Ткани и материал

Икат

Великолепные узоры и яркие цвета тканых изделий в технике икат – статусные символы Центральной Азии 19-го века. В досоветские времена в Узбекистане и Таджикистане это был не просто красочный акцент: икат был высшим проявлением искусства модельера и мастерства красильщика, непременной принадлежностью быта в тех домохозяйствах, которые могли себе это позволить, важным направлением растущей городской экономики, ценным и престижным подарком – будь то близкому человеку или царю.
Икат был связующим звеном во многих сферах жизни – политической, экономической и общественной. Одна из причин престижности ткацких изделий в технике икат – трудность их изготовления. Вся хитрость иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед вашими глазами выпукло возникает рисунок.
Каждая нить пряжи может окрашиваться и просушиваться до трех раз. Основные цвета красителей – желтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый.
Узбекские икаты, шелковая ткань икат Икаты с некоторыми вариациями производились во многих регионах мира. Само слово “икат” происходит от малайского термина, означающего “обвязка”. Ткачи в Центральной Азии, работавшие в технике икат, использовали для ткацкого утка просушенные тонкие шелковые нити. Основа же, нити которой располагались поперек нитей утка, обычно представляла собой гладкий неприметный ситец.
Техника иката использовалась и в других местах, но в Центральной Азии дело обстояло особым образом. У них ткани получались самыми яркими: цвета, напоминающие драгоценные камни, с очень четкими рисунками. Больше нигде в мире такое не увидишь.
Древние города Центральной Азии, расположенные вдоль северного Шелкового пути, веками славились производством роскошных ткацких изделий.. Что касается икатов, то их основное производство началось в Бухаре и распространилось на Самарканд, а затем и на Ферганскую долину. Оно достигло расцвета в начале 19-го века и, по существу, умерло в 20-е и 30-е годы 20-го века, когда в регион пришла советская власть. Люди, знакомые с исламским искусством и его языком, сразу улавливают связи с традицией, но замечают, что здесь оно по-настоящему поднялось на новый уровень.
Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами от одного участка к другому, без четких различий между основным узором и фоном. Манера изменилась к середине 19-го века, когда ремесленники хорошо освоили технику. “К середине 19-го века они были готовы создавать новые рисунки. И, как видите, между 1850-м и 1880-м годами произошел взрыв новых идей.
Прежние узоры повторялись – но не в точности. Художники не топтались на месте. Пробуя что-то новое, они следовали традиционным образцам, но интерпретировали их по-другому. Искусство мастеров иката можно сравнить с джазовой импровизацией: на фоне повторения старых тем прибавляются все новые элементы и возникают новые мелодии.
Старые мастера иката рассказывали в 1940-е и 1950-е годы, что ими двигало стремление передать сезонное настроение, например, используя абстрактные фигуры на основе природных форм.
Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоемок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя, как для мужчин, так и для женщин. Выкройки халатов для женщин отличаются только небольшими вытачками под рукавом, чтобы верхняя часть халата чуть плотнее облегала фигуру, и чуть более свободным покроем низа.Икат
Узбекский икат, икат узор, икат цвет, иката, декоративные ткани. ткачествоИкатПодкладка для халата делалась тоже яркой, но не из иката, а из набивной хлопчатобумажной ткани. Икат был для большинства людей слишком “дорогим и престижным”, чтобы делать из него подкладку. Это была роскошная ткань для особых случаев. Всем хотелось ее иметь, но не все могли себе это позволить: для этого нужно было обладать большим достатком. В зависимости от доходов человека в его гардеробе могло быть одно-единственное такое изделие – или десятки.
Ни один лоскут от старого иката не выбрасывался. Поношенный халат для взрослого мог перешиваться для ребенка или пойти на окантовку для другой одежды.
Хотя ткани и предметы одежды в технике икат изготавливались в городских центрах Центральной Азии – оазисах вдоль Шелкового пути, ими пользовались и кочевники внутри страны, а также горожане, принадлежавшие к среднему классу.
Однако в 20-м веке престижность среднеазиатских икатов привела к тому, что отрасль промышленности, которая их производила, пришла в упадок. Потому, например, что частные мастерские – модельеры, красильщики, ткачи и портные, порой из разных этнических и религиозных групп – не могли вписаться в идеал коллективизма, проповедовавшийся в Советском Союзе. Они по-всякому пытались хоть как-то сохранить традицию, но, к сожалению, когда пришел советский режим, икат сочли типичным изделием для среднего класса, для богатых клиентов, и поэтому, по существу, запретили производить и использовать этот материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru