Караваны, следующие по бескрайним пескам, мимо оазисов и гор, гул восточных базаров. Вереницы торговцев, везущих с Востока на Запад шелка, драгоценные камни, специи и многое другое.
За столь богатую историю, связывающую две цивилизации, люди обменивались не только материальными благами, но и наследием, не подверженным тлению – культурой, обычаями, традициями. Отразилось это и на фольклоре.
Возьмем, к примеру, всем знакомый и любимый персонаж – Ходжу Насреддина. Он же Афанди, Наср ад-дин, Ахфанти. Рассказы, истории, анекдоты о нем встречаются в литературе многих стран – от Средней Азии и Китая до Закавказья.
Столь яркий образ веселого философа-мудреца с тонким чувством юмора ценится во многих культурах. Поэтому и споры, к какой именно народности он принадлежит, не утихают по сей день. Турки причисляют его к своим, узбеки к своим, а в Поднебесной считают, что персонаж Ахфанти – исконно китайский.
Как бы то ни было, на протяжении веков образ Насреддина стал общим для многих народов, историй о нем насчитывается несколько сотен. Он, как показатель смешения культур, обмена философскими взглядами народов и цивилизаций, отражает человеческую психологию, обнажает недостатки общества, не боится критиковать даже государственных и религиозных деятелей. При этом споры разрешаются полюбовно и с частичкой абсурда, что и делает такими смешными истории о нем.
В ученых кругах до сих пор не пришли к единому мнению, существовала ли в действительности такая личность. По некоторым данным, человек по имени Ходжа Насреддин никогда не жил, это всего лишь вымышленный персонаж, созданный выходцами из Анатолии в XIII веке. Благодаря международным отношениям, возникшим на Великом шелковом пути, рассказы о нем распространились на новые земли, обрастая свежими историями, становились постепенно частью фольклора региона.
Ходже Насреддину установлены памятники во многих странах. В Узбекистане, пожалуй, самым знаменитым стал памятник в Бухаре на площади Ляби Хауз. Именно оттуда, по легенде, родом мудрец.
В Китае, а именно в его мусульманской части – Синьцзян-Уйгурском автономном районе – в древнем городе Турфане находится дом-музей Ахфанти, как называют там Ходжу Насреддина. И это одна из причин, почему здесь уже побывало немало узбекистанцев.
«Во время поездки в Китай мне удалось побывать в удивительном городе Турфане. Экскурсия включала в себя и посещение дома-музея Ахфанти – по-нашему Ходжи Насреддина. Оказывается, уйгурская часть населения Китая очень любит и почитает его и считает, что родина Ходжи там, в Турфане», – рассказал эксперт, бывший министр по делам культуры и спорта Узбекистана Турсунали Кузиев.
По его словам, атмосфера, созданная в доме-музее знаменитого острослова, просто поражает.
«Попали мы в дом-музей через расписанные в восточном стиле ворота. Во дворе гид указал на тутовник, возраст которого 800 лет. По местной легенде, к этому дереву Ахфанти привязывал своего верного спутника – осла. Там же, недалеко, стоит медный кувшин. Местные жители утверждают, что мудрец не только высмеивал пороки власть имущих, но и занимался чеканкой, и этот кувшин – его рук работа», – рассказал он.
Непосредственно возле дома, в котором якобы жил Насреддин, стоит памятник, по традиции изображающий его верхом на осле. Ходжа с хитрым прищуром, с бородой и в чалме как будто приветствует гостей, приезжающих с разных концов света.
В самом доме выставлены картины, иллюстрации разных художников, на которых изображен Ахфанти, а также спальное место, другие предметы обихода. Все очень скромно, аскетично, как и полагается истинному философу.
По словам Кузиева, на вопрос, а действительно ли здесь жил или останавливался Ходжа Насреддин, работник музея вполне серьезно ответил: «А он и сейчас здесь живет. Приходит, привязывает ослика, отдыхает и снова в путь, за новыми историями. А живет столько лет, точнее веков, потому что не печалится и не грустит, умеет смеяться не только над окружающими, но и над собой».
По словам директора Узбекско-китайского института имени Конфуция при Ташкентском государственном институте востоковедения с китайской стороны профессора Ян Тайбао, народ Китая издревле любит и почитает героя огромного количества историй – Ахфанти.
Тайбао также добавил, что сегодня сложно сказать, существовал ли этот мудрец на самом деле и какая страна является его настоящей Родиной.
«Но для людей, из поколения в поколение передающих истории о нем, хотелось иметь более осязаемое, вещественное его наследие. В связи с этим и был открыт дом-музей Ахфанти в Турфане – одном из живописных мест Китая. Для нас вопрос о его реальном существовании – не главное. Главное, что он является символом многовековой мудрости, смекалки, справедливости и благородных целей. Даже сейчас его рассказы могут научить этому, привить с детства все те качества, которыми обладал Ахфанти», – подчеркнул эксперт.
Он считает, что сегодня главное и то, что образ Ахфанти объединяет культурное наследие двух стран – Узбекистана и Китая.
«Знаю, что в Узбекистане тоже почитают и любят этого героя и считают, что его Родина здесь. Как бы то ни было, главным остается то, что образ Ахфанти вобрал и объединил в себе лучшие качества, стал общим у наших народов. А это еще раз доказывает, насколько глубоко уходят корнями дружеские отношения между нашими странами», – заключил он.