О возвращении в Узбекистан украденных глазурованных плиток при содействии Британского музея

Сохранение историко-культурного наследия и его передача будущим поколениям является актуальной задачей для каждой страны. Особенно важен этот вопрос для Узбекистана, который, благодаря своей тысячелетней истории государственности и нахождению в сердцевине Великого шелкового пути, обладает богатым и бесценным материальным культурным наследием.

На сегодняшний день на территории Узбекистана выявлено 8208 археологических объектов, архитектурных и монументальных памятников, святых мест. Эти объекты требуют тщательного изучения, популяризации, сохранения их аутентичности. Еще одной важной задачей является пресечение контрабандных действий по вывозу артефактов из страны.

В этом плане, показательным является сотрудничество Министерства культуры Республики Узбекистан с Британским музеем при содействии Посольства Узбекистана в Великобритании. Британский музей сотрудничает с правоохранительными органами в выявлении незаконно ввезенных артефактов и возвращении их в те страны, из которых они были вывезены.

Как заявил директор Британского музея д-р Хартвиг Фишер, (https://www.theguardian.com/culture/2020/oct/11/british-museum-to-repatriate-ancient-tiles-smuggled-into-uk-in-a-suitcase), за последнее десятилетие Британский музей помог вернуть более 2,5 тысяч предметов в Ирак, Афганистан, Узбекистан и другие страны. Так, например, в 2017г. Британский музей помог в идентификации и успешной репатриации украденной плитки из мавзолея Чашмаи-Аюб в Бухаре. После проведения следственными органами Узбекистана расследования, причастные к этому хищению лица были наказаны. В настоящее время данная плитка находится в Государственном музее искусств в Ташкенте.

К сожалению, в январе текущего года зафиксирован еще один случай задержания партии эпиграфических глазурованных плиток в лондонском аэропорту Хитроу. В сопроводительных документах они были задекларированы как копии, предназначенные для продажи, которые якобы были куплены в Шардже за 315 дирхам. Плитки были задержаны представителями британской пограничной службой, которые обратились в Британский музей для уточнения их настоящего возраста и страны происхождения.

ЛЕПНИНА

Несмотря на карантин на фоне Covid-19, Британский музей организовал консультации с учеными из семи стран мира. Среди которых: профессор  Джеймс Аллан (Оксфордский университет), доктор Анвар Атаходжаев  (Самарканд), доктор Бахтияр Бабаджанов (Ташкент), профессор Шейлу Блэр (Бостонский колледж), профессор Роберт Хилленбранд (Эдинбургский университет), Джолион Лесли и доктор Ричард МакКлари (Йоркский университет), профессор Чарльз Мелвилл (Кембриджский университет), доктор Джебраэль Ноканде (Национальный музей, Иран), доктор Бернард О’Кейн (Каир), доктор Андрей Омельченко (Государственный Эрмитаж), доктор Бахар Оздемир (Университет Хаджи Байрам Вели в Анкаре).

После проведенных консультаций было выявлено, что данные плитки датируются концом 13 — серединой 14 веков, принадлежат мемориальному комплексу Шахи-Зинда в Самарканде. В этом объекте неоднократно проводились археологические раскопки и реставрационные работы, в частности в 1996, 2000 и 2004 годах. В ходе работ в 2004г. было найдено большое количество фрагментов архитектурного декора как из зданий, которые ранее существовали в комплексе, так и сохранившихся монументальных сооружений. Найденные фрагменты были переданы в фонды Института археологии Академии наук РУ, Самаркандского государственного историко-культурного и архитектурного музея-заповедника, Музея истории  г.Самарканда.

После установления этих фактов импортер плиток не стал заявлять о праве собственности. Плитки были конфискованы и переданы Британскому музею для последующей репатриации в Узбекистан.

Несмотря на карантинные меры, после получения официального обращения в Министерство культуры, Департаментом культурного наследия совместно с узбекскими учеными было начато изучение происхождения данных плиток с конкретных объектов. Была организована рабочая группа, которая выехала в Самарканд для уточнения принадлежности плиток к конкретному памятнику. В ходе изучений была выявлена стилистическая близость плиток к архитектурному декору мавзолея Ходжи Ахмада (вторая половина 14 века), неизвестного мавзолея (1360/61гг.), но полное совпадение фрагментов декора с архитектурных памятников с плитками пока не установлено. В настоящее время работы по выявлению принадлежности плиток к конкретному архитектурному памятнику продолжаются.

Министерство культуры Республики Узбекистан выражает искреннюю благодарность сотрудникам Британского музея за проделанную работу, персонально директору музея д-ру Хартвигу Фишеру, старшему куратору и археологу Департамента Среднего Востока Британского музея д-ру Джону Симпсону и другим ученым. Мы будем и далее укреплять сотрудничество с Британским музеем и правоохранительными органами Великобритании в борьбе с незаконной торговлей артефактами наследия.

Министерство культуры любезно согласилось с экспонированием данных плиток в Британском музее в декабре 2020г. Недавно Британский музей также подписал с Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры меморандум в целях сотрудничества в выявлении и консультировании по вопросам украденных или незаконно торгующихся артефактов из Узбекистана.

Министерство культуры выражает особую благодарность Посольству Республики Узбекистан в Лондоне за большое содействие в укреплении сотрудничества с Британским музеем и организации репатриации артефактов на Родину.

Автор фото Джон Уильямс,

Британский музей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top.Mail.Ru