Архитектура

Мавзолей Баян Кулихана

           В юго-восточной части Бухары за Каршинскими воротами в местности Фатхабад в средние века возник своеобразный архитектурный комплекс, состоящий из двух сохранившихся поныне мавзолеев, а также поздних зданий мечети, минарета, хауза и навесов. Из двух мавзолеев более крупный возведен над захоронением знаменитого ученого-богослова шейха Сайфуддина Бохарзи. Западнее его усыпальницы расположен мавзолей умершего  в 1358 г. Баян Кулихана, построенный над погребением представителя ханов мавераннахрской ветви Джагатаидов.

            Монгольская знать по мере перехода к оседлой жизни в Мавераннахре принимала ислам и стала заказывать местным мастерам крупные культовые соорркения. В последующем ее представители с переходом власти к местным тюркским аристократам становились “подставными ханами”. При Амире Казагане таким “ханом” являлся и упомянутый Баян Кулихан.

Возведенный после его смерти мавзолей своеобразен своей планировочной организацией. Портальная ниша открывается в центральное квадратное в плане помещение со стороной 6,2 м, перекрытое куполом на арочных парусах. В противоположной от входа части интерьера устроены три небольшие камеры, которые посредством лестницы переходят в крытые коридорообразные галереи в верхней части северной и южной стен мавзолея.

Композиция здания, несмотря на отдельные камеры и галереи, решена в едином плане и объеме. Относительно небольшой по своим габаритам мавзолей оставляет впечатление подлинной монументальности, которая достигается тонко прочувствованной соразмерностью форм, точным соотношением целого и деталей.

Гармония в архитектурном облике мавзолея определяется также единством декора во внешней и внутренней отделке, где применены резные поливные изразцы разнообразного рисунка. Облицовка главного фасада сложнее по рисунку и плотнее по орнаментальной и красочной концентрации, чем на боковых. Наиболее насыщены декором и цветом особо ответственные в зрительном отношении участки тимпана портальной арки.

Мавзолей Баян Кулихана отличается обильным применением поливной резьбы. Такой резьбой покрыты пештак и боковые панно наружного фасада с мотивом мощного прерывающегося побега в центральном поле и частично – боковые фасады. Внутренность мавзолея и купола покрыта изразцовыми плитками. В угловых проемах своеобразно сочетаются сталактиты и сталактитовые нишки в нижней части тромпа со сплошной резьбой в верхней его части, тимпаны над арками и рамы. Внутренняя часть купола, расчлененная ленточным плетением на шестиугольники и другие простые геометрические фигуры, сплошь заполнена тончайшим растительным орнаментом. Даже средние части расчленяющих поверхность купола лент богато орнаментированы. Кроме орнаментов, на фасаде и в интерьере применена сложностилизованная эпиграфика.

Общие приемы в членениях фасадов во многом следуют традициям кирпичной пластики домонгольского периода. Наружные стены, кроме главного фасада, разбиты на три панно, в облицовке стен варьируется мотив спаренных кирпичей “бантиком”. Глубокой резьбой и плоскостной порезкой заполнены поверхности стен, арок, свода. Сдержанный синевато-фиолетовый колорит глазури объединяет сложный рельеф в единое целое, в котором все равноценно и благодаря неповторяемости узоров – бесконечно разнообразно. Облицовка мавзолея очень характерна для Мавераннахра 70-80-х годов XIV в.

Сравнения с мавзолеями Шахи-Зинда в г.Самарканде дают предпосылки для выяснения источника влияния на разработку архитектурного декора мавзолея Баян Кулихана. Преобладающие синевато-голубые изразцы почти не уступают таковым в отдельных мавзолеях Шахи-Зинды.

В малом помещении существовала богато облицованная сагана. В настоящее время в относительно сохранившемся объеме мавзолея основные утраты наблюдаются в декоративной отделке. По данным Б.Денике, многие изразцовые плиты были выкрадены и оказались в западноевропейских музеях.

Во время проведенных в мавзолее исследований было обнаружено, что здесь некогда производились значительные ремонты: переложены верхняя обвалившаяся часть купола и щипцовая стена портала, восстановлена верхняя кладка на южном и западном фасадах. В поздних ремонтах участвовали такие искусные мастера, как Усто Ширин Мурадов и др.

При этом сохранившиеся остатки изразцовой облицовки мавзолея просто закреплялись. Но в последующем из-за возникающей вибрации от проходящих неподалеку по железной дороге поездов уникальный декор регулярно подвергался разрушениям. Неоднократно предпринималась разработка проектов реставрации памятника и особенно декора, но до сих пор нерешенными остаются вопросы заполнения зеркал боковых фасадов, восстановления арабской надписи в интерьере и наличия наружной облицовки купола.

Неотъемлемой частью реставрации вышеназванного комплекса, в том числе и мавзолея Баян Кулихана, является продуманное благоустройство окружающей территории с предварительным выносом за пределы охранной зоны промпредприятий, подвергающих памятник разрушению, и отводом грунтовых вод с помощью рациональной сети ирригации. Памятник является очень сложным для реставрационных работ, тем более, что полноценную реставрацию трудно осуществить без комплексных научно-исследовательских работ, без подготовительных мероприятий в охранной зоне памятника и, самое главное, без привлечения узбекских специалистов-реставраторов и народных мастеров, имеющих богатый опыт в этой области.

На восстановление уникального памятника, имеющего большое историческое значение, необходимо обратить особое внимание, использовав конкретные результаты долгосрочных научных исследований.

Абдужаббар Яхъяев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru