НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА

Ташкентская школа резьбы по дереву

 С давних времен Ташкент славился своими мастерами-резчиками, но художественная школа как таковая сформировалась только к середине XIX, началу XX века. Именно в это время наряду с оформлением  архитектурных сооружений большое распространение получает так называемая бытовая резьба.

Это связано с объективными причинами. После завоевания Туркестана царской Россией Ташкент получил статус столицы края и среди его горожан значительно возрос процент русского населения.alt
Идя на поводу у спроса, мастера начинают изготавливать мебель европейского образца, обильно украшенную национальными резными узорами. Резные шкафы, буфеты, столы, кресла, прочно входят в обиход ташкентцев, пользуются огромной популярностью стилизованные «восточные» многогранные столики с тонким арабесковым орнаментом. Мелкую резьбу применяют для оформления нетрадиционных изделий – аптечек, шкатулок, разнообразных чемоданчиков, портсигаров и др.
Народно-прикладное искусство Узбекистана, резьба по дереву в Узбекистане Сырьем для изделий служат почти все виды деревьев произраставших в Средней Азии: чинара, карагач, тал, арча, орех, урюк, джида и др.
Для ташкентской школы резчиков с XIX века были присущи два вида обработки орнамента: фоновое, при котором плоско-рельефный узор оттеняется путем выборки фона и трехгранно-выямчатый бесфоновый способ с врезным узором.
Фоновая резьба была куда более сложной и выполнялась только профессионалами, для украшения высокохудожественных вещей: футляров для чалм, лаухов, книжных переплетов, высоких многогранных столиков. Для этих изделий отбирались исключительно твердые породы деревье: орех, карагач, чинара и др.
Резьба выполнялась следующим образом. На заготовку наносился узор, а потом прямо по размеченному рисунку стамесками разной кривизны и вырезался орнамент. Для нанесения рисунка на заготовку накладывали шаблон и прорисовывали его с помощью припороха (ахты) или с помощью циркуля (паргор) и линейки на обрабатываемой поверхности рисовали геометрические фигуры, а затем соединяли их в сложный узор. Этот способ получил название «паргори» и широко использовался ташкентскими мастерами наряду с традиционными «багдади» и «ислими».
Вплоть до 80-х годов прошлого века, функциональное назначение резного дерева резко шло на убыль, не приветствовались народные поделки, резьба практически ушла из производства мебели, но Ташкентская школа продолжала развиваться, находя свое выражение в декоре монументальной архитектуры.alt
Резьба этого периода представлена замечательными работами таких ташкентских мастеров как С. Ходжаев, Ш. Гулямов, О. Файзуллаев, Х. Касымов, М. Касымов, Х. Касымов, Э. Нуралиев, Ш.Агзамов, Н. Ибрагимов. Несмотря на безусловную оригинальность и самобытность, в их творениях просматривается общая тенденция, присущая именно ташкентской школе: орнаментальные узоры вырезаются на двух- трех уровнях(сложная техника), фон отличается средней углубленностью, для большей выразительности применяется подцветка поверхности орнамента и покрытие его лаком.
Традиции старых мастеров сохраняют в своем творчестве и современные резчики. Примером служит О. Файзуллаев, на протяжении 50-и лет преподающий в Ташкентском художественном колледже и вырастивший уже не одно поколение талантливейших учеников.
М. Ибрагимова, единственная женщина в Узбекистане, которая в августе 2008 была удостоена почетного звания «Народный мастер Республики Узбекистан».
И целая плеяда молодых мастеров Х. Адылов, А. А. Аширов, Абдурахманов, З. Исамухамедов, Б. Ганиев, Ж. Гаипов, удостоенных различных наград и званий.
Но важнее всех почестей и знаков отличия – труды мастеров, которые останутся на века, гордостью для наших потомков, такие как резные работы на площади памяти и почестей (Ташкент), оформление Музея жертвам репрессий (Ташкент), декор и убранство здания Олий Меджлиса (Ташкент), мечеть Имама Хазрати (Хастимом), детали интерьера Государственного музея истории Узбекистана (Ташкент) и еще многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru