Site icon Сайт народных ремёсел Узбекистана

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур

Бабур встречает Султан Али мирзу около Самарканда

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур (узб. Zahiriddin Muhammad Bobur; араб. ﻇَﻬﻴﺮْ ﺍَﻟَﺪّﻳﻦ مُحَمَّدْ بَابُرْ‎, «Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова ْبَبْر (babr) — «тигр», 14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) — среднеазиатский полководец, поэт и государственный деятель. Падишах Индии и Афганистана. Основатель династии и Империи Бабуридов. Полная тронная титулатура: ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази.

Также известен как основатель империи Великих Моголов. Данное имя в отношении Бабуридов использовали европейские пу­те­ше­ст­вен­ни­ки начиная с XVII в.

Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. Бабур был по линии отца тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов. Родным для себя языком считал чагатайский тюрки́, при этом также хорошо владел персидским. Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале ХХ века называла его тюрком-барласом.

Мать Бабура Кутлуг-Нигар-ханым (1459—1505) происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана (1415—1487). Её отец Юнус-хан, благодаря тимуриду Шахруху в 13 лет в 1428 году попал на воспитание к знаменитому историку Амира Тимура Шараф аддину Али Йазди, и Шараф аддин Йазди учил его и воспитывал 12 лет до 1440 года.

Тимурид Абу Сеид помог Юнус-хану прийти к власти в Моголистане. Поэтому Йунус-хан отдал в жены сыновьям Абу-Саида двух своих дочерей. Из этих зятьев Йунус-хан больше всех любил Умар-шейха мирзу — отца Бабура. Так, всегда, когда Йунус-хан приезжал в Андижан, он оставался там два-три месяца.

Сестра матери Бабура Хуб-Нигар-ханым была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом (на среднеазиатском тюрки — холабача).

Дед Шейбани-хана Абулхайр-хан в 1451 году помог деду Бабура Абу Саиду прийти к власти в государстве Тимуридов. Одновременно Абулхайр-хан выдал свою дочь Хан-заде бегим замуж за Абу Саида. Его внук от дочери и Абу Саида — тимурида Мухаммад Султан похоронен в фамильной усыпальнице Тимуридов Гур-Эмире в Самарканде.

Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани. Как писал Бабур: «Старше всех дочерей была Хан-Заде-биким; она родилась от одной со мной матери и была старше меня на пять лет…моя старшая сестра, Ханзаде-биким, попала в руки Шейбани-хана. У неё родился сын, по имени Хуррам-шах, это был приятный юноша. Шейбани-хан отдал ему область Балх, а через год-два после смерти своего отца он отправился к милости Аллаха».

Шейбани-хан был женат на двоюродной сестре Бабура, дочери Махмуд-хана — Айша-Султан-ханум, которая была известна как Могол-ханум и до конца жизни [хана] она была почитаемой его женой.

Другая двоюродная сестра Бабура, дочь Махмуд-хана Кутлук-ханум была замужем за шибанидом султаном Джанибек-султаном. Свою дочь Гульчехру бегим Бабур выдал замуж за узбекского аристократа Аббас султана

Как подчеркивал сам Бабур, на его стороне при покорении Индии в 1526—1527 годах сражались узбекские генералы — султаны: Касим Хусейн султан, Бихуб султан, Танг Атмиш султан, а также Махмуд хан Нухани из Газипура, Куки, [брат] Баба Кашка, Тулмиш Узбек, Курбан Чахри[13]

Узбекский шейбанидский поэт Падшах-ходжа отправил Бабуру газель на тюрки вместе с рубаи и Бабур прислал ответное похвальное письмо.

В 1519 году Бабур отправил рукопись своего поэтического сборника в Самарканд шейбаниду поэту Пулат султану, который был сыном Кучкунджи-хана.

Родной язык Бабура

Бабур — основатель династии, выходец из города Андижан. Родным языком Бабура был турки (староузбекский). Писал в своих мемуарах: «Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности тюркского языка, которая известна под названием турки, являющегося родным языком Бабура», — писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Востоковеды о происхождении Бабура

Фольц утверждает, что Бабура нужно считать скорее тюрком. Он называет его отца наполовину Тимуридом-тюрком и наполовину Чагатаидом, а мать — наполовину Чагатаидкой и наполовину монголкой; при этом все Чагатаиды к тому времени уже были тюркизированы. Ж. Шальон также описывает Бабура как «тюркоговорящего чагатаида». «Чагатайским тюрком» называют его Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи.

Более радикальную позицию занимает М. Х. Нури, который говорит о правомерности суждения, согласно которому Бабура и его потомков можно рассматривать как «узбекскую династию, правившую в Индии на протяжении более 300 лет».

Говоря о происхождении Бабура, исследователи, как отмечает Е. И. Руденко, также подчеркивают его монгольские корни. Например, Дж. В. Лобо и С. Бхаттачарья однозначно считают его монголом. Э. Б. Хейвелл говорит о том, что отец Бабура был тюрко-монголом, а мать — чистой монголкой.

Политическая биография

Правитель Ферганы в 1494—1504 годах, правитель Кабула в 1504—1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507—1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497—1498 и 1511—1512 годах, правитель Кандагара в 1512—1526 годах, падишах Хиндустана в 1526—1530 годах.

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации, не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако, его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде, где правил его двоюродный брат Байсункар мирза. Бабур следующим образом характеризовал влияние некоторых представителей знати на Байсункара: «Наставником его был, говорят, Сейид Махмуд, шиит, поэтому Байсункар Мирзу тоже укоряли [в ереси]. Позднее говорили, что в Самарканде он отказался от этих дурных убеждений и стал чист верой. В 1497 году Бабур после семимесячной осады взял Самарканд и Байсункар мирза вынужден был бежать в Гиссар.

В дальнейшем в борьбе за власть в Мавераннахре Бабур столкнулся с опытным полководцем Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

Весть о захвате Самарканда мужем тети Бабура, также мужем его двоюродной сестры, но одновременно его политическим противником и представителем улуса Джучи — Шейбани-ханом он писал:

«Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому, неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его!»

— Захир ад-Дин Мухаммад Бабур, «Бабур-наме»

Как отмечает В.Бартольд, в XV веке жителей Улуса Джучи называли узбеками, в отличие от чагатаев кочевников. Однако, тимуридский поэт Алишер Навои считал узбеков наряду с арабами одними из древних жителей Мавераннахра.

Бабур в Кабуле

В 1504 году Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Кабульское владение тимуридов. В этом владении с 1469 до 1501 года правил его дядя, брат отца Улугбек Кабули, а затем его правил его сын Абдураззак (1501—1502). Абураззак был свергнут представителем знати Мукимбеком. В 1504 году Бабур разгромил Мукимбека и сам стал владетелем Кабульской области. Его кузен Абдураззак стал его военачальником. В 1508 году знать пыталась вновь привести к власти Абдураззака, однако заговор был раскрыт. В «Бабур-наме» отсутствуют части, относящиеся к периоду с мая 1508 года до 1519 года, поэтому деятельность Бабура и его взаимоотношения с оставшимися тимуридами остается малоизученной. Известно лишь, что Абдураззак был убит в 1513 году, то есть после окончательного поражения Бабура от шейбанидов и отступления в Кабул.

Отношения с основателем государства Доулет-е Кызылбаш — Исмаилом Сефеви

После гибели Шейбани-хана в ноябре 1510 года, в январе 1511 года Бабур вновь попытался вернуть Бухару и Самарканд и ради этого он был вынужден в 1511 году попросить помощи от основателя государства Доулет-е Кызылбаш (Кызылбашское государство) сефевидского шаха и шиита Исмаилом I против коалиции Шибанидов во главе с Суюнчходжа-ханом, придерживавшихся суннизма. Шах Исмаил вернул ему его сестру Ханзаде Бегим, которую была отдана Бабуром Шейбани Хану в Самарканде в 1500 году. Причём он относился к главе Сефевидской империи шах Исмаилу I уважительно[41]. В октябре 1511 года Бабуру удалось взять Самарканд. Бабур согласился подчиниться шах Исмаилу и стать шиитом. Это включало в себя чтение хутбы на сефевидский манер, чеканку денег на имя Исмаила и 12 имамов и даже облачение в кызылбашский наряд. Бабур надел красную 12-конечную чалму шейха Хайдара и присоединился к рядам кызылбашских приверженцев шаха Исмаила. Отныне он правил как Сефевидский вассал. Исследователи считают, что по-видимому, Бабур разыгрывал шиита из политических соображений и это было ловким манёвром с его стороны.

Согласно данным современника Бабура и его родственника Мирза Хайдара: «Народ Мавераннахра, особенно жители Самарканда, вот уже долгие годы раздували утренними вздохами факелы своих желаний, обращаясь к чертогу Всевышнего, защитника всех сотворенных, о возвращении Падишаха. Они всегда желали, чтобы тень Падишаха от дерева разума с листьями и плодами благодеяний простиралась бы над ними. Вместе с надеждой на это они рассчитывали, что он снимет одежду кизилбашей, являющуюся выражением сущей ереси, близкой к неверию, в которую он облачился по необходимости, установит закон шариата пророка, и на голову положит венец сунны Мухаммада, а венец шаха [Исма’ила] отошлет ему с несколькими шиитами. Однако эта надежда жителей Самарканда не оправдалась. Причина была в том, что [Падишах] считал, что он все ещё нуждается в помощи Шаха Исма’ила и находил свою силу недостаточной для борьбы с узбеками. Поэтому произошла задержка в этом деле и была проявлена сдержанность в отношении бедствий, чинимых кизилбашами. По этой причине народ Мавераннахра обрубил надежды, которые он связывал с Падишахом».

После получения помощи от Исмаил шаха, Бабур щедро одарив кызылбашских эмиров, отпустил вспомогательный отряд с подарками Исмаилу, но «недостаточно внимательно» отнесся к служителю шаха Наджми Сани. Последний доложил находившемуся в Куме шаху Исмаилу, что Бабур якобы имеет враждебные намерения. Тогда шах Исмаил и отправил Наджми Сани с кызылбашским войском в Мавераннахр. Имели место две операции. Результатом первой (без Наджма) было занятие Самарканда и Бухары. Вторая же — во главе с Наджмом, завершилась полным разгромом сефевидского войска вследствие жестокости, тупости и упрямства его предводителя (жители Карши, числом 15 тыс. человек были все поголовно перебиты по приказу Наджма; не сделали исключение даже для сейидов). Сам Наджм был взят в плен узбеками и по приказу Убейдулла-хана казнен.

Таким образом, в мае 1512 года войска Бабура были разгромлены под Бухарой Убайдулла-ханом, и он покинул Мавераннахр. Последнее правление Бабура в Самарканде продлилось 7 месяцев.

Осенью 1512 года, шейбанидские султаны собрались в Самарканде и избрали внука узбекского хана Абулхайр-хана и тимурида внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана (1512—1530) верховным ханом государства Шейбанидов. В 1512 году Кучкунджи-султаном были отправлены на помощь Убайдулла-хану Мухаммед Тимур-султан и Абу Саид-султан. Они участвовали в решающем сражении в Гиждуване, в войне Шейбанидов Мавераннахра с одной стороны и контингента из Сефевидского государства под командованием Наджма Сани с другой, в ходе которой Шейбаниды во главе с Убайдулла-ханом одержали решительную победу над армией Наджма Сани и спасли страну от зависимости от государства кызылбашей. Суннизм был сохранен в ханстве как господствующее направление ислама. С приходом к власти в Мавераннахре своего родственника Кучкунджи-хана Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию. А в 1514 году союзник Шибанидов османский султан Салим полностью разгромил кызылбашей Исмаила Сефеви в Чалдыранской битве и окончательно похоронил активную восточную внешнюю политику шаха Исмаила.

Покорение северной Индии и основание новой империи

Спустя 7 лет Бабур решил создать новое государство в южных областях на территории северной части Индии.

В XIII веке весь север Индии оказался под властью тюркских мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы тюркской мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети. Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в 1398—1399 гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джам

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битве с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года Бабур одержал победу. Войско Бабура включало в себя около 15 000 человек и от 20 до 24 пушек. Бабуру противостояло войско Лоди в 30 000—40 000 воинов, включавшее, по разным оценкам, от 100 до 1000 боевых слонов. Далее Бабур разбил раджпутского князя Санграм Сингха при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году.

Бабур в своих битвах за Индию привлек узбекских командиров из Мавераннахра и артиллериста Османской империи турка Устада Руми, и турецкого военного инструктора Мустафу и успешно использовал огнестрельное оружие — пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

Бабур основал новое государство, ставшее основой могущественной империи, которую европейцы называли империей Великих Моголов, а русские востоковеды империей Бабуридов.

Сам Бабур использовал название могул, монгол к нецивилизованным, негородским, кочевым жителям степей.

Тоска по родине

Ставший одним из богатейших падишахов того времени, он все равно скучал по родной земле — Мавераннахру. Его страдание по родной земле было заметно во многих его мемуарах.

Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек.

После захвата Северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

На печати Бабура, датируемой 1521 годом, помещена его генеалогия в таком порядке: Бабур — Умар шайх, Султан Абу Саид, Султан Мухаммад, Мираншах и Амир Темур.

Дипломатические связи

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу. Посол добрался до Москвы только в 1533 году.

Монеты Бабура

Монета Бабура, выпущенная в Кабуле, 1507—1508 гг.

Первые известные монеты Бабура были выпущены в 1497 году, в которых были помещены надписи: султан Захир аддин Мухаммад Бахадур (Бабур) и султан Ферганы, то есть в 1497 году Бабур позиционировал себя как местный правитель Ферганской области.

На монетах, выпущенных Бабуром в Самарканде в 1511—1512 гг., была изображена водоплавающая птица с распростёртыми в полёте крыльями. Можно предположить, что образ летящей птицы, воспринимаемый в средневековье как идея света, благоденствия, был призван вселять надежду самаркандцам в неспокойное время.

На монетах Бабура, выбитых в Мультане в 1530 году, четко выражена приверженность Захир аддин Мухаммад Бабура основам суннитского толка и помещены имена четырёх правоверных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Творчество

За свою 47-летнюю жизнь Захириддин Мухаммад Бабур оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшая мировое признание, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»), поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хатт-и Бабури».

Бабур переписывался с Алишером Навои. Стихи Бабура, написанные на тюркском, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура — автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1508 годы и с 1519 по 1529 годы, живо воссоздаёт детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Французский востоковед Луи Базан в своём введении к французскому переводу (1980 г.) писал, что «автобиография (Бабура) представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе».

В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура. Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.

Можно сказать, что стихи Бабура — автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами, о чём красноречиво говорит сам поэт:

Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?

Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?

Но кто прочтет «Бабур-наме», увидит, сколько мук

И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.

Также Бабур — автор трудов «Деван», «Мубаййин», «Аруз Рисоласи», «Рисолаи Валидиййа», «Харб иши».

Одним из известных газелей Бабура является стихотворение «Доброта» — «Яхшилиг», в котором он пишет о том, что надо делать добро народу-элю (Бори элға яхшилик қилғилки, мундин яхши йўқ Ким, дегайлар даҳр аро қолди фалондин яхшилик).

В 1496 году Бабур построил на горе Сулайман-Тоо в городе Ош домик, который был разрушен советскими властями в 1960-х годах и восстановлен в 1989 году.[70] Существуют предположения, что домик не имеет отношения к Бабуру.

Надписи Бабура

Бабур, будучи в горных районах современного Таджикистана в 1501 году, написал на камнях несколько надписей. Приведём одну из них:

Слышал я, что Джемшид, блаженный по природе,

Написал на камне у ручья:

«У этого ручья, как и мы, многие отдыхали

И ушли, не успев мигнуть глазом.

Захватили мы мир мужеством и силой,

Но не унесли с собою в могилу».

Бабур обменивался письмами и стихами с известными тюркскими поэтами своей эпохи. Он отправил свои стихи и получил ответное письмо от Алишера Навои. При этом дочь Бабура, единственная женщина-историк на мусульманском Востоке — Гульбадан бегим, продолжая литературную традицию отца, написала историческое произведение «Хумаюн-наме».

Смерть

Мавзолей Бабура в Кабуле

Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, возможно, от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.

Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи.

Наследие Бабура в мировой науке и литературе

Знаменитое «Бабур-наме» было переведено на персидский (1586), голландский (1705), английский (1826), французский (1871), турецкий (1940) и русский (1942) языки. На основе «Бабурнаме» написаны романы зарубежных авторов Ф. А. Стиль (Париж,1940), Ф. Гренарда (Париж,1930), Г. Лемба (Нью-Йорк,1961), В. Гаскони (Нью-Йорк,1980), Мунилаъла (6 романов) и др.

В Российской академической науке интерес к личности и творчеству Бабура проявился в первой половине XIX века. Востоковеды И. Н. Березин, В.Григорьев, Н.Пантусов перевели части Бабур-намэ на русский язык и изучили сами мемуары.

Первый роман «Бабур тигр», посвященный истории жизни и деятельности Бабура, принадлежит перу американского писателя Герарда Лема, опубликован в США, г. Чикаго, 1961.

О Бабуре написаны писателями поэмы (Айбек, Б. Байкабулов, Х. Давран), роман (П. Кадыров).

Несмотря на давнее изучение «Бабур-наме» научного критического издания этого источника до сих пор нет. Наиболее авторитетным его воспроизведением считают Хайдарабадский список «Бабур-наме», представляющий старейший из дошедших до нас текстов, изданный факсимиле в Лондоне в 1905 г. А. Беверидж. С этого издания М. А. Салье и был осуществлен перевод на русский язык, который опубликован Издательством Академии наук Узбекистана в 1958 г.

В Узбекистане политическую деятельность Бабура изучала С. Азимджанова. Единственным учёным, отрицательно трактовавшим Бабура, был советский востоковед М. А. Абдураимов.

Жёны и дети

От разных жён у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

Память

Сочинения

Exit mobile version