Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты Узбекистана

История музыкальных инструментов Узбекистана необычайно богата и разнообразна. Пожалуй, самыми древними музыкальными инструментами, дошедшими до наших дней почти без изменений, можно назвать простейшие ударные инструменты, игрой на которых предки современных узбеков сопровождали танцы и песни. Это и неудивительно, ведь важной составляющей узбекской музыкальной культуры является ритм.alt

Один из древнейших инструментов — кайрок представляет собой две пары плоских шлифованных камней. Под аккомпанемент этих своеобразных кастаньет исполняются старинные хивинские мужские пляски. Другой, почти вышедший из употребления, ударный инструмент — кошик изготавливался из древесины тутовника, абрикоса или арчи и напоминал две пары ложек. Любопытно, что и сегодня в долинах Сурхандарьи женщины сопровождают свои пляски постукиванием изукрашенных деревянных ложек.

Еще один этнографический музыкальный инструмент — занг — в виде браслетов с бубенчиками из латуни или меди надевают на запястья рук и щиколотки танцовщицы, исполняющие древний согдийский танец-пантомиму «занг».

Конечно, самым главным, любимым ударным инструментом у узбеков всегда была дойра. Одна сторона деревянного обруча диаметром до пятидесяти сантиметров затянута кожаной мембраной, а на другой закреплено шестьдесят металлических колечек. Музыкант пальцами обеих рук выбивает дробь по туго натянутой коже, одновременно встряхивая дойру и сопровождая четкие звонкие удары мелодичным звоном. В руках виртуозов-дойристов, исполняющих усуль — ритмическое сопровождение танцев и пения, дойра может издавать нежные, как ветерок звуки, или греметь, как весенний гром. Ну, а если собрались подруги на девичник и затеяли танцы, а дойры нет, то годятся и такие импровизированные инструменты, как металлическое блюдо-лаган или поднос, или кепчик для веяния зерна, на которых можно мастерски выбивать ритм, как на дойре.alt

      Цимбалы — древнейшие из известных в мире струнных ударных музыкальных инструментов, очевидно, стали в средние века прообразом старинного узбекского чанга. На деревянном корпусе в форме трапеции натянуты сорок две треххордные стальные струны, а волнующие звенящие звуки музыканты извлекают, ударяя по струнам двумя тростниковыми или бамбуковыми палочками.

Археологические находки настенных росписей и терракотовых статуэток в раскопах городища Афрасиаб близ Самарканда, в античном Хорезме и в Сурхандарье свидетельствуют о распространении в эпоху эллинизма в Согдиане и Бактрии таких инструментов, как лютня, двойная флейта-авлоскифара. А на знаменитом фризе I-II века из Айртама, что в двадцати километрах от Термеза, неизвестный художник, живший при дворе вельможи Кушанского царя, изобразил музыкантов, играющих на арфе, флейте, четырехструнной лютне, кимвалах и двухстороннем барабане, напоминающем узбекский национальный барабан рез-нагора.

По Великому шелковому пути, основные маршруты которого пролегали по территории современного Узбекистана, двигались не только торговые караваны, но и на протяжении многих столетий распространялись культурные достижения народов Востока и Запада. Уже в начале нашей эры музыкальная культура и музыкальные инструменты из Западного края, как тогда называли Центральную Азию, пользовались большой популярностью в Китае. Там изучали согдийские ноты, приглашали музыкантов с их необычными инструментами. Из исторических источников известно, что в VII веке согдийцы славились игрой на свирели и лютне при дворе императоров династии Тан.

Очевидно, из Персии в раннем средневековье в Согд попал деревянный духовой инструмент зурна с семью игровыми отверстиями, известный в Узбекистане как сурнай. Этот же инструмент был завезен музыкантами из Чача в Китай и получил там распространение под названием сона. В Хиве издавна существует инструмент буламон, внешне похожий на сурнай. Однако, в отличие от конического канала сурная, воздушный канал буламона — цилиндрический, а в верхний его конец вставляется тростниковая трубочка с надрезанным язычком. Но самый любимый народный духовой инструмент — флейта-най. Звук его, таинственный и нежный, можно сравнить с журчанием горного ручья.

В миниатюрах начала XVI века к «Бобур-наме», поэтической автобиографии узбекского государственного деятеля, поэта и ученого Захириддина Бобура из династии Темуридов, можно найти изображения дойры и арфы, сурная и ная, трехструнного бухарского танбура и двойного барабана кош-нагора, представляющего собой два обожженных глиняных горшка-резонатора, широкие открытые горловины которых затянуты кожаной мембраной. В X-XI веках в Узбекистане необычайную популярность приобрел древний арабский струнный щипковый инструмент уд — модифицированная лютня. Детальное описание этого инструмента, обладающего большим глубоким резонатором, покрытым тонкой декой с маленькими отверстиями, и с короткой шейкой грифа можно встретить в средневековых рукописях, посвященных вопросам теории музыки.

Наравне с удом, одним из самых излюбленных инструментов в Узбекистане более тысячи лет остается рубаб, имеющий две парных и одну дополнительную струну. Его небольшой куполообразный резонатор с кожаной мембраной увенчан изящным длинным грифом. Играют на рубабе, ударяя по струнам специальной пластиной-плектром. Во времена Абу Али Ибн Сино (Авиценны) рубаб считался инструментом влюбленных. В одной из касыд Ибн Сино писал:

Как будто стерлись юности черты,
И словно потерял из виду ты
Возлюбленной жилище, где звучал
Рубаб, и голос милый отвечал.

Другой, известный с давних времен старинный инструмент, тамбур имеет три металлические струны и длинную шейку. Глубокий, завораживающий звук музыкант извлекает плектром, надетым на указательный палец. Пожалуй, самый распространенный щипковый музыкальный инструмент — это дутар, с большим грушевидным корпусом, двумя струнами и грифом, на котором расположено четырнадцать навязанных ладов, позволяющих исполнять на дутаре многоголосные мелодии. В середине тридцатых годов ХХ века в Узбекистане было сконструировано целое семейство оркестровых дутаров.

Многие ученые считают Центральную Азию родиной смычковых струнных инструментов, среди которых такие распространенные у азиатских народов, как сато и кобуз. Но самым древним смычковым инструментом, появившемся на узбекской земле, был гиджак, круглый корпус которого, затянутый кожаной мембраной, традиционно изготавливали из кокосового ореха. Звук гиджака напоминает скрипку, а играют на нем, установив вертикально на колене, с помощью особого смычка-камона.

Замечательным исполнителем на гиджаке был известный узбекский музыкант и композитор середины ХХ века Тохтасын Джалилов, собиратель музыкального фольклора, создавший на основе народных мелодий множество оркестровых произведений. Именем Т.Джалилова назван Узбекский Государственный оркестр народных инструментов, в состав которого входят более полутора десятков видов музыкальных инструментов, известных с древних времен.

Крупнейшие города Узбекистана — Бухара, Хива, Самарканд издавна славились мастерами изготовления музыкальных инструментов. В историю национальной музыки вошли имена мастеров, работавших в XIX — XX веках, таких как усто Умарали и Ташбай Султанов из Ташкента и его ученик Усман Зуфаров, усто Муминбек и усто Хайдар из Коканда. Инструменты, сработанные их руками, давно нашли свое место в музейных экспозициях и частных коллекциях. Их традиции продолжают современные мастера — Б.Алимов, братья Мирзаевы. Уникальные инструменты, выполненные знаменитыми мастерами, можно узнать не только по исключительному тембру звучания, но и по изысканной форме корпуса, любовной отделке тонкой орнаментальной резьбой по драгоценному дереву, инкрустацией из кости и перламутра.

Звуки старинных узбекских инструментов рождают волнующую таинственную музыку Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  Top.Mail.Ru