Икат

Дата: 26 мая 2017

           Великолепные узоры и яркие цвета тканых изделий в технике икат – статусные символы Центральной Азии 19-го века.икат история, узбекский икат, икат узор В досоветские времена в Узбекистане и Таджикистане это был не просто красочный акцент: икат был высшим проявлением искусства модельера и мастерства красильщика, непременной принадлежностью быта в тех домохозяйствах, которые могли себе это позволить, важным направлением растущей городской экономики, ценным и престижным подарком – будь то близкому человеку или царю.
 

          Икат был связующим звеном во многих сферах жизни – политической, экономической и общественной. Одна из причин престижности ткацких изделий в технике икат – трудность их изготовления. Вся хитрость иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед вашими глазами выпукло возникает рисунок.Икат, икаты, техника икат,ткань икат
           

       Каждая нить пряжи может окрашиваться и просушиваться до трех раз. Основные цвета красителей – желтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый.
 

          Узбекские икаты, шелковая ткань икат Икаты с некоторыми вариациями производились во многих регионах мира. Само слово “икат” происходит от малайского термина, означающего “обвязка”. Ткачи в Центральной Азии, работавшие в технике икат, использовали для ткацкого утка просушенные тонкие шелковые нити. Основа же, нити которой располагались поперек нитей утка, обычно представляла собой гладкий неприметный ситец.
 

          Техника иката использовалась и в других местах, но в Центральной Азии дело обстояло особым образом. У них ткани получались самыми яркими: цвета, напоминающие драгоценные камни, с очень четкими рисунками. Больше нигде в мире такое не увидишь.узбекские икаты, шелковая ткань икат
 

             Древние города Центральной Азии, расположенные вдоль северного Шелкового пути, веками славились производством роскошных ткацких изделий.. Что касается икатов, то их основное производство началось в Бухаре и распространилось на Самарканд, а затем и на Ферганскую долину. Оно достигло расцвета в начале 19-го века и, по существу, умерло в 20-е и 30-е годы 20-го века, когда в регион пришла советская власть. Люди, знакомые с исламским искусством и его языком, сразу улавливают связи с традицией, но замечают, что здесь оно по-настоящему поднялось на новый уровень.
 

        Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами от одного участка к другому, без четких различий между основным узором и фоном. Манера изменилась к середине 19-го века, когда ремесленники хорошо освоили технику. “К середине 19-го века они были готовы создавать новые рисунки. И, как видите, между 1850-м и 1880-м годами произошел взрыв новых идей.
 

            Прежние узоры повторялись – но не в точности. Художники не топтались на месте. Пробуя что-то новое, они следовали традиционным образцам, но интерпретировали их по-другому. Искусство мастеров иката можно сравнить с джазовой импровизацией: на фоне повторения старых тем прибавляются все новые элементы и возникают новые мелодии.
 

          Старые мастера иката рассказывали в 1940-е и 1950-е годы, что ими двигало стремление передать сезонное настроение, например, используя абстрактные фигуры на основе природных форм.
 

             Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоемок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя, как для мужчин, так и для женщин. Выкройки халатов для женщин отличаются только небольшими вытачками под рукавом, чтобы верхняя часть халата чуть плотнее облегала фигуру, и чуть более свободным покроем низа.Икат
 

         Узбекский икат, икат узор, икат цвет, иката, декоративные ткани. ткачествоИкатПодкладка для халата делалась тоже яркой, но не из иката, а из набивной хлопчатобумажной ткани. Икат был для большинства людей слишком “дорогим и престижным”, чтобы делать из него подкладку. Это была роскошная ткань для особых случаев. Всем хотелось ее иметь, но не все могли себе это позволить: для этого нужно было обладать большим достатком. В зависимости от доходов человека в его гардеробе могло быть одно-единственное такое изделие – или десятки.узбекский икат, икат узор, икат цвет, иката, декоративные ткани. ткачество
 

           Ни один лоскут от старого иката не выбрасывался. Поношенный халат для взрослого мог перешиваться для ребенка или пойти на окантовку для другой одежды.
 

        Хотя ткани и предметы одежды в технике икат изготавливались в городских центрах Центральной Азии – оазисах вдоль Шелкового пути, ими пользовались и кочевники внутри страны, а также горожане, принадлежавшие к среднему классу.
 

        Однако в 20-м веке престижность среднеазиатских икатов привела к тому, что отрасль промышленности, которая их производила, пришла в упадок. Потому, например, что частные мастерские – модельеры, красильщики, ткачи и портные, порой из разных этнических и религиозных групп – не могли вписаться в идеал коллективизма, проповедовавшийся в Советском Союзе. Они по-всякому пытались хоть как-то сохранить традицию, но, к сожалению, когда пришел советский режим, икат сочли типичным изделием для среднего класса, для богатых клиентов, и поэтому, по существу, запретили производить и использовать этот материал.

Видеогалерея

Комментарии
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.