Чеканка
Чеканка — благородное ремесло. Чеканщик по сравнению с простым жестянщиком все равно, что столяр-краснодеревщик по сравнению с плотником. Чеканщик, чтобы изготовить кувшин-офтоба, должен владеть ремеслом литейщика, кузнеца, чеканщика и гравировщика по металлу, резчика и лудильщика.
Кроме бытового предназначения, медная и латунная чеканная посуда всегда ценилась в Узбекистане, прежде всего, за художественные качества, украшая полки открытых встроенных шкафов. Медночеканные изделия в доме указывали на достаток и зажиточность хозяина.
Искусство обработки металла принадлежит к одному из самых древних ремесел, уступая первенство разве что керамике. До наших дней дошло немного старинных образцов этого художественного ремесла. Древнейшие из них археологи относят к четвертому тысячелетию до нашей эры. Вспомним, что этот исторический период носил название «бронзового века». Высокого уровня искусство обработки металла достигло в средние века, в частности в эпоху Темуридов. Так, в семидесятые годы прошлого века во время археологических работ на площади Регистан в центре Самарканда была обнаружена средневековая мастерская чеканщиков. Среди найденных предметов оказались сосуды из золотистой бронзы, орнаментированные чеканными узорами растительного и геометрического стиля. Некоторые из них были покрыты надписями, инкрустированными золотом.
Многие изделия из бронзы постигла непростая судьба. В старину бронза ценилась не только за художественные достоинства, но и как своеобразное вложение капитала. Это был дорогой металл, который в случае нужды можно было свободно переплавить в монеты. Что и случилось в течение веков, особенно в XVI — XVII столетиях, так что медь во многом заменила бронзу.
В середине девятнадцатого века изготовление медночеканных изделий в крае достигло высшего уровня. Только в Бухаре насчитывалось четыреста ремесленников — мисгаров, в Хиве — двести. Центрами обработки меди являлись также Ташкент, Самарканд, Коканд, Маргилан, Карши, Шахрисабз. Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий — от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов. Среди них кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, подносы мислаган, шкатулки кутича, курительные приборы чилим, чернильницы сиёхдон, пеналы каламдон и курильницы для благовоний исирикдон, украшенные чеканным орнаментом. Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. Исследователи отмечают, что многие виды медночеканной посуды Узбекистана имеют аналоги среди подобных предметов, созданных ремесленниками в Восточном Туркестане, Индии, Иране, Турции, на Кавказе. Это только свидетельствует о вековых торговых и культурных связях Центральной Азии со странами, через которые пролегал Великий шелковый путь.
Узбекская чеканка, собственно, представляет собой различные приемы гравировки. Глубокая гравировка кандакори имеет более углубленный рельеф, чистая гравировка чизма напоминает насечку резцом. Кроме того, для выполнения деталей крышек, ручек и подставок сосудов узбекскими мастерами применяется прорезная чеканка шабака. Для изготовления чеканных изделий, как и в прошлые века, кандакор использует лист меди или латуни — сплава меди и цинка с добавлением других металлов.
Инструменты и оборудование мастерской чеканщика почти не отличаются от тех, которыми пользовались ремесленники в средние века. С помощью простых и несложных инструментов медник изготовляет художественные изделия, придавая им всевозможную причудливую форму, украшает их тонкими рисунками.
Мастерская чеканщика-кандакора оборудована горном, малой и большой наковальнями. Для работы мастера необходимы молотки, щипцы, напильники, ножницы, приспособления для лужения изделия. Чеканка выполняется разнообразными резцами и зубилами накш калам из твердой стали. В набор инструментов входит брусок для заточки инструментов. Для нанесения контуров рисунка на поверхность изделия мастер пользуется циркулем паргор. Опытные мастера, владеющие искусством составления орнаментов, вырезают их сразу на заготовке. Чеканщик работает, сидя перед низким деревянным столиком, на котором обрабатывается заготовка, лежащая на специальной подушке. Вот, собственно, и все. Нагретый лист металла чеканщик выколачивает, создавая форму изделия. При чеканке полых высоких сосудов их наполняют песком. Закончив работу, мастер подчищает контуры узора, обрезает и выравнивает края, обрабатывает фон, шлифует поверхность изделия. Внутренняя поверхность сосудов и чаш подвергается лужению.
Судьба изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок кубба для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для офтоба или чойдыш и шарниры аспак, соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы — рихтагари составляло самостоятельную отрасль обработки металла. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути.
Чтобы отлить бронзовую ручку или куполок для крышки, мастер смешивает одну часть меди и две части олова и расплавляет в тигле из огнеупорной глины. Расплавленный металл заливают в бронзовые изложницы, состоящие из двух половинок и заполненные смесью песка и клея. В этой смеси ремесленник оттискивает форму отливки колип, вырезанный из дерева или гипса.
В орнаменте чеканных изделий чеканщики применяют преимущественно растительные и геометрические узоры, реже традиционные мотивы стилизованного животного мира. Эти элементы так и называются: «чашми булбул» — глаз соловья, «кучкорок» — бараний рог, «капалак» — бабочка, «илон изи» — след змеи. Наиболее распространенный прием художественного оформления сосудов и подносов — орнаментальный стиль ислими с непрерывно стелющимися побегами причудливо вьющихся стеблей, цветов, листьев.
Геометрический узор используется главным образом в контурах крупных орнаментов. В основе многих из них лежат древние архитектурно-строительные образы, например, «гишт» — кирпичики, «мехроб» — ниша, «занжир» — цепочка. Широко применяется в обработке фона мелкая штриховая линия в форме зигзага, распространены композиции в виде горизонтальных и вертикальных полос. С конца XIX — начала ХХ века в чеканной посуде появляются ярко раскрашенные эмалевыми красками фоны, вставки из полудрагоценных камней или прозрачного стекла на цветной подкладке, что придает изделиям красочность и выразительность.
Знатоки различают региональные школы узбекской чеканки по металлу по глубине рельефа, преобладанию того или иного характерного орнамента, приемам отделки фона и, конечно, форме изделия. Хивинские медники-мисгары производят сосуды для воды с уплощенными боками, иногда ребристые. Рельеф чеканки значительно глубже, чем в других районах, фон иногда подкрашивается черным лаком. Кроме растительного орнамента ислими в виде побегов-спиралей, усеянных цветочными головками, хивинские изделия украшают характерные узоры в виде медальонов на фоне сетки сложной конфигурации, что придает вещам особую красочность.
Разнообразием форм и резного декора отличаются изделия из Карши и Шахрисабза. Оригинальными выглядят каршинские офтоба с шаровидным корпусом, с высоким тонким горлышком и ручкой. Мастера разработали своеобразную конструкцию крышки в виде коробочки хлопка к миске для умывания — лепестки ее открываются при переносе изделия. В оформлении чеканной посуды шахрисабзские мастера используют накладные пластинки и штампованные детали, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла, применяют также цветную подкраску фона и поверхности.
Издавна наибольшей известностью пользовались изделия чеканщиков Бухары. Здесь изготавливают кувшины для омовения, сосуды чой-идиш для воды и чая. Чеканка бухарских мастеров глубокая, фон отделан штрихом. Кроме растительного орнамента, изделия часто украшают каллиграфические надписи. В Бухаре работают знаменитые потомственные чеканщики Саид Фаёзов, Махмуд Гулямов, Садык Мусинов, чьи изделия можно увидеть в музеях многих стран. И главная достопримечательность местных художественных салонов — медные подносы лаъли, выполненные их руками, богато оформленные узорами, иногда с изображением знаменитых архитектурных памятников Бухары.
Самаркандская чеканка сохранила художественные традиции последних столетий. Оригинальная форма самаркандских чой-идиш редко встречается среди изделий других районов Узбекистана. Ручки сосудов делаются нередко ажурными, с тонким кружевным узором, а в растительном орнаменте используются древние мотивы цветка с четырьмя лепестками.
Один из самых старинных центров художественной обработки металла находится в Ферганской долине. Маргиланские мастера делают сосуды для воды и для чая, используя излюбленный мотив миндалевидного узора «калампир». Только в Фергане производят традиционные медные светильники и подсвечники. Среди кувшинов из Коканда встречаются высокие стройные сосуды офтоба урдак вычурной формы в виде утки. Растительный кокандский орнамент неглубокий, но четкий и густо насыщен мелкими деталями, создающими причудливые узоры. Изделия отделаны пуансоном, штрихом, разного вида сеточками и фигурными выемками, украшены бирюзой, гранатами и кораллами. Еще в конце XIX века кокандские мастера первыми в Узбекистане стали чеканить на подносах архитектурные мотивы, в частности дворец Худоярхана, фантастических зверей.
Надо отметить, что традиционная ташкентская чеканка по металлу близка по формам и орнаментике кокандской, лишь растительные мотивы укрупнены, а геометрические напоминают орнаменты резьбы по дереву, в частности стиль паргори. Некоторые элементы узоров ташкентской чеканки редко встречались в других регионах, среди них «елпигич» — веер, «зулук» — пиявка, «беланчак» — люлька, «дойра» — бубен. Наиболее ярко эти стилистические особенности проявляются в работах мастера Фазилжона Абидова.
Династия ташкентских чеканщиков Мадалиевых заслужила признание далеко за пределами Узбекистана. Глава семьи и хранитель вековых традиций, потомственный мискандакор усто Максуд Мадалиев получил известность еще на родине в Маргилане, но уже более полутора десятков лет живет и работает в Ташкенте. Он в совершенстве владеет материалом, формует различные сосуды, являясь незаурядным орнаменталистом. Созданные им уникальные наборы для напитков, сияющие золотистой полированной поверхностью, на которой с ювелирной точностью вычеканены изящные узоры, инкрустированные серебром и полудрагоценными камнями, хранятся в музеях Узбекистана, России, Франции, Италии, украшают экспозиции престижных выставок. Форма кумганов, офтоба и чойдишей с шаровидным корпусом и с уплощенными боками, граненые и ребристые, никогда не повторяется, как неповторим рожденный творческой фантазией Мадалиева узор. По стопам усто Максуда пошли его пятеро братьев. Супруга Зухра-опа также успешно овладела искусством чеканки и гравировки по металлу. Трехсотлетнюю династию мискандакоров продолжают их сыновья. Как и многие народные мастера, все они являются членами Союза ремесленников Узбекистана «Хунарманд», сотрудничают с Объединением народных мастеров «Усто».
Особое место в Узбекистане занимает искусство изготовления ножей. Производство ножей — это целое искусство. Прежде, чем превратиться в готовое изделие, заготовка должна пройти около пятидесяти стадий обработки. У художественных ножей орнаментом покрывались не только рукоятка и лезвие, но и ножны, украшенные металлическими накладками. Формы ножей выковываются мастерами самые разнообразные: с узкими лезвиями и широкими, прямыми или изогнутыми. Рукоятки к ним делают цельными или наборными, инкрустированными и раскрашенными. Из старинных центров изготовления художественных ножей особенно известны Чуст и Шахрихан в Ферганской долине. Ведь недаром по свидетельству исторических хроник, в средние века «железное оружие из Ферганы было во всеобщем употреблении от Хорасана до Багдада». Здесь производится более полутора десятка видов ножей. Нож-пичок, сработанный чустским мастером, — настоящее произведение искусства. Он отличается соразмерностью и пропорциональностью форм, тщательностью отделки. Его острое, изысканной формы лезвие, оправленное в рукоятку, любовно вырезанную из дерева, кости или рога, будет служить хозяину долгие годы. Нож, как правило, вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией и даже росписью. Такие ножи называют «гулдор пичок» — нарядный.
Потомственные мастера-пичокчи из Шахрихана Рахматходжа Алиходжаев и Иброхимжон Алиев изготавливают для ножей латунные или медные футляры, богато орнаментированные чеканкой и гравировкой, со вставками из самоцветов или цветного стекла. Рукоятки и ножны особо ценных, уникальных экземпляров украшены серебряными узорами «кумуш сирпаста» и «чиллиха».
Хивинские традиционные ножи отличаются обилием резного орнаментального декора, который покрывает не только рукоятку, но и от самого черенка до острого кончика обвивает лезвие. Футляр ножа также покрывается плавным плетением сплошного узора. Тщательность исполнения чеканного орнамента сравнима с искусством хорезмских ювелиров, а изящный рисунок орнамента напоминает резное дерево Хивы.
Традиции древнего ремесла возрождают и продолжают современные народные умельцы, внося свой вклад в развитие узбекского орнаментального искусства. Как и столетия назад, поет медь под резцами чеканщика, звенит металл под ударами молота кузнеца.