Тюбетейка, как часть национальной культуры
Тюбетейка, как часть национальной культуры
Тюбетейка украшает всех — и седины мудреца, и косы невесты. И добрый молодец без тюбетейки на затылке как бы и не джигит. Народная молва относится к ней с дружеским расположением: «Тюбетейка джигиту не в тягость». Или: «Не с кем поговорить — обратись к тюбетейке». Стоит ли напоминать, что тюбетейка — «это круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии».
А пришла к нам эта шапочка, можно сказать, из тьмы веков. Говорят, в обычае носить тюбетейку свою роль сыграл ислам, который запрещал взрослым мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. И шапочка оказалась как раз удобной: развернул — на макушку надел, свернул — за кушак заложил.
Но помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.
Исторически ее формы вышли из остроконечной тюбетейки, которая носилась под чалмой. Само слово «тюбетейка» произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки.
Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.
Поражает обилие форм и фактуры тюбетеек. В свою очередь, по принадлежности тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и стариков. Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть «чужой» головной убор.
Например, самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с черным фоном. Так, четыре цветка в верхней части тюбетейки, по преданию, охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать узорных арочек, расположенных в ряд по кромке изделия, выражают пожелание быть большой и дружной семьей и иметь шестнадцать детей. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придет на свадьбу или похороны.
Различаются изделия по месту изготовления, по своей родине. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение от матери к дочери. Традиционные орнаментальные мотивы каждая мастерица обогащает своей фантазией. Орнамент вышитых изделий складывался постепенно — от ритуальных магических узоров до поэтических образов и отличается многообразием формы и высоким уровнем стилизации.
Изделия мастериц насыщены народной символикой. В композиции большинства изделий преобладают изображения кустов с распустившимися цветами, кругов, розеток, головок цветов на тонких стеблях, побегов с листьями. В растительные узоры иногда вплетаются изображения животных и птиц в ярких оперениях. При этом, как правило, изображались те растения, которые по народному поверью обладали целительной силой. Тюбетейки — дуппи вышивают шелком гладью, мелкими крестиками «ироки», особым швом «басма» и бисером. Причем опытные мастерицы вышивают без предварительно нанесенного рисунка, компонуя узор непосредственно в процессе вышивания.
Шахрисабзкие гилам-дуппи и сурхандарьинские пилтадузи, вышитые сплошным швом «ироки», отличаются живописной многокрасочной гаммой. Костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой. В Ташкенте популярны мужские тюбетейки — шобпуш из хлопчатобумажной ткани на подкладке, простеганные вручную или на швейной машинке.
Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Недаром же золотошвейные тюбетейки были непременной деталью костюма эмира и придворной знати, а в наше время являются обязательным элементом свадебного наряда. Любопытно, что золотошвейное производство еще в начале двадцатого века было преимущественно мужским ремеслом и только постепенно женщины забрали его в свои руки.
Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого — середине двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках. Мастерство их изготовления, прошедшее длительный путь развития народного творчества, окрашено глубоким эмоциональным звучанием, любовью к орнаментальным фантазиям, высокой художественной культурой.
Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются известностью во всем мире. Созданные искусными руками мастериц, они украшают экспозиции многих музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.
А старинное присловье, что честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке, до сих пор бытует в народе.