В начале ХХ в. в Ташкенте открываются первые прокатные конторы, которые занимались регулярной демонстрацией фильмов. По сообщениям исследователей, в Туркестане первый киносеанс был показан уже в 1897 г. – по истечении всего двух лет со дня демонстрации братьями Люмьер своих кинофильмов в Париже.
В 1907 – 1908 гг. фабрикант, производивший маргарин, А. Матюхин решил заняться кинопроизводством. Он купил в Париже кинолабораторию, пригласил операторов и начал съемки железнодорожного пути от Парижа до Пекина. Путь этот значительной своей частью проходил через Европейскую и Азиатскую часть России. Однако из этой затеи ничего не получилось – большинство негативов оказалось негодным. Но коммерсант привез все-таки из Парижа в Москву часть отснятого материала. А. Ханжонков приобрел у А. Матюхина киносъемки “Праздник Байрама в Средней Азии” и в свою очередь продал этот фильм, дав тем самым ему путевку в жизнь.
В середине 1915 г. в фонде географических программ научного отдела кинофирмы А. Ханжонкова были негативы кинокадров, отснятых разными операторами в различных местах Средней Азии. В 1917 г. в Ялте была заснята на кинопленку вилла эмира бухарского (1, с.76, 88, 112). Следует отметить, что обществом “Аполлон”, возможно, даже работавшим для него Фон Ган-Ягельским, придворным фотографом Российского императора Николая II, была произведена киносъемка “Закладка мечети в Санкт-Петербурге”. Негатив этих съемок также был приобретен А. Ханжонковым.
Самый крупный в Ташкенте кинотеатр “Хива” был построен в 1910 г. Впоследствии он трижды перестраивался. Первое его здание сгорело, второе, построенное на этом же месте в 1916 г., разрушило землетрясение 1966 г. Третье здание кинотеатра “Хива”, располагавшееся на улице Пролетарской, тоже не сохранилось до наших дней. В истории Ташкента и в памяти зрителей кинотеатр “Хива” оставил крупный след, центральным было и его расположение – на углу улиц Кауфманской и Романовской. Не менее значима его роль и как образца зодчества того времени: пара ее куполов, притягивающих взгляд, составляла часть городского пейзажа.
Г-н Эльже для этой цели предоставил в распоряжение учебного начальства 400 бесплатных билетов” (5). Правда, в печати публиковались и заметки авторов, не довольных столь стремительным ростом кинотеатров: “Еще один кинотеатр! Мы слышали, что в недалеком будущем в Ташкенте будет выстроен еще один кинотеатр напротив “Мулен Ружа” гос. Макса. Это будет 6-й по счету. Не довольно ли!… (6). Однако в целом процесс проникновения в край кинематографа было уже невозможно остановить. Туркестаном активно интересовались и иностранные кинооператоры, в первую очередь из Франции.
О степени распространения европейских форм зрелищных искусств не только в городах, но и отдаленных селах и кишлаках свидетельствует небольшая информационная статья с красноречивым названием “Кинематографы и цирки в туземных кишлаках”: “В нынешнем году все большие кишлаки Ташкентского уезда наводнены цирками и кинематографами. … кинематографы в настоящее время имеются в Пскенте, Чиназе, Троицком уезде. В первых двух уже перебывало несколько кинематографов и цирков. Все кинематографы работают хорошо, в особенности в базарные дни, когда сборы достигают до 150 – 200 руб. с сеанса” (7).
12 апреля 1924 г. Правительство Бухарской Народной Республики заключило договор с Ленинградской киноорганизацией “Севзапкино”, на основании которого было учреждено русско-бухарское товарищество “Бухкино”. В 1925 г. “Бухкино” совместно с “Севзапкино” и “Пролеткино” сняли 2 игровые картины – “Минарет смерти” (режиссер В. Висковский) и “Мусульманка” (режиссер Бассалыго). “Мусульманка” с успехом демонстрировалась за рубежом – в Германии, Китае, Латвии, во Франции, в Италии…”. “Минарет смерти” шел в 14 странах под названием “Гарем из Бухары”. В июле 1926 г. по приглашению “Узбекгоскино” из Москвы для постановки картины “Вторая жена” были приглашены режиссер М. Доронин, оператор В. Добржанский и киногруппа. Сценарий был написан ташкентскими писательницами Л. Сайфуллиной и В. Собберей. Художник – Б. Челли.
Документальные съемки производились и ранее, но они носили чисто случайный и далеко не систематический характер. В сентябре 1924 г. политуправлением Красной Армии была организована производственная киноконтора “Красная звезда”. Основной ее задачей было создание фильмов из жизни и быта красноармейцев, а также военно-педагогическое их воспитание (8). Этой киноконторой был снят научно-бытовой фильм в 6 частях “Шелководство в Туркестане”, который вышел на экран в январе 1925 г. Кадры, посвященные Узбекистану, включены в документальный фильм Д. Вертова “Шестая часть мира”. В марте 1925 г. коллегия Народного просвещения Узбекистана утвердила Положение об Узбекском государственном фото-кинопредприятии “Узбекгоскино”. 4 июня 1925 г. был организован трест “Узбекгоскино”, и в Ташкенте, на Шайхантауре, в здании бывшего медресе открылась кинофабрика “Шарк Юлдузи”.
Важно отметить, что первые фильмы снимались в основном русскими кинорежиссерами. Немые узбекские фильмы 1920-х гг. создавались, главным образом, в стилистике агиткино.
Таким образом, можно констатировать, что первоначально кинематограф в Туркестанском крае, в частности в Ташкенте, появился как бизнес-проект, как феномен зрелищной культуры, сочетающей в себе и функции просветительского характера. Конкурируя с цирком и ярмарочным балаганом, он на первых этапах своего распространения в Туркестане воспринимался как некий технический “фокус”. Но уже в 1920 – 1930-е гг. кинематограф Узбекистана становится инструментом идеологии, пропагандирующей преимущества новой исторической парадигмы общественной жизни.
Литература
1. Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М., 1937.
2. ЦГА РУз, ф. Р-34, оп. 1, д. 64, л. 143.
3. Туркестанские ведомости, 14 марта 1911 г.
4. Туркестанские ведомости, 10 апреля 1911 г.
5. Туркестанские ведомости, 1 мая 1911 г.
6. Туркестанские ведомости, 7 мая 1911 г.
7. Туркестанские ведомости, 22 июля 1911 г.
8. Киноконтора! Ура! // Советский Экран, 1925, № 33.
Нигора Каримова