Site icon Сайт народных ремёсел Узбекистана

Майолика древнего Самарканда

майолика

Майолика древнего Самарканда

Самарканд — один из древнейших городов мира, столица древнего государства Согдиана. Ему 2,5 тысячи лет. В 14 веке он стал столицей империи Тамерлана. Великий правитель со всех уголков своего огромного государства собрал талантливых архитекторов, ремесленников, художников и приказал им построить новые здания. Для отделки построек мастера использовали керамическую плитку — майолику, создаваемую тут-же, в ремесленных мастерских.

Майолика — общее название изделий из обожжённой цветной глины. Плитки лепятся из цветной глины, покрываются глазурью, расписываются и только затем обжигаются в печи. В результате глина и краски сливаются в единое целое и получается яркая керамическая «картинка». Как искусство, майолика, была известна ещё в глубокой древности в Египте и других восточных странах, где очень часто использовалась цветная плитка для отделки стен.

Состав плиток, использованных для облицовки зданий в Самарканде, Бухаре, Хорезме, уникален. В каждом из древних городов существовали свои художественные школы,  был разработан свой состав майолики, который современные реставраторы не могут воспроизвести полностью — выполненные в современности образцы плитки тускнеют через несколько лет, тогда как древним более 600 лет и они сохранили яркие и сочные цвета.

Цветовая гамма керамической плитки древних построек Узбекистана — золотой и всевозможные оттенки синего. Религиозные здания традиционно украшали синими куполами и фасадами, пытаясь приблизить их к небу, а растительный орнамент ыл прообразом рая на земле.

В облицовке стен зданий древние зодчие использовали наборную кашинную мозаику. Технология создания такой мозаики из керамической плитки очень сложна. Ещё не раскрашенную глиняную плиту разбивали на части, каждой детали вручную придавали нужную форму и цвет, обжигали и собирали в цветной орнамент. А иногда даже лепили соответствующую форму и после глазуровки и обжига собирали как пазлы. Представьте, при таких сложных технологиях постройка занимала всего несколько лет, например, мечеть Биби Ханум строили 5 лет.

Мечеть Биби Ханум, вид сзади на купол:

Мозаика украшает здесь все, начиная со стен и заканчивая куполом. Итак, купол мечети:

 

Стены:

 

Фрагмент стены:

 

На барабане купола мечети выложена надпись на арабском языке. Надпись сложена из глазурованного кирпича, при этом она выполнена определенным «почерком» — каллиграфическим арабским стилем.

 

На фрагментах мозаики мечети Биби Ханум видно, какие маленькие кусочки были использованы в оформлении здания.

 

Очень сложные и потрясающе красивые орнаменты получаются при соединении мозаика и резьбы по камню.

 

На сегодня — это туристические объекты, которые требуют серьезной реставрации. Причем прошлые реставрации даже навредили, так как плитки потускнели и осыпаются.

 

Некрополь Шахи Зинда, ансамбль мавзолеев 9-18 века.

Постройки в этом архитектурном комплексе шли на протяжении 9 веков. Знатным людям за заслуги даровалось место для постройки своего некрополя. Всего построек около 25, включая самые древние.

Название комплекса связано с легендой, о том, что во время утверждения ислама в этом месте по сей день находится один из двоюродных братьев пророка Мухаммеда, который был ранен и спрятался во время нападения на город язычников и остался живым — отсюда и название «живой царь».

Вид на один из мавзолеев:

 

Вид на другой мавзолей.

 

Портал — парадный вход Шахи-Зинда.

 

Он же, более крупно:

 

Еще один вид на стены рядом с порталом:

 

Купол одного из мавзолеев Шахи-Зинда:

 

Резная колонна, облицованная декоративными кирпичами, создающими мозаичный орнамент:

 

Необычный и сложный орнамент под названием «99 имен Аллаха»:

 

Наборная кашинная мозаика Шахи-Зинда:

 

 

 

 

На этом фото видно, что орнамент собирали из кусочков.

 

Самарканд полон древних сооружений, украшенных майоликой, мозаикой и резьбой по камню: Гур Эмир, медресе Улугбека, медресе Тилля Кари и др. Эти здания внесены в список сокровищ Юнеско.

Exit mobile version