Художественные ткани
Художественные ткани
Художественное оформление тканей в Узбекистане – поистине выдающееся мастерство народных умельцев, которое сочетает в себе опыт и традиции древности с ощущением остроты современной действительности. Существует множество тканей, производство которых вылилось в настоящее искусство, так красив их узор, гармоничны сочетания различных цветов и символичен орнамент.
Конечно, самым выдающимся явлением ткачества Узбекистана является создание национального шедевра – ткани «хан — атлас», на родине, в ферганском регионе ее называют «абровой» за сходство с облаком, а в Европе — «икат».
«Хан-атлас», без сомнения, настоящее богатство Узбекистана. Мелкий рисунок ее абрового фона играет самую важную роль — роль оберега. Здесь изображаются амулетики -«туморча», гребни-«тарог», змеиные следы -«илон изи», светильники -«чирог», растительные орнаменты, гирлянды из сплетенных тел людей и животных — символы восходящие своими корнями к зороастризму и призванные охранять владельца от жизненных напастей.
«Алача», еще один народный шедевр — пестрая, солнечная ткань с продольным орнаментом в полоску, нанесенным на темно-синие нити основы. Она, в основном, идет на шитье национальных тканей и своей жизнерадостностью частенько вызывает улыбку.
Полосатая полушелковая ткань без «абрового» узора – «бекасаб» — очередной представитель ферганской школы ткачества, из нее традиционно шьют мужские халаты.
И наконец «бахмал» — редкая по красоте бархатная ткань. В художественном отношении она является самой привлекательной. Традиционно абровый орнамент «бахмала» очень схож с узором ковров ручного производства, ведь и процесс их производства очень похож.
А вот Бухара и прилегающие к ний селения издавна славятся изготовлением набивных тканей, которые шли на изготовление занавесок, скатертей, покрывал, попон и даже погребальных материй. Всего того, что может украсить наш быт и скрасить уход.