НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА

Ташкентская школа росписи и ее мастера

Неотъемлемой частью искусства росписи Узбекистана являются работы мастеров ташкентской школы, имеющей присущие только ей особенности. В Ташкенте, как и в остальных регионах Средней Азии, мастера использовали традиционные элементы, свойственные исламской культуре. Неповторимы по красоте и сложности архитектурного и декоративного решения медресе Кукельдаш и шейха Абул Касыма, мечети Хасти Имама, мавзолея Каффола Шоши и др. Порталы мавзолея Зангиата, медресе Кукельдаш и Баракхана украшены изразцами с элементами гириха синего и голубого цветов. “Художники, создавая пейзажи природы посредством узоров, заложили в них идею тишины первозданной природы, отобразив таким образом райский сад. Это, в свою очередь, подтверждало, что изобразительное искусство неразрывно связано с постулатами исламской веры”.

Декор отдельных частей строений во многом менялся в зависимости от изменений в использования тех или иных материалов. Ввоз в Узбекистан в XIX в. из России дерева лесных пород в корне изменил облик такого важного строительного компонента, как потолок, хотя основа осталась прежней – бревенчатой. Балки укладывались поперечно в один ряд и расписывались. В Ташкенте при оформлении верхней части комнат использовали холодные тона – оттенки темно-синего цвета. Позже, во второй половине XIX в., стали применять краски голубого, зеленого, красного, бирюзового цветов.

“В конце XIX века, – отмечает В. Манакова, – в искусстве росписи наметились качественные перемены. Наблюдаются громоздкость линий, простота рисунка, отсутствие дополнительных украшений, использование более светлых оттенков краски. Это не свидетельствует об упадке искусства росписи, а говорит о том, что наступило время новых веяний, обновления. Наступила необходимость все обдумать, пережить, по-новому осмыслить. Народное творчество повернулось лицом к будущим новым качественным переменам” (2, с. 189). Мы же считаем это положение неверным по отношению к указанному периоду искусства росписи, поскольку в этот период качество искусства росписи не улучшилось, а, наоборот, намного ухудшилось.

В конце XIX – начале XX в. в Ташкенте шло активное строительство. Строились как административные, так и частные сооружения. В качестве украшения использовались резьба по дереву и ганчу, цветная роспись. Со временем их объединили, применяя одновременно и роспись, и ганч.

В крупных административных зданиях строительные работы выполняли вместе с ташкентскими мастерами мастера, прибывшие из разных регионов, в том числе из Коканда, Бухары, Ферганы, Самарканда. Пример тому – дом российского дипломата А. Половцева, построенный в 1902 – 1903 гг. “Узоры ташкентских мастеров внешне близки работам ферганских и самаркандских мастеров. Однако в них есть присущие только им качества. Так, в ташкентской росписи преобладают растительные элементы и цветы, а также смешанно используются “модахили”, “бодом”, “бофта”, “шобарг”, “ойгул”, “чоргул” и другие”, – считает Ш.Ташходжаев.

П. Захидов, долгие годы изучавший искусство росписи и создавший около 300 новых гирихов, в своей книге приводит слова великого наккоша Востока Маони: “Надо найти такой горизонт творчества, приближение к которому открывало бы новый пласт красоты. Точное изображение природы – еще не конец искусства, главное – чтобы каждая деталь в картине могла “говорить”, вот тогда будешь держать “ключ” искусства”.

Среди мастеров-наккошей немало замечательных имен. Один из них – Якубжан Рауфов, который азы мастерства получил под руководством отца. Он участвовал в украшении зданий в Намангане, Андижане, Самарканде, Каттакургане, Чимкенте. Начав с самостоятельной работы в Фергане, он вырос как мастер после переезда в столицу. Занимаясь оформлением зданий, он одновременно изготавливал и расписывал домашнюю утварь – хонтахту, кресла, шкатулки.

Линия и цвет в узорах Я. Рауфова как в декорировании крупных административных сооружений, так и в мелкой работе были очень гармоничны. Мастер наиболее часто использовал такие узоры, как ислими патнис, ислими гул, ислими мехроб, печак ислими ароки, якрафтор ислими, турунж ароки ислими. Мастер, как говорится, так набил руку, что почти не пользовался шаблоном, сразу рисовал, красил и шлифовал. Узоры его были крупными и включали авторские элементы.

Сохранив традиции среднеазиатской росписи, Я. Рауфов создал оригинальные, необычайно декоративные композиции. Плодотворно используя богатое культурное наследие, он на деле применил множество растительных и геометрических композиций узоров, которые приковывают к себе внимание яркостью и гармоничным сочетанием цветовой гаммы. Мастеру свойственно внесение новых элементов и мотивов в каждую очередную композицию традиционных национальных узоров. Он успешно использовал технику кундала – выпуклого узора с использованием тонких с позолотой пластин. Благодаря его мастерству во многих зданиях “ожили” орнаменты. В 1941 г. в особняке А. Половцева (ныне – здание Музея народно-прикладного искусства Узбекистана) Я. Рауфов отреставрировал деревянные части, покрыл их эмалью, расписал потолки.

Роспись в музее Темуридов            Создал свою школу и вырастил не одну плеяду мастеров архитектурной декоративной росписи (наккоши) народный художник Узбекистана Жалил Хакимов – одаренный ученик выдающегося мастера-орнаменталиста Алимджана Касымжанова. Ж. Хакимов со своими учениками М. Тураевым, К. Каримовым, А. Ильхомовым оформляли бывшее здание Ташкентского дворца учащихся, Дом культуры в Бекабаде, ресторан “Юлдуз” в Самарканде, “Музей чести и славы” в Аккургане, здание Ташкентского вокзала, кафе “Узбекистан” и другие здания. Их работы отличает изящество, оригинальность исполнения, собственный стиль и временная принадлежность. Мастер архитектурной декоративной росписи Ж. Хакимов занимался также росписью мебели, шкатулок и других изделий быта. Расписанные им столики, кресла, шкатулки получили высокую оценку на многих международных выставках. В его работах доминирует насыщенный зеленый цвет, композиции гириха с цветами.

Среди представителей ташкентской школы наккошей – мастер Махмуд Тураев. Школу талантливого педагога можно назвать “школой создания композиций национальных узоров”, в которых преобладают по-новому осмысленные элементы и краски. М. Тураев стилизовал цветы, листья и фрукты, объединил отдельные узоры разных школ и создавал новые виды композиций, узоров и направлений.

Значительно дополнили разнообразие традиционных узоров, внеся оригинальные пейзажные и тематические элементы – сюжетные картины, портреты, пейзажи в золото-коричневом колорите, мастера росписи Тахир Тухтаходжаев, а также Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Лауреат Государственной премии Анвар Ильхомов, который учился искусству росписи у Жалила Хакимова и Махмуда Тураева.

Анвар Ильхамов            А. Ильхомов в совершенстве овладел искусством росписи на бумаге, дереве, ганче. Его новаторство в искусстве росписи заключается в том, что он смело ввел традиционные узоры в оформление современных зданий, используя в композициях разную цветовую гамму. В числе работ А. Ильхомова – зал торжеств Ташкентского дворца “Истиклол” (1980), Дворец текстильщиков (1987), Гулистанский драматический театр (1985), Государственный музей истории Темуридов. При украшении купола Государственного музея истории Темуридов мастер, используя нетрадиционный метод, разделил его на пять частей и создал сложную композицию. Ранее при таких работах купол делился на четыре части. Его нововведение сделало узор еще краше, он по-особенному заиграл после окончательной отделки. А. Ильхомов успешно применяет в узоре фольгу. Этот метод уже не раз использовался им и его учениками при украшении административных зданий и бытовых помещений. Ныне вместе с мастером успешно трудятся его ученики Тахир Хусанов, Садык Хакимов, Рустамбек Шаякубов.

Специалисты ташкентской школы росписи постоянно совершенствуют свое мастерство, особое внимание уделяя выбору узоров, подбору цветовой гаммы, бережному сохранению этого вида традиционного искусства.

Литература
1. Азимов И. Росписи Узбекистана. Ўзбекистон накшу нигорлари. Тошкент. 1987.
2. Манакова В.Н. Художественная культура жилища Узбекистана (Ташкент XIX – XX вв.). Ташкент, 1989.
3. Тошхўжаев Ш. Ўзбекистон амалий-бадиий санъати. Тошкент, 1971.
4. Зохидов П. Ўзбек меъморчилигининг устозлари. Тошкент, 1967.

Камилжон Гулямов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru