Один из старейших районов Ташкента – Кукча, улица Одила Мухтарова, именно здесь на тенистой улочке находится одна из достопримечательностей столицы Узбекистана – Дом-музей им. Мухитдина Рахимова(1903-1985).
Потомственный керамист в четвертом поколени, инженер-технолог, ученый — исследователь – Мухитдин Рахимов, более сорока лет был старшим научным сотрудником института Искусствознания Республики. В своих многочисленных поездках по стране ученый досконально изучил традиции и приемы гончарного искусства старейших центров керамики Узбекистана. Многие годы своей жизни, опираясь на исследования археологов, он посвятил изучению гончарного искусства эпохи Темуридов и Кушанского царства. Из-под его пера вышло несколько книг и десятки статей посвященных истории керамики страны, технологии создания и обработки гончарных изделий. Особый интерес ученого вызывала трактовка символов, орнаментов и художественных образов расписной керамики Узбекистана.
Все свое свободное время, усто (мастер) Мухитдин отдавал работе с глиной и росписи своих работ. Им созданы десятки великолепных произведений выполненных в технике кушанского и темуридского времени, ташкентской керамической школы, многие из них хранятся сегодня в лучших музеях мира (Эрмитаж — С.Петерпург, Музей искусств Востока — Москва.). Но пришло время, и все свои знания и умения ученый передал своему сыну Акбару.
Благодаря исследованиям отца, Акбар мастерски освоил роспись гончарных изделий глазурями «ишкор», именно он предложил создать дом-музей Мухитдина Рахимова, где бы экспонировались не только работы отца, но и многие археологические находки, привезенные им из экспедиций.
Сам Акбар Рахимов – заслуженный деятель искусств Узбекистана, академик, получил блестящее образование и давно признан во всем мире, как талантливый мастер-керамист и исследователь. Его произведения с успехом демонстрируются на международных выставках и ярмарках, многие произведения раскупаются известными музеями мира.
Продолжая традицию, сын Акбара Рахимова – Алишер тоже пошел по стопам предков и продолжил славную династию «кулолов» — мастеров керамики уже в шестом поколении. Изначальный «талант от Бога», благодатная среда, долгие годы обучения и упорный труд позволили и внуку знаменитого Мухитдина Рахимова называться гордым именем «усто».
Взяв за основу опыт деда и отца, последние годы Алишер работал над так называемой «летописью» национального гончарного искусства. Он создал целые серии посуды, изготовленные в технике лощеной кушанской керамики I –III веков, изделия в стиле эпохи Саманидов IX-X веков, знаменитые иссиня-черные сосуды, сделанные в духе Темуридской эпохи. Он с успехом воссоздал «игольчатый» орнамент, присущий керамистам II века, узорную керамику и глазурованную желто- зеленую посуду, распространенную в XIII веке. Им возрожден давно забытый стиль «кажгари», который был популярен в Ташкенте более 400 лет назад.
Стараниями семьи Рахимовых в 2005 в Ташкенте была открыта школа керамики – «Усто-Шогирд». Для поступления в школу не нужно специального образования и возраст также не ограничен, лишь только талант, желание и упорство в достижении цели.
Сегодня мастера Акбар и Алишер Рахимовы – основные преподаватели в школе, стараются передать свои знания начинающим керамистам.
Ведь, как говорит усто Акбар-ака: «Опыт – это важно, но главное, у керамиста должна быть любовь к земле, к глине. И тут дело не в каких-то секретах, известных лишь настоящим мастерам. Ведь иногда глина сама предлагает форму будущего кувшина. Ты задумаешь одно, а на гончарном круге из-под рук выходит совсем другое, новое, удивительное. И чем нежнее, уважительнее относишься к земле, глине, тем больше она отвечает взаимностью…»