Новруз (от перс. نوروز «новый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.
Смысл этого праздника заключается в том, что именно в день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи составляет по 12 часов, взаимодействие природы и человека достигает абсолютной гармонии: наступает период пробуждения и обновления. Навруз считается началом нового года и является традицией, основанной на взаимопонимании человека и природы.
Считается, что Навруз — это что-то большее, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Навруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим. В эти дни природа начинает оживать, деревья расцветают, люди просыпаются и снимают с себя свои серые зимние наряды, появляется зелень… и начинается приготовление блюд из трав.
Вот как описал празднование Навруза древнегреческий летописец Страбон: «В самые давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня — это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
Издревле в земледельческих оазисах Узбекистана на Навруз устраивались большие народные гуляния, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане, пожалуй, остается новогоднее угощение «сумаляк» — блюдо, сваренное на дровяном огне из муки и проращенных зерен пшеницы, иногда с добавлением специй. Проросшее зерно — символ жизни, тепла, изобилия и здоровья. Это праздник пробуждения природы и начала посевных работ, сохранивший в своем ритуале черты зороастризма.
Чтобы Сумаляк не сгорал, бросают в казан несколько камушек и грецких орехов. В процессе приготовления, легендарное блюдо становится слаще, хотя в него не кладут ни одного грамма сахара. А у счастливого обладателя камушка или орешка в чаше, обязательно исполнятся все заветные желания.
Кроме Сумаляка, готовят также Халиса. Халиса – это блюдо из мяса и пшеницы, и его варят в котле всю ночь, пока оно не превратится в кашу. После охлаждения блюдо подается к столу.
К празднику Навруз, на столе обязательно должны быть проросшая пшеница, халва, бичаки (традиционные пирожки со шпинатом), самса, изюм, курага и другие сладости. По традиции, сначала поздравляют родителей, затем других членов семьи, родственников, друзей, соседей. Далее все идут на площадь, где проводятся народные гуляния. В этот день все должны забыть обиды и просить прощения у тех, кого обидели.
Самым популярным соревнованием этого дня является Купкари. В зависимости от региона проведения, состязание имеет и другие названия- Улок, Бузкаши. Эта игра, где вместо мяча, используется туша козла, не аристократическое развлечение, а настоящее конное состязание для джигитов. Победители обязательно получают призы.
Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина. На столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с буквы «син» персидского алфавита: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.
В Навруз праздничный стол обязательно должны украшать блюда, символизирующие возрождение и новую жизнь: проросшие зерна пшеницы, отварные яйца, бокал воды с живой рыбкой. Кроме того, на стол непременно подаются плов, шурпа, вареная баранина и кок-самса (пирожки с начинкой из молодой зелени). И вообще, чем больше разнообразных блюд и сладостей будет на праздничном дастархане, тем благополучнее и урожайнее будет грядущий год.
В последующие тринадцать праздничных дней принято ходить друг к другу в гости, навещать пожилых соседей и родственников, устраивать веселые народные гулянья, праздничные базары и спортивные состязания, а также сажать саженцы молодых деревьев и начинать полевые работы. Первую борозду в Новом году, следуя старинному обряду, проводит старейший и самый уважаемый член общины. Обязательно в эти дни следует получить благословение старших, родителей, наставников. Считается, что как человек проведет дни празднования Навруза, так он проведет и весь следующий год. Кроме того, народ помнит еще одну древнюю легенду: в дни Навруза на землю спускаются ангелы, которые приносят людям добро и благоденствие, но заходят они лишь в тот дом, где царит мир и согласие. Именно поэтому люди стараются простить друг другу долги, забывают о вражде и обидах. Как гласит народное предание, очень важно, кто будет первым гостем в доме: в первый день Нового года все непременно ждут доброго и честного человека, приносящего добрую весть и удачу.
И не до конца понятно: Навруз ли так действует, или Солнце, наконец, вступает в свои права, но в эти дни люди действительно становятся добрее и светлее, каждая душа рвется к своим истинным корням, на природу, радуется каждой зеленой травинке и вылезшей букашке, одним словом — всей душой любит жизнь и свою, и ту Новую, что распускается вокруг.
Навруз отмечается во всех уголках Узбекистана и является официальным праздником.