НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА

Резьба по дереву

Орнаментальная резьба по дереву применяется для отделки архитектурных конструкций и деталей колонн, балочных перекрытий, карнизов, дверей. Резьбой украшают национальные низкие столики хантахта, сундучки, шкатулки, подставки для Корана, футляры для книг, пеналы-каламдоны, музыкальные инструменты.

До наших дней дошло не так уж много старинных образцов резьбы по дереву. Но те, что уцелели, привлекают внимание красотой и совершенством. Фрагменты резного дерева в руинах замка VI века Джумалактепа и деревянное резное панно, найденное в верховьях реки Зарафшан, с изображением двухголовой змеи в окружении ритмичного волнообразного узора, дают представление о мастерстве ремесленников Согда. Сюжетная резьба по дереву существовала у народов Узбекистана и после вторжения арабов, вплоть до Х века. И только позже орнаментальные геометрические и растительные узоры полностью вытеснили сюжетные изображения.alt
В раскопках близ мавзолея Кусама ибн-Аббаса в некрополе Шахи-Зинда был найден резной фрагмент великолепного эпиграфического фриза, относящегося к XI веку. Несколько веков спустя, в эпоху Амира Темура, резьба по дереву, как и другие художественные ремесла, достигла высот настоящего искусства. В XIV веке усыпальница Кусама ибн-Аббаса была оформлена прекрасным панно с геометрическим орнаментом-гирихом из наборного дерева, а в мавзолее Сайфеддина Бохарзи в Бухаре был сооружен резной кенотаф. Пожалуй, самым замечательным произведением искусства резьбы по дереву этого времени можно считать прекрасные резные двери мавзолея Гури-Амир. В конце XIX века русский художник В.Верещагин был настолько восхищен их великолепием, что изобразил на известной картине «Двери Тамерлана».
Издавна искусными резчиками по дереву славились города и селения Хорезма, Ферганской долины. Мастерами широкого профиля были бухарские и гиждуванские умельцы. Неизменным спросом пользовались изделия ташкентских, самаркандских, бухарских ремесленников. Популярными были работы резчиков по дереву из Шахрисабза и Вабкента. К концу XVIII – началу XIX века сложились основные стили этого национального ремесла.alt
В искусстве узбекских мастеров резьбы по дереву различаются три основных орнаментальных стиля багдади, ислими и паргори. Бесфоновая резьба багдади распространена в Узбекистане повсеместно. Она состоит обычно из различных несложных геометрических композиций, представляющих трехгранно-выемчатый узор. Этот вид резьбы особенно популярен в Ташкенте и Хиве, а наименование его происходит от названия древней филенчатой конструкции дверей. Чаще всего багдади встречается в виде каемок, обрамляющих различные композиционные панно на дверях, столах-хантахта или сундучках, выполненных в другой технике резьбы. Рисунок орнамента багдади размечается прямо на заготовке, а затем мастер воспроизводит его формы.
В Коканде и Ташкенте мастера применяют особый стиль плоско-рельефной резьбы паргори, который получил свое название от слова паргор – циркуль. С помощью циркуля и линейки мастер-уймакор наносит на заготовку геометрическую сетку из кругов, квадратов, треугольников, по которой размечает тонкий, как кружево, узор. Невысокая, изящная резьба создает четкий изысканный рисунок, тонкую игру светотени.

Резьба с углубленным фоном ислими по своим художественным достоинствам богаче бесфоновой и применяется как в монументальном архитектурном декоре, так и для украшения изделий в сочетании с багдади и паргори. Резьба с углубленным фоном обычно делается в один план, но опытные мастера делают двух- и трехплановую резьбу. В этом случае фоном верхнего слоя резьбы служит узорная поверхность второго слоя. В стиле ислими преобладают вьющиеся, ритмично сплетающиеся побеги, стебли с бутонами, цветами, листьями, образующие сложные причудливые композиции. Сложный орнамент ислими обычно составляется мастером на бумаге и наносится на заготовку припорохом. Искусство резчика состоит в умелой обработке рельефа и выявлении естественной красоты дерева. Для обработки плоского рельефа и углубленного фона существует несколько основных приемов художественной отделки, имеющих у мастеров специальный термин «пардоз». Срезы рельефа оставляют прямыми или делают заоваленными. Поверхность рельефа может быть гладкой, полированной, а может быть отделана косыми врезками. Углубленный фон в одних случаях оставляют без отделки, в других обрабатывают точечным наколом, образующим фактурную основу для орнамента. Для разных регионов Узбекистана характерно применение тех или иных приемов «пардоза» и их сочетание.
altДля резных изделий узбекские мастера используют древесину карагача разновидности вяза. Деревья карагача достигают очень крупных размеров и имеют мелкую твердую структуру, допускающую тонкую отделку сложной резьбой. Из этого дерева, так же как из чинары и ореха, обычно режут колонны и двери. Из ореха также изготавливают столики, шкатулки, которые после полировки приобретают изысканный вид. Для мелких поделок употребляют нарост орехового дерева, имеющий красивую узорную структуру. К твердым местным породам относят арчу, отличающуюся богатой текстурой и рисунком. Для изготовления наборных решеток-панджара идет мягкая древесина тала рода ивы. Тутовник, распространенный по всему Узбекистану, в основном используют для музыкальных инструментов. Липа и урюковое дерево используются, как правило, для инкрустации. Тополь относится к мягким легким породам. Он без труда поддается обработке, но из-за малой прочности его обычно украшают несложной резьбой.
Выбрать и срубить необходимое дерево только часть дела. Сырая древесина для работы не годится. В зависимости от породы ее необходимо выдержать в сухом и желательно теплом месте, причем доски и бревна ставят в вертикальное положение, чтобы они не деформировались. Для чинары и ореха этот срок, например, достигает десяти-пятнадцати лет. И опытные мастера никогда не экономят время на просушке.
Применяют резчики в основном традиционные, проверенные временем инструменты. Это теша большая и малая, с наклонным лезвием поперек ручки, которой мастер предварительно формует заготовку. Рубанком производит окончательную зачистку древесины, при необходимости использует пилу, поперечную и лучковую, деревянный молоток. Используют мастера и деревообрабатывающие станки. В набор инструментов резчика по дереву входит более 25 резцов различного размера и вида. Они напоминают стамески с короткими деревянными ручками, лезвия их сильно заострены. Формы резцов, в зависимости от предназначения, имеют прямую, закругленную или желобчатую форму, а размер самого широкого резца не превышает десяти миллиметров.

С XVIII века наиболее ярко стилевые особенности резьбы по дереву выражены в хорезмской школе. Основы ее были заложены мастерами, создавшими декор хивинской Джума-мечети. Весь потолок мечети был перекрыт деревянными балками, которые опираются на 212 колонн высотой от четырех до пяти метров. Поверхность колонн покрыта растительным рельефом в сочетании с геометрическим. Каждая колонна замечательна не только высоким искусством резьбы и богатством орнамента, но и гармоничностью пропорций, оригинальным оформлением нижней части ствола в виде кувшина с цветущими побегами растений. Такая форма колонны с незначительными интерпретациями прочно укоренилась в традиционной строительной практике повсеместно в Узбекистане. Несколько позже для дворца хивинского хана Таш-хаули были созданы великолепные резные двери с узором в виде медальонов и резные деревянные колонны, вставленные в базу из орнаментированного мрамора.
С тех пор и до наших дней в традиционной узбекской архитектуре бытует три разновидности резных колонн. Они могут быть вырезаны из цельного куска дерева вместе с базой, иногда деревянная колона вставляется в каменную базу и, нередко, колонна и база вырезаются из дерева отдельно и соединяются с помощью конструкции в виде штыря. Колонны украшаются шаровидными основаниями-кузаги и сталактитовыми карнизами-макарнас, иногда их верх увенчивается капителью-калла. Но чаще всего колонна соединяется с потолочными перекрытиями посредством фигурных резных конструкций, что придает всему ее облику легкость и стройность.
Во второй половине ХХ века замечательный хивинский мастер А. Палванов и его ученики достигли высот настоящего искусства. Образцы их резьбы представлены не только в музейных экспозициях. Побывав в городе-заповеднике Хиве, путешественник может постучать в одну из резных калиток на узких улочках древнего города, и его гостеприимные хозяева пригласят во двор, окруженный айванами с орнаментированными колоннами.
Особый стиль резьбы по дереву сложился в Ферганской долине. В соборной Джума-мечети в Коканде, возведенной в начале XIX века, перекрытия айвана опираются на 98 резных колонн из столь твердого карагача-буджун, что его называли «каменным». Колонны вырезаны вместе с базами, а резьба является не только орнаментальным украшением, но и создает определенный художественный образ, органически вписывается в архитектонику всего сооружения.
Ярким представителем кокандской школы был выдающийся резчик по дереву усто Кадыржан Хайдаров. Его руками орнаментированы парадные двери, украшающие входные порталы Государственного музея истории Узбекистана и дворца Дружбы народов в Ташкенте. Он был непревзойденным мастером резьбы в стиле паргори. Его столики с шестигранной столешницей и хантахта, покрытые ажурной мелкой резьбой с полированной поверхностью узора на матовом фоне, находятся в экспозициях многих музеев. С конца прошлого века в мастерской работает его внук К. Хайдарова, потомственный резчик-уймакор А. Умаров, хранитель и продолжатель древних традиций. Как и дед, он вырезает стройные фигурные колонны и знаменитые кокандские резные филенчатые двери.

В Ташкенте работает много искусных резчиков по дереву, и старейший из них усто А. Файзуллаев по праву считается знатоком практически всех видов национальной резьбы и великолепным мастером, владеющим самыми сложнейшими приемами обработки дерева. А. Файзуллаев один из немногих уймакоров, умеющих вырезать и собирать наборную панджару. Сквозная решетчатая панджара издавна применяется для украшения верхних проемов дверей, оформления окон, декоративных складных ширм. Секрет этого изделия заключается в том, что из брусочков дерева с сечением не более одного сантиметра мастер собирает красивый геометрический орнамент без помощи клея, гвоздей или шурупов. В этом можно убедиться, если легонько постучать пальцем по одному из сегментов панджары. Он свободно выйдет из пазов, и так же плавно его можно вставить на место. Кажущаяся простота достигается точным математическим расчетом и ювелирной тщательностью исполнения. Потомственная резчица по дереву М. Ибрагимова и ученики А. Файзуллаева С. Рахматуллаев, Х. Хасанов известны не только на родине. Они часто принимают приглашения для оформления общественных зданий в Малайзии, Турции, Казахстане.
В художественных салонах Ташкента, Самарканда, Бухары, Коканда и Хивы представлены самые разнообразные предметы, украшенные резьбой по дереву: традиционные хантахты и комплекты шестигранных декоративных столиков с табуретами, шкатулки и пеналы, пудреницы и коробочки для драгоценностей, портсигары и трости, футляры для книг и рамы для картин, резные декоративные настенные панно и блюда. На столешницах и шкатулках узоры обычно состоят из центральной композиции в виде розетки или медальона в обрамлении узких и широких орнаментированных полос. Художественное значение и ценность узора на изделии определяются не только красотой орнамента, но и его пластикой, ритмами отдельных элементов, гармоничной увязкой их с формой предмета. Мастера применяют для монументальной резьбы и для оформления изделий одни и те же орнаменты, соответственно меняя их масштаб и глубину рельефа. Они никогда не переносят механически узоры разнохарактерных произведений с одной вещи на другую, всегда творчески осмысливая функциональность и архитектонику изделия.
Один из самых оригинальным видов резного дерева раздвижная подставка для Корана лаух появилась в средние века. Считалось, что с уходом из жизни в середине прошлого века знаменитого ташкентского резчика усто С. Ходжаева искусство изготовления лауха утеряно. Однако четверть века назад сразу несколько мастеров решили возродить этот древний вид резьбы. Лаух вырезается из одного цельного куска дерева. Когда раздвигают его неотделимые друг от друга прорезанные части, то получается небольшой пюпитр для книги, а сам лаух устанавливается на столе. Трудно поверить, что эта сложная конструкция выполняется без клея, гвоздей и каких-либо шарниров. В сложенном виде лаух превращается в аккуратный брусок дерева. Самые искусные мастера изготавливают двух- и трехслойные лаухи, которые, раздвигаясь, образуют своеобразную миниатюрную этажерку. Боковые полочки предназначены для небольших предметов карандаша, блокнота, закладки для книги. Лаухи, как правило, украшены изысканной резьбой, все детали тщательно отполированы. Пожалуй, наивысшего мастерства в изготовлении этих экзотических изделий достиг ташкентский мастер А. Азларов. Из-под его резца выходят «многоэтажные» лаухи, насчитывающие до десяти слоев раздвижных деталей.
Несмотря на все испытания и превратности судьбы, резное дерево остается одним из самых популярных видов прикладного искусства. Резные двери и колонны становятся неотъемлемой частью декора при строительстве общественных зданий, музеев и культовых сооружений. Природная фактура дерева, устойчивость древних традиций, тепло искусных рук, переданное мастером своему произведению, делают резьбу по дереву особенно привлекательной для человека в современном мире высоких технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top.Mail.Ru