой, прикрепленной к носку. Детские ичиги махси шились из мягкой красновато-коричневой кожи, мастера назывались бачканачилар.
Интересен способ получения шагрени, для которой использовалась конская шкура. Кожа растягивалась на специальной раме, помещалась на кошму и покрывалась слоем красного проса. Сверху ее закрывали кусками кошмы и ногами втаптывали просо в размягченную кожу. Через три дня, когда кожа высыхала, просо удаляли, кожу снимали с рамы и скоблили, а затем окрашивали. С начала XX в. кожаные кавуши начали вытесняться резиновыми фабричными галошами с низкой пяткой и закрытым остроносым передом. Их выпускали русские фабрики для продажи в Средней Азии. Кожаные кавуши сохранились в ритуальном и, прежде всего, в погребальном костюме. Особенно богатыми и нарядными были мягкие золотошвейные сапожки и кавуши, которые шили бухарские мастера. Они выделывались из цветного гладкого бархата и обильно расшивались растительным орнаментом из мерцающих золотых нитей. Подкладка сапожек шилась из местных кустарных тканей и только подошва была кожаной. Заказчиками такой обуви выступали сам бухарский эмир, его двор и очень состоятельные люди. Образцы этой обуви сегодня экспонируются в музеях Узбекистана как подлинные шедевры народно – прикладного искусства. Не менее интересна шахрисабзская обувь, украшенная сплошной вышивкой ироки (крест, полукрест). Мелкий растительный орнамент и своеобразная цветовая гамма создают приятное праздничное настроение. Подкладка и подошва сапожек выполнены из цветной кожи. Одна из самых значительных коллекций обуви находится в этнографическом фонде Государственного музея истории Узбекистана АН РУз, где хранится около 200 образцов мужской, женской и детской обуви, поступивших в музей в разные годы в ходе историко-этнографических экспедиций в Андижан, Каттакурган, Чует, Шахрихан и др. Часть обуви приобретена в Ташкенте. Некоторые образцы поступили в 80-е гг. XX в. из Республиканского дома моделей обуви и Ташкентской обувной фабрики № 2. Это разного рода сапоги кустарной выработки из кожи, окрашенной в коричневый, светло- и темно-коричневый, красный, черный, светло-желтый, зеленый цвета типа сагри, грубой замши, хромированной и лакированной кожи, с каблуками и без каблуков, деревянные, кожаные, наборные из нескольких слоев кожи, подбитых железными подковками и без подковок, украшенные вышивкой, кожаными кисточками, кантиками и т.д. Так, мужские сапоги из коллекции сделаны из вывернутой наизнанку кожи, без подкладки, на двойной пришивной подошве, покрывающей каблук. Они вышиты зелеными и красными нитками на месте соединения задника с голенищем, узор на заднике имеет вид черных полосок. Над каблуком проходит кантик из красных и белых ниток. Каблуки с подошвой для устойчивости соединены железной скобочкой. Козырьки голенища украшены кисточкой из нескольких узких кожаных полосок. У мужских сапог из коллекции из красной кожи – каблуки широкие, кожаные, наборные, средней высоты, скреплены деревянными гвоздиками. Подошва – двойная. Черного цвета вышитый узор украшает союзку и задник, между которыми вшит кантик. Голенища сверху также украшены кисточками из кожаных полосок, но кисточки расположены не сзади, как у первых сапог, а спереди и сзади и имеют петельки.
Мужские сапоги из коллекции сшиты из отдельных кусков темно-коричневой кожи. Верх голенища надставлен кожаным козырьком, обклеенным с обеих сторон пестрой хлопчатобумажной тканью (красной с белыми цветочками). На месте соединения голенища с союзкой и задником имеется вышивка в четыре строчки зелеными нитками. Подошва кожаная, тонкая, прошита нитками. Каблуки из зеленой кожи прикреплены подковообразно железными гвоздиками. Верх голенищ у мужских сапог, изготовленных из светло-коричневой кожи, надставлен высокими двойными козырьками, первый белого, второй – желтого цвета. Задники с двух сторон прошиты вертикально синими нитками. Подошвы пришивные. Каблуки высокие, кожаные, наборные, с железными подковками, укреплены упорной скобочкой. Интересны мужские сапоги, служившие для верховой езды. Они изготовлены из коричневой кожи, на высоких тонких каблуках, подбитых железными подковками. Задник узкий. Подошва из белой кожи, сплошь подбита железными гвоздями с большими шляпками. Верх голенищ надставлен высокими козырьками из белой кожи, обшитыми шелком швом дуруя и белого цвета джияком.
Мужские кавуши – из кожи сагри зеленого цвета – на коричневой кожаной подкладке. Коричневого цвета кожаная подошва прошита грубыми нитками. Каблуки наборные, средние, широкие. В 1948 г. при сломе здания по улице Пахта, № 73 в г. Ташкенте были найдены кавуши с немного загнутым носком, изготовленные из кожи сагри. Каблук круглый, острый, с железной скобочкой на конце.
Интересна женская обувь. Так, женские сапожки кустарной выработки выполнены из зеленой кожи. Голенища и задник выкроены из одного куска. Верх окантован розовой кожей. Головки пришивные. Кожаная подошва подбита в два ряда деревянными гвоздиками. Сапожки на высоких тонких деревянных каблучках с кожаными набойками. В музейной коллекции находятся женские кук кавуш, они сшиты из кожи сагри зеленого цвета, имеют острые, завитые кверху носики. Головки сшиты внутренним швом, задники вшиты под рант. Подошва двойная, кожаная, подбита кустарными железными гвоздями с большими шляпками. Стельки – из коричневой кожи. Каблуки высокие тонкие, оплетенные медной проволокой со спиралевидно закрученным кантиком и подбитыми железными подковками. Женские кавуши из коллекции имеют подошву из темно-коричневой кожи, наборный кожаный каблук, покрытый черной краской. Стелька – из кожи малинового цвета. Верх вышит швом ироки, орнамент геометрический, цвета вышивки – желтый, красный, голубой, черный, зеленый. Ташкентские кавуш – из кожи сагри зеленого цвета имеют острый, загнутый вверх носик и тонкий высокий каблучок с железными подковками. Край с внешней стороны окаймлен белой узкой кожаной тесьмой. Двойная подошва из кожи сагри всплошную подбита кустарными железными гвоздями. Женские ичиги из черной кожи сшиты на колодке на изворот, затем вывернуты Они с острыми носками, без подкладки. Подошвы узкие, кожаные, коричневого цвета. Подошвы и задники орнаментированы тонкими отжимными линиями. К верху голенищ пришиты узкие кожаные ушки. У других женских ичигов голенища вверху окантованы белой тканью, задник – из кожи сагри зеленого цвета. У женских ичигов из коллекции задник из кожи сагри окантован вышивкой в три строчки розовыми нитками. Верх голенищ ичигов из коллекции надставлен козырьками из красной кожи, а верх голенищ женских ташкентских ичигов надставлен полоской черной кожи, шириной 3 см, ниже выстрочен на машинке черного цвета трехлепестко- вый узор. Задники фигурные из кожи сагри. Как видим, оформление может быть разным. В коллекции имеются также ичиги, сшитые из коричневой и желтой кожи. Особенно нарядны ичиги невесты (пистонли махси), приобретенные Музеем в 1988 г. в г.Чуст. Они состоят из передка, задника, голенищ и подошвы. Ичиги лакированные, голенища отделаны фигурной строчкой и металлическими листочками.
Детские сапожки этикча из коллекции Музея истории изготовлены в 1979 г. в Андижане из красной кожи амркон. Задник и союзка украшены многолепестковым узором, выполненным цветной эмалью. Голенище также украшено бело-малиновыми эмалевыми растительными узорами и дополнительно 4-лепестковыми узорами, выполненными машинной строчкой. У детских ташкентских ичигов светло-коричневые подошвы частично разрисованы черной краской. Другие детские ичиги, сшитые из темно-коричневой кожи, имеют пришитую сверху полоску красной кожи.
В музейной коллекции имеются несколько видов деревянной обуви товулдирок, мужских и детских. Они имеют форму глубокой галоши, на трех ножках. Сделаны из одного куска дерева. Носок очень глубокий, закрывающий почти весь подъем ноги, слегка загнут вверх. Задник низкий, прямой. Одна ножка расположена сзади, две – рядом одна с другой ближе к носку. Носок может быть орнаментирован врезными разнотипными узорами и окрашен в черный цвет, ножки подбиты железом. В 80-е гг. XX в. Ш. Абдурасулов подарил Музею мужские большого размера товулдирок, изготовленные его дедом А. Хурматовым. Они цельнорезанные из продольного бруска прочной, выдержанной, влагоустойчивой древесины тутового дерева. Использованы такие способы резьбы, как выстругивание, шлифовка, что позволило выявить красивую, мелкозернистую структуру древесины, ее коричневые, розово-бурые, желтоватые оттенки. Товулдирок имеют традиционную глубокую форму, на трех ножках-подставках, суженный продолговатый кончик переда загнут кверху, подъем высокий с вертикальным вырезом, обрамленным лентой из черной искусственной кожи. Боковики более тонкие, чем передок. Отдельные образцы кожаной обуви имеются и в ряде других коллекций Музея. Так, в кишлаке Шаматан Шахрисабзского района Кашкадарьинской области в октябре 1956 г.
При изучении обуви каракалпаков можно также проследить древние черты их материальной культуры. Письменные источники, относящиеся еще к X в., содержат информацию о наличии у населения Северного Хорезма гетр или гамаш, подобных дегде или уйык. Шились они из белой кошмы, орнаментировались узором кошгар муйиз (рога барана) и одевались мужчинами в сильный мороз внутрь сапог из яловой кожи. Пастухи, рыболовы и земледельцы носили обувь шарык (шарып) из сыромятной головной кожи крупного рогатого скота. Вырезая кожу по размеру ноги, они впоследствии стягивали ее при помощи шнурков по бокам. Среди обуви, сшитой из кожи мастерами-сапожниками – етикши, самыми распространенными у каракалпаков были ак пушта – мужские остроносые сапоги, с приподнятым округлым носком и геуиш – туфли, сшитые из яловой кожи, на кожаной подошве и с наборным высоким каблуком, напоминающие европейский фасон женской обуви и др. Один из образцов геуиш (частное собрание) имеет тисненный мелкими точками узор на коже в виде крестов и ромба. Обувь спереди дополнительно прошита металлической (серебряной) проволочкой в виде закрученных кошкар муйизов (рогов барана), выполняющих охранительную функцию. Задник оформлен мелкими бронзовыми заклепками с более сложным витиеватым узором в виде трех пар муйизов все той же серебряной проволокой. В центре задника, над каблуком – 4-я пара стилизованных муйизов, схожих с рогами горных козлов. К основанию 6-сантиметрового каблука, расширяющегося книзу, прикреплено бронзовое литое обрамление, повторяющее полуовальную форму каблука. С одной стороны, эта металлическая деталь укрепляла основание обуви, с другой – при ходьбе ее звон от касания с поверхностью земли или пола привлекал внимание к их красоте. Пара туфель, схожая по форме с вышеописанными, имеет на закрытой поверхности передней части элемент в виде курбака (лягушка). Стилизованный образ лягушки являлся символом плодородия и оберегом воды. Он выделен темным цветом на светло- коричневом фоне кожи. Несколько геометрических элементов (среди них треугольники) оформляют заднюю часть туфель с дополнительным тиснением по коже и наборным 5-сантиметровым каблуком. Женские сапожки на высоком каблуке изготовлялись из кожи кустарной выделки шерим или покупной кожи етик. Самостоятельный промысел составляло изготовление стелек для кавушей, сапог и другой обуви. Стельки изготовлялись из привозной, т.н. кашгарской кошмы синего, желтого, красного и белого цветов, а также из местной тонкой кошмы темно-коричневого цвета. Стелька составлялась из двух кусков войлока, между которыми зашивались распластанные камышинки буйра чуб, увеличивавшие силу сопротивления стельки. Кромки стелек обшивались уже после подгонки под размер обуви покупателя. Стельки расшивались по краям и в центре разноцветными узорами. Расставленные по полкам мастерской в живописном порядке стельки привлекали покупателя яркостью и замысловатостью узора вышивки. В Ташкенте в конце XIX – начале XX в. стельки изготавливались в 40 мастерских. В коллекции музея представлены два вида стелек: из войлока, окрашенного в серый и оранжевый цвета. Стельки прошиты по краю и посередине у первых – белыми, у вторых – белыми и синими нитками.
В сохранившейся архивной описи экспонатов, представленных для демонстрации на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, числятся сапоги горцев и горного фасона; калоши деревянные горцев; ичиги с калошами мужские; ичиги узбекские с шагреневыми калошами, т.е. с кавушами, выделанными из шагреневой кожи; ичиги женские с калошами; сапоги детские с вшивными каблуками; туфли детские без каблуков; калоши (кавуши), вышитые шелком, на каблуках; туфли, вышитые серебром; сапоги, крытые лаком; шипаки – калоши для взрослых из зеленой шагрени, из черной и желтой кожи; бачкона – детские ичиги с шагреневыми зелеными и черными калошами; женские ичиги с шагреневыми зелеными калошами; сапоги с высокими каблуками; ташбан – сапоги для чернорабочего. Здесь же представлены образцы разных кож, из которых эта обувь изготовлялась, в т.ч. бычья, яловая, козловая, красная, белая, желтая, зеленая, черная. В такой обуви, действительно, хотелось одолеть семь миль разом.
Шамухамедова Динара